Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 22. Художественный мир романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях»
1.Условия и правила словесно-речевой игры в романе. Автор, повествователь и рассказчик в трех главах вступления: «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела», Предисловие». 2.Образ автора в романе и его «роли». Роль повествователя. Роль рассказчика («автора»): рассказчик в роли критика, рассказчик в роли публициста, рассказчик в роли действующего лица. 3.Художественное время романа. Время героев - фабульное время. Время повествователя - сюжетное время. Время рассказчика - историческое время. 4.Художественное пространство в романе. Пространственный мир героев. Метафоризация и символизация пространства в снах Веры Павловны. Условный (интеллектуальный и общечеловеческий) пространственный мир рассказчика. Общая картина мира в романе. 5. Образ будущего в романе. Этика «разумного эгоизма» и иерархия героев. Список литературы Чернышевский Н. Г Что делать?: Из рассказов о новых людях (любое издание). Вердеревская Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Пособие для учащихся. М., 1982. Гураяьник У. А. Наследие Н. Г. Чернышевского-писателя и советское литературоведение: Итоги, задачи, перспективы изучения. М., 1980. История русской литературы второй половины XIX века: Практикум. М., 1998. С. 66–91. Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1982. Лебедев А. А. Разумные эгоисты Чернышевского: Философский очерк. М., 1973. Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1974. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996. Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. Гл. 3. Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1963. Он же. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество: Пособие для студентов. М., 1984. Руденко Ю. К. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979. Он же Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989. Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976. Тема 23. Повесть В. А. Слепцова «Трудное время» 1.Творческий путь В. А. Слепцова. Его мировоззрение. 2.Пореформенная Россия в повести «Трудное время»: отношения помещиков и крестьян, земские реформы, мировые посредники. 3.Своеобразие критики либерализма у Слепцова. Образ Щетинина. Приемы и средства слепцовской сатиры. 4.Мировоззрение разночинца-демократа Рязанова и проблема положительного героя. Причины скептицизма Рязанова. 5.Образ МарииНиколаевны Щетининой как тип новой женщины. Решение проблемы любви в повести. 6.Художественные особенности романа: сюжет и композиция, своеобразие народного языка, подтекст и «тайнопись» эзоповской речи. 7.Классики русской литературы о таланте Слепцова. Список литературы Слепцов В. А. Трудное время // Слепцов В. А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957. Горький М. О Василии Слепцове // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1958. Писарев Д. И. Подрастающая гуманность // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. Беднов А. Г. Творчество В. А. Слепцова. Архангельск, 1958. Канарский С. А. К характеристике стиля сочинений писателей-демократов Н. Успенского, В. Слепцова, Ф. Решетникова // Сб. статей по языкознанию, посвящ. акад. В. В. Виноградову. М., 1958. Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. М., 1989. Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986 (гл. 17). Проза писателей-демократов 60-х годов ХГХ века. М., 1962. Семакова М. Художественное своеобразие повести Слепцова «Трудное время». Л., 1974. Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1958. Тема 24. Повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы» 1. Жизненные «университеты» Решетникова. Г. Успенский о личности Решетникова. 2. Оригинальность «Подлиповцев» как «этнографического очерка». Сознательная установка Решетникова на принципы изображения народа, выдвинутые Добролюбовым («О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858) и Чернышевским («Не начало ли перемены?», 1861). Манера повествования. Национальный колорит повести. Картины проникновения «цивилизации» в коми-пермяцкую деревню. 3. Отражение в судьбах подлиповцев движения истории. Соотношение частной инициативы и исторической закономерности. Решетников о нравственных свойствах народа (полемический аспект в постановке проблемы). Удалось ли Решетникову показать миросозерцание народа? Отражение в повести путей формирования общественного сознания рабочих. 4. Принципы художественной типизации у Решетникова. Изображение жизни с позиций «обыденного сознания» простых людей. Роль быта в характеристике действующих лиц и специфика бытовых деталей. Имеется ли психологический анализ в повести Решетникова? Роль фольклоризма как средства создания характеров. Специфика изображения драматических и трагических событий в повести. Хронотоп «Подлиповцев». Полемические аспекты в методе и стиле Решетникова. 5. Русские писатели о месте Решетникова в русском литературном процессе 1860-х годов (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин). Н. В. Шелгунов о своеобразии «народного реализма» Решетникова. Споры советских исследователей о «народном реализме» (В. И. Кулешов – И. А Дергачев). Список литературы Решетников Ф. М. Подлиповцы (любое издание). Добролюбов Н. А. Остепени участия народности в развитии русской литературы (любое издание). Салтыков-Щедрин М. Е. «Где лучше?»: Роман Решетникова // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 9. М., 1940 (или любое издание). Шелгунов Н. В Народный реализм в литературе // Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974. Дергачев И. А. Открытие Решетникова // Дергачев И. Книги и судьбы: Страница литературной жизни Урала. Свердловск, 1973. Он же. Был ли народный реализм в русской литературе 1870–1890 гг. // Проблемы литературного процесса. Свердловск, 1985. Кулешов В. И. История русской критики XIX в. (глава о Н. В. Шелгунове; любое издание). Лотман Л. М. Роман из народной жизни... // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. Она же. Народный герой и динамика исторического процесса // Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. Она же. Ф. М. Решетников и проблема романа в шестидесятые годы // Русская литература 1870–1890-х гг. Свердловск, 1974.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870–1890-х ГОДОВ Тема 1. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Историческая форма сатиры в композиции книги. Своеобразие языка летописца. Функции старинного слога. 2. Источники «Истории одного города». Историческое и современное в книге. Принципы словообразования в наименовании летописных племен и градоначальников. 3. Полемика Щедрина с известными концепциями исторического развития России - идеями Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, А. П. Пыпина, Б. Н. Чичерина и др. 4. Какую «роль» избирает себе автор и как ей следует на протяжении всей книги? Проанализируйте «присутствие» автора в главах «Соломенный город», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», « Заключение». 5. Город Глупов как метафора географическая, политическая, моральная. Расшифруйте понятие «город-гротеск». Как создается образ города-гротеска? 6. Образы градоначальников. Средства сатирической типизации в создании образов (гротеск, гипербола, эзопов язык, ирония и др.) 7. Проблема взаимоотношения самодержавия и народа. Сатира на народ, на его исторические действия. Характер шутовских бунтов. Народ «исторический» и «демократический». 8. История глуповского либерализма. Сатира в форме утопии: глуповские нивелляторы и прожектеры. 9. Финал книги. Смысл образа «Оно». Список литературы Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание). Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература, 1990. № 2. Буишин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Ч. 2 (гл. 1). Он же Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1979: Статьи и материалы. Л., 1976. Иванова Г. В. «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра. М., 1971. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска // Вопр. лит. 1971. № 2 Или: Николаев Д. П. Сатира и реалистический гротеск. М., 1977.) Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963 (гл. 1). Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогиях «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина// Рус. лит. 1981. № 1. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1, т. 1 (гл. 4.) С. 120–127. М., 1988; см. также фрагменты работ русских историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. Н. Костомарова и др. о призвании варяжских князей. Эйхенбаум Б. М «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: (Комментарии) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |