Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы психотерапевтические цели арт-терапии?




1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и дру­гим негативным чувствам. Работа над рисунками, карти­нами, скульптурами является безопасным способом вы­пустить пар и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в про­цессе вербальной коррекции. Невербальное общение лег­че ускользает от «цензуры» сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностиче­ских заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художе­ственных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации сво­их произведений.

164


4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык по­давлять. Иногда невербальные средства являются един­ственно возможными для выражения и прояснения силь­ных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Со­вместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаим­ного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисун­ками, картинами или лепка предусматривают упорядочи­вание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетиче­скими и зрительными ощущениями и развития способно­сти к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить само­оценку. Побочным продуктом арт-терапии является чув­ство удовлетворения, которое возникает в результате вы­явления скрытых талантов и их развития.

В арт-терапии существует множество подходов: музыкотера-пия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия, изоте-рапия.


Какова роль арт-терапии

В разрешении детских страхов и проблем?

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ре­бенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конф­ликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики поз­воляют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

• Особое значение психотерапия с помощью искусства приобретает в лечении страхов. Страхи являются неотъ­емлемой частью каждого человека. В определенные мо­менты страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов, другими словами — избегание, не является кон­структивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в л и ц о . Это сложно сделать взросло­му человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут

165


лежать глубоко в сознании или даже бессознательном. Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Это не только отраже­ние в сознании детей окружающей и социальной действи­тельности, но и ее моделирование, выражение отноше­ния к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы со­вершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную коор­динацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуа­циях и болезненно соприкасается с некоторыми пугаю­щими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выраже­ния различного рода эмоций, в том числе и отрицатель­ных, негативных. Художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значитель­ный психологический и коррекционный фактор. Ис­пользование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку спра­виться со своими психологическими проблемами, восста­новить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми раз­нообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно клинический характер, как, например, в случае умствен­ной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и пове­денческих нарушений у ребенка, и осуществляется в ме­дицинских учреждениях или в специальных школах или школах-интернатах. В других случаях арт-терапевтиче-ская работа имеет скорее профилактический или «разви­вающий» характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих рас­стройств или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при со­циальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно су-

166


дить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

• Изобразительный материал и образ является для ребенка своеобразным средством психологической защиты, к ко­торому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью художественного образа бо­лее или менее длительное время удерживать пережива­ния, не давая им выплеснуться наружу, а также с их спо­собностью дистанцировать переживания за счет механиз­ма проекции. Художественный образ может выступать для ребенка своеобразным «накопителем», внутри кото­рого сложные переживания ребенка могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или принять их. «За­щитная» функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предполагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем са­мым необходимую степень открытости ребенка для пси­хотерапевтической работы. Регрессия и отражение рег­рессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобра­зительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции.

• Одна из особенностей художественного творчества за­ключается в том, что детям не приходится вербализиро-вать, озвучивать свои проблемы. Невербальная экспрес­сия, в том числе изобразительная, более естественна для детей. Следует принимать во внимание и то, что дети бо­лее спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображе­ниях более непосредственно, не пройдя «цензуры» созна­ния. Поэтому их переживания, запечатленные в изобра­зительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.

Предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе, следует учитывать жи­вость и богатство детской фантазии. Немаловажна и «ролевая пластичность» ребенка, естественная склонность к игровой дея­тельности.



Как провести терапию










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...