Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А.П.Чехов«Вишнёвыйсад».Идейноесодержание.Образыпьесы.
ДействиепьесыпроисходитвимениипомещицыЛюбовиАндреевныРаневской.Социальныйконфликтпьесы–этоконфликтуходящегодворянстваспришедшейемунасменубуржуазией.Другаясюжетнаялиния–социально-романтическая.МечтаАнииПетиТрофимоваразбиваетсяопрактицизмЛопахина,поволекотороговырубаетсявишневыйсад. Дворянство,привыкшеепраздножить,тратить,ноненаживать,несумелоперестроитьсявновыхусловиях.ЛюбовьАндреевнадавноуже«спустила»всесвоесостояние,ееимениезаложеноиперезаложено,ноона,всилупривычки,неможетизменитьсвойрасточительныйобразжизни.Раневскаянепонимает,чтонаступившеевремятребуетотнеепостоянныхусилий,необходимыхдляматериальноговыживания.ЕебратГаев–этосмесьтупогосамомненияосвоейзначительностииполнейшейничтожностивовсем.Втаком-товозрастестарыйлакейФирсодеваетемуштаны.Гаевзаявляет,чтовсесвоесостояниеон«проелналеденцах».Гаевзавершаетгалерею«лишнихлюдей»врусскойклассическойлитературе. БеспечностиинепрактичностистарыххозяеввишневогосадапротивопоставленыэнергияихозяйственнаяцелеустремленностьЛопахина.Онпрямойпотомоктех,«чьилицаглядятскаждоговишневогодеревавсаду».Лопахин–потомоккрепостных,которыеработалинаРаневских.Онликует,купивимение.Чеховясновиделхищническуюприродукапитала.Приобретательствокалечитчеловека,становясьеговторойнатурой.Тонкая,нежнаядушаЛопахинараноилипозднозагрубеет,потомучто«коммерсант»внемвсегдабудетбратьверх.Эмоцииинажива–этоабсолютнонесовместимыепонятия.ЛопахинапотрясаютслезыРаневской,онуменипонимает,чтоневсеможнокупитьипродать,нопрактицизм«мужика»побеждаетвнем.Нокакуюновуюжизньможнопостроить,загубивпрекрасныйвишневыйсадиотдавземлюподдачи? Чеховчеткопоказалполнуюдеградациюиморальноеоскудениедворянства,разложениеегокаккласса.Распаддворянскойкультурызавершаетихэкономическоеразложение.Но,помнениюЧехова,капитализмтожевременноеявление,потомучтонесетссобойразрушение.ПетясоветуетЛопахину«неразмахиватьруками».ВэтисловаЧеховвкладываетбольшоесомнениевцелесообразностидействийЛопахина. Героипо-разномувидятсвоебудущее.Раневскаясчитает,чтоеежизнькончена,ТрофимовиАнядажегде-торадыпродажесада,потомучтоэтодаетимшансначатьновуюжизньивыраститьсвойсад.Вишневыйсад–этосимволпрожитого,иснимуходятФирсиРаневская.СтароголакеяФирсазабывают,оностаетсявпустом,заколоченномдоме,где,вероятно,умретнеотстарости,аотголодаижажды.Фирспокорноприметсмерть,понимая,чтосвоеужепрожиливегогодысмешноцеплятьсязажизнь.ЧеховпоказалРоссиюнаперепутье,вкоторойещенеизжитодоконцапрошлое,гдеещененаступилоокончательнонастоящее,ноужепроглядываетбудущее. ПетяТрофимов,этотпассивныймечтательиидеалист,представляетсяЧеховучеловеком,которыйуничтожитвластьисможетизменитьжизнь.Егомечтыоравенстве,братстве,справедливости,помоемумнению,всеголишьмечты.УРаневскихегозовут«облезлымбарином»нетолькоиз-завнешности,ноииз-затого,чтооностаетсяюношейвсвоихмечтах. АняверитТрофимовуисогласнауехатьснимвМоскву.Скореевсего,онапоступитнакурсыилистанетреволюционеркой. Пьесакончаетсявозгласом:«Здравствуй,новаяжизнь».Чеховнепоказал,какойонабудет,даонинемогпоказать,потомучтоэтобыл1904год.ТрофимовиАняполнынадежд,испытываяприливсилинеудержимоежеланиетрудитсянаблаголюдей.Петя,помнениюЧехова,долженсменитьЛопахина,потомучтоименновегоустаавторвкладываетценнуюмысльотом,что«всяРоссия–нашсад». Чеховбылглубокоубежден,чточеловеку,чтобыбытьсвободным,нуженвесьземнойшар.Пьеса«Вишневыйсад»–этопрошлое,настоящееибудущееРоссии.ДаливысокуюоценкуЧеховумногиеписатели.ЭтойпьесойЧеховзавершилидейноеразвенчаниедворянства,начатоероманомТургенева«Отцыидети». Засороклет,прошедшихпослеотменыкрепостногоправа,дворянствовзначительнойстепениутратилосвоиэкономическиепозиции,онопостепенносходилосареныгосподствующегокласса. В«Вишневомсаде»Чеховвпервыедалразвернутыйбойдворянствукакклассу.Паразитизмдворянства,пустозвонство,привычкакнезаслуженнойроскоши–всеглубокоомерзительнописателю. Сменяющийихновыйвладелецвишневогосадатоженеявляетсяположительнымгероем.Онболеежизнеспособен,обладаеткрепкойхваткой,новпогонезаприбыльюбуржуазия,несомненно,уничтожитдуховныеценности. Авторскаяпесня(напримерепроизведенияБ. Окуджава «Нам нужна одна победа»). Авторскаяпесня,илибардовскаямузыка–песенныйжанр,возникшийвсерединеXXвекавразныхстранах.Егоотличительнымиособенностямиявляютсясовмещениеводномлицеавторамузыки,текстаиисполнителя,гитарноесопровождение,приоритетзначимоститекстапередмузыкой. ПредшественникомавторскойпесниможносчитатьгородскойромансипесенныеминиатюрыА.Вертинского. Поначалуосновужанрасоставлялистуденческиеитуристскиепесни,отличавшиесяот«официальных»(распространявшихсяпогосударственнымканалам)доминирующейличностнойинтонацией,живым,неформальнымподходомктеме.Отдельныепроизведенияжанрапоявилисьещёв1930-х(сочинённыеП.КоганомиГ.Лепскимромантическиепесни,самойизвестнойизкоторыхстала«Бригантина»,атакжеранниепесниМ.Анчарова).Чащевсегоавторыпесенэтогожанраявляютсяодновременноавторамиистихов,имузыки–отсюдаиназвание. Широкуюпопулярностьприобрелаавторскаяпеснявсередине1950-х,споявлениеммагнитофона.ВэтовремяначалисистематическисочинятьпесниБ.ОкуджаваиН.Матвеева. Позднее,в1960-хи70-х,классикамижанрасталиВ.Высоцкий,А.Галич,В.Туриянский,в80-хи90-хкнимдобавилисьМ.ЩербаковитворческийдуэтАлексеяИващенкоиГеоргияВасильева(«Иваси»). РядпесенА.ГаличаиЮ.Кимабылипрямопосвященысоветскимдиссидентам. ВажноеместовтворчествемногихбардовзанималатемаВеликойОтечественнойвойны.Приэтом,вотличиеотгероическогопафосапесен«официальнойкультуры»,вавторскойпесненапервоеместовыходил«человеческийаспект»войны,причинённыеейстрадания,еёантичеловечность(«Досвидания,мальчики!»Б.Окуджавы,«Балладаовечномогне»А.Галича,«Такслучилось,мужчиныушли»В.Высоцкогоимногиедругиепесни). «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») – песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В картине её поёт сестра милосердия Рая (Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов. Драмакакжанрлитературы. Драмакакжанрлитературы–этоодинизосновныхжанров(видов)драмыкакродалитературынарядустрагедиейикомедией.Какикомедия,драмавоспроизводитпреимущественночастнуюжизньлюдей,однакоглавнаяеецельнеосмеяниенравов,аизображениеличностивеедраматическихотношенияхсобществом. Приэтом,какитрагедия,драматяготеетквоссозданиюострыхпротиворечий,новместестемэтипротиворечиянестольнапряженыидопускаютвозможностьблагополучногоразрешения. ПонятиедрамакакжанрсложилосьвовторойполовинеXVIIIв.упросветителей.ДрамаXIX-XXвв.являетсяпреимущественнопсихологической.Отдельныеразновидностидрамысмыкаютсясосмежнымижанрами,используяихсредствавыразительности,напримерприемытрагикомедии,фарса,театрамасок. Каклитературныйжанрдрамаимеетустойчивыеподжанры: Ø Мелодрама Ø Психологическаядрама Ø Мещанскаядрама(вXVIIIвеке) Ø Драмаабсурда Ø Символистскаядрама Ø Экзистенциальнаядрама БИЛЕТ№23 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |