Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!/ Мне дело - измена, мне имя - Марина,/ / Я - бренная пена морская. Дробясь о гранитные ваши колена,/ Я с каждой волной - воскресаю!/ Да здравствует пена - веселая пена -/ Высокая пена морская! «Вода» А вода? Миг — ясна…/ Миг — круги, ряби: рыбка…/ Так и мысль!.. Вот — она…/ Но она — глубина,/ Заходившая зыбко. | ||
Тема греха | Маяковский Ахматова Цветаева | «Гимн обеду» О грехе чревоугодия/ Если взрежется последняя шея бычья/ и злак последний с камня серого,/ ты, верный раб твоего обычая,/ из звезд сфабрикуешь консервы. «Сероглазый король» Легкомыслие!- Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! Ты в глаза мне вбрызнул смех, и мазурку мне вбрызнул в жилы. | |
Тема суицида | С.А. Есенин В.Я. Брюсов Маяковский | «Исповедь самоубийцы» Простись со мною, мать моя,/ Я умираю, гибну я!/ Больную скорбь в груди храня,/ Ты не оплакивай меня.// Не мог я жить среди людей,/ Холодный яд в душе моей./ И то, чем жил и что любил,/ Я сам безумно отравил. «Демон самоубийства» Он в темный час, когда, как оводы,/ Жужжат мечты про боль и ложь,/ Нам шепчет роковые доводы/ И в руку всовывает нож. Он на мосту, где воды сонные/ Бьют утомленно о быки,/ Вздувает мысли потаенные/ Мехами злобы и тоски. «Предсмертное письмо» Как говорят —/ «инцидент исперчен»,/ любовная лодка/ разбилась о быт./ Я с жизнью в расчете/ и не к чему перечень/ взаимных болей, / бед/ и обид./ Счастливо оставаться. | |
Тема зари | А.А. Фет Пушкин Фет | «Я пришел к тебе с приветом» Я пришел к тебе с приветом,/ Рассказать, что солнце встало,/ Что оно горячим светом/ По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся,/ Весь проснулся, веткой каждой,/ Каждой птицей встрепенулся/ И весенней полон жаждой; «Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный!/ Еще ты дремлешь, друг прелестный -/ Пора, красавица, проснись:/ Открой сомкнуты негой взоры/ Навстречу северной Авроры,/ Звездою севера явись! «Шепот, робкое дыханье…» В дымных тучках пурпур розы,/ Отблеск янтаря,/ И лобзания, и слезы,/ И заря, заря!.. | |
Образ Гамлета | Б.Пастернак А.А. Ахматова Александр Блок | «Гамлет» Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; Гул затих. Я вышел на подмостки./ Прислонясь к дверному косяку,/ Я ловлю в далеком отголоске,/ Что случится на моем веку. «Читая Гамлета» Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь/ Или замуж за дурака..."/ Принцы только такое всегда говорят,/ Но я эту запомнила речь,-/ Пусть струится она сто веков подряд/ Горностаевой мантией с плеч. Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети,/ И в сердце - первая любовь/ Жива - к единственной на свете. Тебя, Офелию мою,/ Увел далёко жизни холод,/ И гибну, принц, в родном краю/ Клинком отравленным заколот. | |
Тема смерти | М.Ю. Лермонтов Есенин Николай Рубцов | «Смерть поэта» Погиб поэт!- невольник чести -/ Пал, оклеветанный молвой,/ С свинцом в груди и жаждой мести,/ Поникнув гордой головой!.. Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать./ Может быть, и скоро мне в дорогу/Бренные пожитки собирать. Знаю я, что в той стране не будет/ Этих нив, златящихся во мгле./ Оттого и дороги мне люди,/ Что живут со мною на земле. «Да, умру я» Да, умру я!/ И что ж такого?/ Хоть сейчас из нагана в лоб! И останется всё,/ Как было,/ На Земле, не для всех родной.../ Будет так же/ Светить Светило/ На заплёванный шар земной! | |
Лирика в русле сентиментализма | Жуковский Карамзин Пушкин | «Песня» «Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях: Могу ль узреть во блеске новом/ Мечты увядшей красоту?/ Могу ль опять одеть покровом/ Знакомой жизни наготу? Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях: Там есть один жилец безгласный,/ Свидетель милой старины; Там вместе с ним все дни прекрасны/ В единый гроб положены. Чувствительной душе не сродно ль изменяться? Она мягка, как воск, как зеркало, ясна,/ И вся Природа в ней с оттенками видна./ Нельзя ей для себя единою казаться «Певец» Слыхали ль вы за рощей глас ночной/ Певца любви, певца своей печали?/ Когда поля в час утренний молчали,/ Свирели звук унылый и простой/ Слыхали ль вы? | |
Вечные образы | Б. Пастернак Блок | «Гамлет» «Стихи о прекрасной даме» | |
Тема нравственного очищения | А.А. Ахматова Лермонтов Пушкин | «Я научилась просто, мудро жить…»/Смотреть на небо и молиться Богу, / И долго перед вечером бродить, / Чтоб утомить ненужную тревогу. «Молитва» Возрождение Так исчезают заблужденья/ С измученной души моей,/ И возникают в ней виденья/ Первоначальных, чистых дней. | |
Тема исторической памяти | А.А.Блок Лермонтов Пушкин | «На поле Куликовом» «Бородино» «Полтава» | |
Обращение к близким людям | С. Есенин Пушкин Маяковский | «Письмо матери» Ты жива еще, моя старушка?/ Жив и я. Привет тебе, привет!/Пусть струится над твоей избушкой/ Тот вечерний несказанный свет.«К Пущину»Любезный именинник,/ О Пущин дорогой!/ Прибрел к тебе пустынник/ С открытою душой; «Лиличка» Не надо этого, /дорогая,/ хорошая,/ дай простимся сейчас. | |
Тема сытых | А.А. Блок В.В. Маяковский | «Сытые» Пусть доживут свой век привычно -/ Нам жаль их сытость разрушать./ Лишь чистым детям – неприлично/ Их старой скуке подражать. «Вам» Если б он, приведенный на убой,/ вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой/ охотливо напеваете Северянина! «Нате» Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей;/ вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей. | |
Тема смысла бытия | М.Ю. Лермонтов Заболоцкий Блок | «И скучно, и грустно…» Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг/ Исчезнет при слове рассудка;/ И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -/ Такая пустая и глупая шутка... Во многом знании – немалая печаль Я разве только я? Я - только краткий миг/ Чужих существований. Боже правый,/ Зачем ты создал мир и милый и кровавый,/ И дал мне ум, чтоб я его постиг! «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» | |
Тема ответственности перед собой и временем | Твардовский Ахматова Пушкин | Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны./ Мы в буднях перед ними виноваты,-/ Не замолить по праздникам вины./ И славословья музыкою громкой/ Не заглушить их памяти святой./ И в наших будут жить они потомках,/ Что, может, нас оставят за чертой. «Мужество» "Великое русское слово./ Свободным и чистым тебя пронесем,/ И внукам дадим, и от плена спасем «Я памятник себе воздвиг» Нет, весь я не умру — душа в заветной лире/ Мой прах переживет и тленья убежит —/ И славен буду я, доколь в подлунном мире/ Жив будет хоть один пиит. | |
Исповедальный мотив | С. Есенин Маяковский Лермонтов | «Исповедь хулигана» «Лиличка» «Мцыри» | |
Образ Петербурга | Пушкин Анненский Ахматова | «Медный Всадник» В гранит оделася Нева;/ Мосты повисли над водами;/ Темно-зелеными садами/ Ее покрылись острова,/ И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва,/ Как перед новою царицей/ Порфироносная вдова. «Петербург» Город пышный, город бедный,/ Дух неволи, стройный вид,/ Свод небес зелено-бледный,/ Скука, холод и гранит… Стихи о Петербурге Вновь Исакий в облаченье/ Из литого серебра. / Стынет в грозном нетерпенье / Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый / С черных труб сметает гарь… / Ах! своей столицей новой/ Недоволен государь. | |
Тема религии | Лермонтов Пушкин Цветаева | «Молитва» «Подражания Корану» И чувствует путник и силу, и радость;/ В крови заиграла воскресшая младость;/ Святые восторги наполнили грудь:/ И с богом он дале пускается в путь. «Молитва» | |
Тема камня | Мандельштам Цветаева Лермонтов | «Norte Dame» Но выдает себя снаружи тайный план:/ Здесь позаботилась подпружных арок сила,/ Чтоб масса грузная стены не сокрушила,/ И свода дерзкого бездействует таран. «Кто создан из камня, кто создан из глины» «Нищий» | |
Тема души | Тютчев Цветаева Заболоцкий | «Silentium!» Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои —/ Пускай в душевной глубине/ Встают и заходя́т оне/ Безмолвно, как звезды́ в ночи, —/ Любуйся ими — и молчи. Душа Шестикрылая, ра-душная,/ Между мнимыми - ниц! – сущая /Н е задушена вашими тушами/ Ду-ша! «Не позволяй душе лениться» | |
Тема повторений событий в истории | Блок Баратынский | «Ночь, улица, фонарь, аптека…» На что вы дни! Юдольный мир явленья/ Свои не изменит!/ Все ведомы, и только повторенья/ Грядущее сулит. | |
Переломный момент в жизни лирического героя | Лермонтов Тютчев Есенин | «Как часто пестрою толпою окружен» И если как-нибудь на миг удастся мне/ Забыться, - памятью к недавней старине / Лечу я вольной, вольной птицей Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило;/ Я вспомнил время золотое —/ И сердцу стало так тепло... Не жалею, не зову, не плачу,/ Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный,/ Я не буду больше молодым. | |
Тема разлуки | И. Бродский Лермонтов Ахматова | «Ниоткуда с любовью…» я любил тебя больше, чем ангелов и самого,/ и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих; «Договор» В толпе друг друга мы узнали/ Сошлись и разойдемся вновь. / Была без радости любовь, / Разлука будет без печали «Сжала руки под темной вуалью» | |
Образ осени | А.С. Пушкин А.К. Толстой Тютчев | «Осень» "Унылая пора! очей очарованье!/ Приятна мне твоя прощальная краса —/ Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и в золото одетые леса,.. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят"/ Лишь вдали красуются, там на дне долин,/ Кисти ярко-красные вянущих рябин. Есть в осени первоначальной/ Короткая, но дивная пора -/ Весь день стоит как бы хрустальный,/ И лучезарны вечера... | |
Образ лета | Б. Пастернак Есенин Фет | «Июль» Июль, таскающий в одёже/ Пух одуванчиков, лопух,/ Июль, домой сквозь окна вхожий,/ Всё громко говорящий вслух. Анна Снегина «Есть что-то прекрасное в лете/ А с летом прекрасное в нас» «Дождливое лето» Покрыты слегшими травами, /Не зыблют колоса поля,// И, пресыщенная дождями,/ Не верит солнышку земля. | |
Образ зимы | С. Есенин Пушкин Пастернак | «Поет зима, аукает…» А по двору метелица/ Ковром шелковым стелется,/ Но больно холодна./А вьюга с ревом бешеным/ Стучит по ставням свешенным/ И злится все сильней. И дремлют пташки нежные/ Под эти вихри снежные/ У мерзлого окна./ И снится им прекрасная,/ В улыбках солнца ясная/ Красавица весна. «Зимнее утро» «Февраль. Достать чернил и плакать» | |
Образ весны | А.А. Фет Тютчев Ахматова | «Я пришел к тебе с приветом» «Люблю грозу в начале мая…» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг,/ Шумят деревья весело-сухие,/И теплый ветер нежен и упруг./ И легкости своей дивится тело,/ И дома своего не узнаешь,/ А песню ту, что прежде надоела,/ Как новую, с волнением поешь. | |
Хорошее отношение к животным | Есенин Маяковский Асадов | Дай, Джим, на счастье лапу мне Такую лапу не видал я сроду./ Давай с тобой полаем при луне/ На тихую, бесшумную погоду./ Дай, Джим, на счастье лапу мне. «Хорошее отношение к лошадям» "Лошадь, не надо. / Лошадь, слушайте - / чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, / все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь" "Баллада о рыжей дворняге" "Старик, ты не знаешь породы. Ведь может быть внешность дворняги, А сердце чистейшей породы!" | |
Тема тяжелой доли русской женщины | Некрасов Блок Твардовский | "Тройка" «На железной дороге» Не подходите к ней с вопросами,/ Вам все равно, а ей - довольно:/ Любовью, грязью иль колесами/ Она раздавлена - все больно. «Памяти матери» Когда нам платочки, носочки/ Уложат их добрые руки,/ А мы, опасаясь отсрочки,/ К назначенной рвемся разлуке. | |
Тема дороги | Лермонтов Пушкин А. Блок | «Дорога» Выхожу один я на дорогу;/ Сквозь туман кремнистый путь блестит;/ Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,/ И звезда с звездою говорит. Зимняя дорога По дороге зимней, скучной/ Тройка борзая бежит,/ Колокольчик однозвучный/ Утомительно гремит. «Россия» "И невозможное возможно, / Дорога долгая легка, / Когда блеснет в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка..." | |
Тема изгнания | Лермонтов Ахматова Мандельштам | «Тучи» Тучки небесные, вечные странники!/ Степью лазурною, цепью жемчужною/ Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники/ С милого севера в сторону южную. "Не с теми я, кто бросил землю" Но вечно жалок мне изгнанник,/ Как заключенный, как больной./ Темна твоя дорога, странник,/ Полынью пахнет хлеб чужой Лишив меня морей, разбега и разлета И дав стопе упор насильственной земли, / Чего добились вы? Блестящего расчета: / Губ шевелящихся отнять вы не могли. | |
Тема матери | Есенин Твардовский Цветаева | "Письмо матери" «Памяти матери» Прощаемся мы с матерями /Задолго до крайнего срока —/ Ещё в нашей юности ранней,/ Ещё у родного порога, Когда нам платочки, носочки/ Уложат их добрые руки,/ А мы, опасаясь отсрочки,/ К назначенной рвёмся разлуке. Ахматовой Имя ребенка -- Лев,/ Матери -- Анна./ В имени его -- гнев,/ В материнском -- тишь./ Волосом он рыж/ -- Голова тюльпана! --/ Что ж, осанна/ Маленькому царю. | |
Тема Москвы | Окуджава Цветаева Блок | "Песенка об Арбате" От любови твоей вовсе не излечишься,/ сорок тысяч других мостовых любя./ Ах, Арбат, мой Арбат,/ ты — мое отечество,/ никогда до конца не пройти тебя. «Семь холмов» Провожай же меня весь московский сброд,/ Юродивый, воровской, хлыстовский/ ! Поп, крепче позаткни мне рот/ Колокольной землёй московскою! «Поеднок» Вдруг летит с отвагой ратной —/ В бранном шлеме голова —/ Ясный, Кроткий, Златолатный,/ Кем возвысилась Москва! | |
Мотив быстротечности жизни | Пастернак Есенин Пушкин | "Снег идет" Снег идет, густой-густой./ В ногу с ним, стопами теми,// В том же темпе, с ленью той/ Или с той же быстротой,/ Может быть, проходит время? Может быть, за годом год/ Следуют, как снег идет,/ Или как слова в поэме? "Не жалею, не зову, не плачу" «Элегия» Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье./ Но, как вино,— печаль минувших дней/ В моей душе чем старе, тем сильней. | |
Тема деревни | Некрасов Есенин Пушкин | "Забытая деревня" У бурмистра Власа бабушка Ненила/ Починить избенку лесу попросила./ Отвечал: "Нет лесу, и не жди - не будет!"/ - "Вот приедет барин - барин нас рассудит,/ Барин сам увидит, что плоха избушка,/ И велит дать лесу", - думает старушка. РУСЬ СОВЕТСКАЯ –Лирический герой считает себя жителем деревни, но в глазах простых людей он чужой здесь, да он и сам не понимает их. (Другие юноши поют другие песни./ Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец). Но он все равно желает краю процветания «Деревня» Приветствую тебя, пустынный уголок,/ Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,/ Где льется дней моих невидимый поток/ На лоне счастья и забвенья. | |
Тема потерянного поколения | Лермонтов Ахматова | "Дума" Печально я гляжу на наше поколенье!/ Его грядущее — иль пусто, иль темно,/ Меж тем, под бременем познанья и сомненья,/ В бездействии состарится оно. «Бородино» «Да, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри — не вы!» Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам./ Их грубой лести я не внемлю,/ Им песен я своих не дам. А здесь, в глухом чаду пожара/ Остаток юности губя,/ Мы ни единого удара/ Не отклонили от себя. | |
Тема молитвы | Цветаева Лермонтов Евтушенко | "Молитва" Христос и Бог! Я жажду чуда/ Теперь, сейчас, в начале дня!/ О, дай мне умереть, покуда/ Вся жизнь как книга для меня. «Молитва» В минуту жизни трудную/ Теснится ль в сердце грусть,/ Одну молитву чудную/ Твержу я наизусть. С души как бремя скатится,/ Сомненье далеко —/ И верится, и плачется,/ И так легко, легко... «Молитва» Помоги, господь,/ Все перебороть,/ Звезд не прячь в окошке,/ Подари, господь,/ Хлебушка ломоть -/ Голубям на крошки. | |
Тема звезд | Маяковский Рубцов Фет | "Послушайте!» Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной «Зимняя песня» Светлыми звездами нежно украшена/ Тихая зимняя ночь. Светятся тихие, светятся чудные Трудное, трудное - все забывается, Светлые звезды горят! «Среди звезд» Вот почему, когда дышать так трудно,/ Тебе отрадно так поднять чело/ С лица земли, где всё темно и скудно,/ К нам, в нашу глубь, где пышно и светло | |
Тема личности и эпохи | Лермонтов Мандельштам Тютчев | «Пророк» Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья:/ В меня все ближние мои/ Бросали бешено каменья. "За гремучую доблесть грядущих веков" «За гремучую доблесть грядущих веков,/ За высокое племя людей/ Я лишился и чаши на пире отцов,/ И веселья, и чести своей./ Мне на плечи кидается век-волкодав,/ Но не волк я по крови своей,/ Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/ Жаркой шубы сибирских степей.» «Век» Не плоть, а дух растлился в наши дни,/ И человек отчаянно тоскует.../ Он к свету рвется из ночной тени/ И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен,/ Невыносимое он днесь выносит.../ И сознает свою погибель он,/ И жаждет веры... но о ней не просит... | |
Тема общности человека и природы | А. А. Ахматова Есенин Лермонтов | "Я научилась просто, мудро жить..." Когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной. «Я пастух…» Позабыв людское горе,/ Сплю на вырублях сучья./ Я молюсь на алы зори,/ Причащаюсь у ручья. «Когда волнуется желтеющая нива…» Когда студеный ключ играет по оврагу/ И, погружая мысль в какой-то смутный сон,/ Лепечет мне таинственную сагу/ Про мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога,/ Тогда расходятся морщины на челе,—/ И счастье я могу постигнуть на земле,/ И в небесах я вижу бога. | |
Мотив «невыразимого» в русской литературе | Жуковский Тютчев Фет | "Невыразимое" В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души. «Silentium» В стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». «Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами - Звуком на душу навей.» Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром. | |
Тема моря | Пушкин Тютчев Мандельштам | «К морю» Прощай, свободная стихия! / В последний раз передо мной. / Ты катишь волны голубые. И блещешь гордою красой «Как хорошо ты, о море ночное» "Как хорошо ты, о море ночное, -/ Здесь лучезарно, там сизо-темно/ В лунном сиянии, словно живое,/ Ходит, и дышит, и блещет оно.. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» "И море, и Гомер - всё движется любовью./ Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,/ И море черное, витийствуя, шумит | |
Прием цветописи | Маяковский Есенин | «Ночь» Багровый и белый отброшен и скомкан,/ в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон/ раздали горящие желтые карты. О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины./ Изба-старуха челюстью порога/ Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко/ Крадется мглой к овсяному двору;/ Сквозь синь стекла желтоволосый отрок/ Лучит глаза на галочью игру. Персидские мотивы[1](отрывок) Воздух прозрачный и синий,/ Выйду в цветочные чащи./ Путник, в лазурь уходящий,/ Ты не дойдешь до пустыни./ Воздух прозрачный и синий. | |
Связь человека и мироздания | Тютчев Лермонтов Маяковский | Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день любезный,/ Как золотой покров, она свила,/ Покров, накинутый над бездной./ И, как виденье, внешний мир ушел.../ И человек, как сирота бездомный,/ Стоит теперь и немощен и гол,/ Лицом к лицу пред пропастию темной. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит;/ Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,/ И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно!/ Спит земля в сияньи голубом.../ Что же мне так больно и так трудно?// Жду ль чего? жалею ли о чём? «Послушайте!» |
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 139.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...