Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика проведения уроков декоративно-прикладной деятельности.
Выполнить орнамент в квадрате, используя элементы растительного мира природы. Материал: лист бумаги, гуашь. Учебные задачи: учиться стилизовать растительные формы.. Перед тем как приступить к выполнению задания, вспомним, что декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное…… Порядок работы над заданием предусматривает: 1. Наблюдение и зарисовки природных форм с целью поиска красивых, выразительных узоров. 2. Создание эскиза узора. 3. Определение формата и компоновки. 4. Поиск цветового эскиза. 5. Подготовка для поиска цвета 6. Тонировка 7. Выполнение линейного рисунка узора 8. Закрашивание узора. Задание считается выполненным тогда, когда: 1. Узор красиво закомпонован на формате. 2. Созданный узор красиво закомпонован. 3. Рисунок узора красивый и выразительный. 4. Найдены красивые цветовые отношения узора и фона.
Контрольные вопросы. 1. Что обозначает понятие «декоративно-прикладное искусство»? 2. Назовите виды декоративно-прикладного искусства. 3. Назовите выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе. Уроки на темы природы проводят преимущественно в условиях класса, в процессе выполнения учебных задач обращают внимание школьников, как правило, на формирование практических навыков изобразительной деятельности. Несомненно, что непосредственное общение детей с природой оказывает на них большое воздействие, особенно пробуждает интерес к познавательной и игровой деятельности. Важно развивать органы внешних чувств детей. Читать стихи или прозу, изображающую красоту природы. В беседе с детьми о красоте природы важно обращать внимание и на те детали, которые, на первый взгляд, мало интересны для них. Использование в процессе эстетического освоения школьниками природы литературного материала, как показывает опыт, (особенно это касается выполнения иллюстраций к сказкам), который воздействует на ребенка своими образами, эмоциональным строем, языком, способствует формированию представлений не только о красоте, но и о добре и зле, справедливости, вызывает духовные переживания. Итак, прогрессивные педагоги рассматривали развитие у подрастающего поколения способности к восприимчивости красоты природы как организуемую педагогически управляемую деятельность, и в её структуре выделяли: 1) непосредственное восприятие природно-прекрасного; 2) восприятие красоты природы в произведениях литературы; 3) эстетическую практическую деятельность. Очевидно, что, призывая эстетически осваивать не только красивые, но и малоинтересные для детей предметы и явления природы, они вплотную подошли к пониманию выразительности природы, необходимости развивать у школьников эстетическую восприимчивость к разнообразным её ценностям. Практика показывает, восприятие школьниками природно-прекрасного в реальности и в искусстве, а также эстетическая практическая деятельность на темы природы должны быть направлены на: а) развитие у них способности переживать природно-прекрасное; б) эстетический анализ предметов и явлений природы; в) применение полученных эстетических впечатлений в практической художественной и других видах деятельности. Предлагаемая нами модель эстетического освоения школьниками природы предусматривает осуществление эстетической деятельности учащихся в виде педагогически обоснованных этапов: 1) переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности, предполагающее включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы (первый этап); 2) элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической практической деятельности младших школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися 1 – 5-х классов широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространства, объёма её предметов и явлений (второй этап). 3) формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты. Таким образом, эстетическое освоение природы школьниками направлено на восприятие – переживание – элементарное познание и осмысление её красоты и выразительности в эстетической практической деятельности, формирование отношения к природе. Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п.). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся. Выделяют три группы факторов, влияющих на процесс восприятия картин. Это – 1) внешние условия: а) настроенность, б) подготовленность, в) установка зрителя; 2) разъяснение зрителю картины, в частности, разъяснение её идеи и средств выражения; 3) для полноценного восприятия необходимо так показать картину, чтобы в ней действовал и: а) колорит, и б) почерк мастера, и в) мелкие детали, чтобы не доминировала в процессе восприятия только г) сюжетная сторона. В противном случае зритель приучается видеть в картине всего лишь информационный аспект. В условиях общеобразовательной школы не следует пренебрегать информационным аспектом в процессе восприятия школьниками произведений искусства. В процессе восприятия произведений живописи предстоит понять замысел художника, какими средствами и приёмами он добивался его выполнения. Выполняя эту задачу необходимо использовать впечатления школьников от встречи с искусством, настроение, отношение к произведению, имеющийся у них художественный опыт, вкус, знания основ изобразительного искусства. В этой работе важно показать учащимся, что в картине нет ничего лишнего, всё подчинено замыслу, всё держится на основе единства содержания и формы. В процессе восприятия школьниками картины необходимо помочь им раскрыть идейный замысел, тему, сюжет, композицию, цветовое решение. Мы начинаем анализ произведения с того, что работа над картиной (композицией) начинается с замысла, возникающего на основе миропонимания художника, жизненных наблюдений, переживаний. Анализируя картину важно обратить внимание школьников на способы нанесения краски на холст. Этот способ связан с восприятием цвета и с его воздействием на зрителя. Цвет на картине меняется в зависимости от характера мазка: рыхлого, плотного или прозрачного. Художник определяет формат (вертикальный, горизонтальный, округлый и т. п.), размер полотна, расположение основных элементов точку зрения, уровень горизонта, цветовой строй картины, выделяет главное в ней. Рассказ в картине – это не просто показ определённого действия, но и портретная характеристика героев произведения, и «описание» ландшафта, интерьера, различных предметов, связанных с происходящим в картине и участвующих в раскрытии замысла художника. Немаловажную роль в раскрытии художественного образа, в том числе и в портретном жанре, помимо построения композиции, выбора формата, освещения, колорита играют детали. Таким образом, эффективность художественного воспитания в формировании духовной культуры школьников во многом определяется дидактическими, культурологическими и воспитательными задачами учебно-воспитательного процесса. Их выполнение предполагает учёт следующих условий: 1) накопление учащимися знаний в области ИЗО; 2) формирование практических художественных навыков в области изо-ной деятельности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, ассоциаций, воображения, фантазии, образного мышления школьников; 4) развитие способности выразить своё отношение к произведению искусства; 5) постижение языка искусства; 6) расширение объёма знаний и представлений об искусстве; 7) понимание роли искусства в жизни людей. Учебный процесс в общеобразовательной школе рассматривается не просто как приобщение детей к искусству, но и как нацеленный на воспитание более глубоких личностных образований – убеждений, поведения и деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |