Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 22. Художественный мир романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях»




1.Условия и правила словесно-речевой игры в романе. Автор, повествователь и рассказчик в трех главах вступления: «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела», Предисловие».

2.Образ автора в романе и его «роли». Роль повествователя. Роль рассказчика («автора»): рассказчик в роли критика, рассказчик в роли публициста, рассказчик в роли действующего лица.

3.Художественное время романа. Время героев - фабульное время. Время повествователя - сюжетное время. Время рассказчика - историческое время.

4.Художественное пространство в романе. Пространственный мир героев. Метафоризация и символизация пространства в снах Веры Павловны. Условный (интеллектуальный и общечеловеческий) пространственный мир рассказчика. Общая картина мира в романе.

5. Образ будущего в романе. Этика «разумного эгоизма» и иерархия героев.

Список литературы

Чернышевский Н. Г Что делать?: Из рассказов о новых людях (любое издание).

Вердеревская Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Пособие для учащихся. М., 1982.

Гураяьник У. А. Наследие Н. Г. Чернышевского-писателя и советское литературоведение: Итоги, задачи, перспективы изучения. М., 1980.

История русской литературы второй половины XIX века: Практикум. М., 1998. С. 66–91.

Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1982.

Лебедев А. А. Разумные эгоисты Чернышевского: Философский очерк. М., 1973.

Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1974.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. Гл. 3.

Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1963.

Он же. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество: Пособие для студентов. М., 1984.

Руденко Ю. К. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

Он же Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976.

Тема 23. Повесть В. А. Слепцова «Трудное время»

1.Творческий путь В. А. Слепцова. Его мировоззрение.

2.Пореформенная Россия в повести «Трудное время»: отношения помещиков и крестьян, земские реформы, мировые посредники.

3.Своеобразие критики либерализма у Слепцова. Образ Щетинина. Приемы и средства слепцовской сатиры.

4.Мировоззрение разночинца-демократа Рязанова и проблема положительного героя. Причины скептицизма Рязанова.

5.Образ МарииНиколаевны Щетининой как тип новой женщины. Решение проблемы любви в повести.

6.Художественные особенности романа: сюжет и композиция, своеобразие народного языка, подтекст и «тайнопись» эзоповской речи.

7.Классики русской литературы о таланте Слепцова.

Список литературы

Слепцов В. А. Трудное время // Слепцов В. А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957.

Горький М. О Василии Слепцове // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1958.

Писарев Д. И. Подрастающая гуманность // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956.

Беднов А. Г. Творчество В. А. Слепцова. Архангельск, 1958.

Канарский С. А. К характеристике стиля сочинений писателей-демократов Н. Успенского, В. Слепцова, Ф. Решетникова // Сб. статей по языкознанию, посвящ. акад. В. В. Виноградову. М., 1958.

Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. М., 1989.

Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986 (гл. 17).

Проза писателей-демократов 60-х годов ХГХ века. М., 1962.

Семакова М. Художественное своеобразие повести Слепцова «Трудное время». Л., 1974.

Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1958.

Тема 24. Повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы»

1. Жизненные «университеты» Решетникова. Г. Успенский о личности Решетникова.

2. Оригинальность «Подлиповцев» как «этнографического очерка». Сознательная установка Решетникова на принципы изображения народа, выдвинутые Добролюбовым («О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858) и Чернышевским («Не начало ли перемены?», 1861). Манера повествования. Национальный колорит повести. Картины проникновения «цивилизации» в коми-пермяцкую деревню.

3. Отражение в судьбах подлиповцев движения истории. Соотношение частной инициативы и исторической закономерности. Решетников о нравственных свойствах народа (полемический аспект в постановке проблемы). Удалось ли Решетникову показать миросозерцание народа? Отражение в повести путей формирования общественного сознания рабочих.

4. Принципы художественной типизации у Решетникова. Изображение жизни с позиций «обыденного сознания» простых людей. Роль быта в характеристике действующих лиц и специфика бытовых деталей. Имеется ли психологический анализ в повести Решетникова? Роль фольклоризма как средства создания характеров. Специфика изображения драматических и трагических событий в повести. Хронотоп «Подлиповцев». Полемические аспекты в методе и стиле Решетникова.

5. Русские писатели о месте Решетникова в русском литературном процессе 1860-х годов (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин). Н. В. Шелгунов о своеобразии «народного реализма» Решетникова. Споры советских исследователей о «народном реализме» (В. И. Кулешов – И. А Дергачев).

Список литературы

Решетников Ф. М. Подлиповцы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Остепени участия народности в развитии русской литературы (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. «Где лучше?»: Роман Решетникова // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 9. М., 1940 (или любое издание).

Шелгунов Н. В Народный реализм в литературе // Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974.

Дергачев И. А. Открытие Решетникова // Дергачев И. Книги и судьбы: Страница литературной жизни Урала. Свердловск, 1973.

Он же. Был ли народный реализм в русской литературе 1870–1890 гг. // Проблемы литературного процесса. Свердловск, 1985.

Кулешов В. И. История русской критики XIX в. (глава о Н. В. Шелгунове; любое издание).

Лотман Л. М. Роман из народной жизни... // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Народный герой и динамика исторического процесса // Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

Она же. Ф. М. Решетников и проблема романа в шестидесятые годы // Русская литература 1870–1890-х гг. Свердловск, 1974.

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870–1890-х ГОДОВ

Тема 1. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Историческая форма сатиры в композиции книги. Своеобразие языка летописца. Функции старинного слога.

2. Источники «Истории одного города». Историческое и современное в книге. Принципы словообразования в наименовании летописных племен и градоначальников.

3. Полемика Щедрина с известными концепциями исторического развития России - идеями Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, А. П. Пыпина, Б. Н. Чичерина и др.

4. Какую «роль» избирает себе автор и как ей следует на протяжении всей книги? Проанализируйте «присутствие» автора в главах «Соломенный город», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», « Заключение».

5. Город Глупов как метафора географическая, политическая, моральная. Расшифруйте понятие «город-гротеск». Как создается образ города-гротеска?

6. Образы градоначальников. Средства сатирической типизации в создании образов (гротеск, гипербола, эзопов язык, ирония и др.)

7. Проблема взаимоотношения самодержавия и народа. Сатира на народ, на его исторические действия. Характер шутовских бунтов. Народ «исторический» и «демократический».

8. История глуповского либерализма. Сатира в форме утопии: глуповские нивелляторы и прожектеры.

9. Финал книги. Смысл образа «Оно».

Список литературы

Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература, 1990. № 2.

Буишин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Ч. 2 (гл. 1).

Он же Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1979: Статьи и материалы. Л., 1976.

Иванова Г. В. «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра. М., 1971. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска // Вопр. лит. 1971. № 2 Или: Николаев Д. П. Сатира и реалистический гротеск. М., 1977.)

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963 (гл. 1).

Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогиях «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина// Рус. лит. 1981. № 1.

Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1, т. 1 (гл. 4.) С. 120–127. М., 1988; см. также фрагменты работ русских историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. Н. Костомарова и др. о призвании варяжских князей.

Эйхенбаум Б. М «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: (Комментарии) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...