Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель автоматических реакций
Теоретические модели поведения начали появляться задолго до того, как конструкция мозга стала известна в деталях. В физиологии Рене Декарта организм животного рассматривался как устройство, в котором все процессы протекают естественным путем только вследствие определенного расположения частей этой машины, точно так же, как движение часов или другого автомата. Декарт предлагал вполне конкретную модель функционирования такого автомата, в которой регулирующая деятельность мозга сводится к распределению потоков возбуждения от органов чувств к двигательным путем отражения этих потоков (в буквальном смысле) в отверстия соответствующих нервов. В данной модели организм не имеет никакой субъективной системы представления мира, в ней поведение животного полностью определяется рефлексами («reflexus» по-латыни означает отражение) — врожденными стереотипными реакциями организма на раздражения со стороны среды, причем вопрос о происхождении этой системы реакций никак не рассматривается. Все рефлексы, по Декар- {36} ту, совершенно одинаковы у всех особей данного вида, так что если бы существовали искусственно сделанные автоматы, полностью копирующие поведение животного, человек бы не имел никакого средства узнать, что эти устройства — иной природы, нежели настоящие животные. Поведение же человека, полагал Декарт, определяется разумом, сущность и происхождение которого несводимы к материальным закономерностям; разум дает человеку возможность произвольных поступков, не являющихся автоматическим ответом на стимулы со стороны среды-Человек Декарта обладает, как и животные, машиной тела, но он не является машиной рефлексов, его поведение определяется сознанием, он имеет свободу воли. Декарт, таким образом, резко противопоставляет принципы организации поведения животных и человека: первые имеют от рождения набор автоматических реакций, а выбор альтернативных способов поведения является прерогативой человека, поскольку он связан с необходимостью использования сознания, разума. Вопросы о происхождении этих врожденных систем, регулирующих поведение столь различным образом, в ту эпоху еще не стали предметом конкретных научных исследований. Эволюция поведения Эволюционная теория Дарвина, рассматривая происхождение видов, привела на смену декартовскому неизменному организму-автомату иное существо — организм стал представителем постепенно сложившегося вида, прошедшего долгий путь формирования. Совокупность рефлексов оказалась отобранной в процессе приспособления вида к среде обитания. Идея эволюционного развития системы рефлексов повлекла за собою постановку вопроса о том, не меняется ли она и в процессе индивидуального развития. Существование врожденных программ поведения по-прежнему признается, но все больше внимания привлекают проблемы изменения системы реакций организма на внешние стимулы в течение жизни отдельной особи. Со временем подход становится все более тонким и дифференцированным: проблемой становится определение того, что именно в поведении дано от рождения, а что является приобретенным в результате научения (или специального обучения). Роль научения в поведении Вработах Ивана Петровича Павлова и его школы было показано, что научение у высших животных может играть значительную роль в организации поведения: используя свою {37} способность образовывать условные связи между одновременно действующими раздражителями, организм может существенно изменять набор своих рефлексов на протяжении жизни отдельной особи. Павловские условные рефлексы надстраивались над декартовскими безусловными, и вместе они образовывали систему связей, обеспечивавших эффективное приспособление к среде. Организм теперь отвечал на внешние воздействия по-разному в зависимости от того, каким был его индивидуальный прошлый опыт, и превращался из автомата в существо, непрерывно созидающееся в процессе приспособления к среде. Однако все же в представлении павловской школы имеющаяся в любой данный момент времени совокупность условных рефлексов полностью предопределяла реакцию организма на воздействие среды. Проблема возможности самостоятельного выбора реакции, аналогичная проблеме свободы воли у человека, в рамках этих представлений не могла быть решена или, напротив, решалась однозначно отрицательно, в пользу отсутствия возможности такого выбора. Поведение и моделирование среды В 30-х годах XX века непосредственные наблюдения за животными в естественной среде обитания, которые и прежде служили важным источником сведений, оформились в особое направление исследовательской деятельности, в особую дисциплину — этологию, которая быстро прославилась трудами Конрада Лоренца, Карла фон Фриша, Нико Тинбергена (если называть только нобелевских лауреатов). Этологи убедительно доказали, что разделить, различить в поведении врожденное и приобретенное невозможно: врожденные программы организуют поведение лишь приближенно и схематично, они нуждаются в последующей доработке. Чем проще организм, тем лучше он приспособлен к среде уже в момент рождения и, стало быть, меньше нуждается в совершенствовании набор врожденных программ; чем выше по эволюционной лестнице, тем больше роль научения и взаимодействия с сородичами. Этолога ввели в научный обиход представление об импринтинге (запечатлении) — механизме доработки наследственных программ, который при предъявлении внешней средой типичных для вида образцов поведения конкретизирует и уточняет содержащуюся в них информацию. Например, птенец чайки сначала пытается «пить» любую гладкую поверхность — лед, стекло, и только после нескольких {38} неудачных и удачных проб вырабатывает адекватное, более дифференцированное представление о свойствах того объекта, который пригоден для утоления жажды. Если же среда в течение некоторого периода не предъявляет необходимых раздражителей, готовность совершенствовать врожденные программы угасает. Есть много оснований полагать, что такого же рода механизм действует и при становлении сознания. В частности, дети, воспитанные животными, не получили вовремя раздражителей, в которых биологическая готовность мозга к формированию сознания могла бы найти необходимую пищу. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |