Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как возникают эмоции и какова их функция?




Эмоции(франц. emotion - волнение, возбуждение; эмоция -от лат. emovere - потрясаю, волную) - это особый класс психиче-ских процессов и состояний, отражающих в форме непосредствен­ного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции спо-собствуют направлению на них поведения.

Функции эмоций:

1) организующая функция. Эмоции прежде всего организуют
некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внима­
ние, что, естественно, может помешать параллельно осу­
ществляемой деятельности. Даже такая биологическая
реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятель­
ность человека (дезорганизующая функция), при опреде­
ленных условиях может оказаться полезной. Например,
когда от серьезной опасности индивиду приходится спа­
саться, полагаясь исключительно на физическую силу и

^ выносливость;

2) оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими
формами познания. Эмоции отражают в форме непосред­
ственного переживания значимость (смысл) явлений и
ситуаций, состояний организма и внешних воздействий

93


и служат одним из главных механизмов внутренней рег_ ляции психической деятельности и поведения, направ-ленного на удовлетворение актуальных потребностей;

3) побудительная функция. Эмоции - это продукт обще­ственно-исторического развития. Они относятся к про­цессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъек­тивной формой выражения потребностей, они предше­ствуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;

4) регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологи­ческой литературе под различными названиями: закреп­ления - торможения (П. К. Анохин), следообразования (А. Н. Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указы­вает на способность эмоций оставлять следы в опыте ин­дивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавши­еся - неудавшиеся действия, которые их возбудили;

5) предвосхищающая функция эмоций. Эта функция являет­ся логическим продолжением регуляторной функции (след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было воз­можности использовать его в будущем). Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникаю­щие при этом эмоции сигнализируют о возможном благо­приятном или неблагоприятном исходе;

6) экспрессивно-коммуникативная функция. Эмоциональ­ный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индиви­дуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в обще­нии с другими людьми, в частности передаваемых сред­ствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к пости­жению эмоционального состояния другого человека, спо­собность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека — это, пожалуй, одна из наибо­лее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого.













Какова связь между мотивами, потребностями и эмоциями?

1. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это связано с моти­вами. Известно, что одной из функций мотива является смыслообразование (т. е. то, ради чего действует субъект). Эмоции всегда являются психическим отражением этих смыслов, и именно поэтому эмоции — ключ к разгадке и изу-чению неосознаваемых мотивов.

94


2. Эмоции сопровождают практически любые проявления
активности субъекта и определяют ее характер. Положи­
тельные эмоции, вызываемые полезными воздействия­
ми, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
Отрицательные эмоции инициируют активность, направ­
ленную на избегание вредных воздействий.

Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокой­ный или тревожный и т. п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрица­тельном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.

3. Эмоция - это психическое отражение актуального состоя -

ния потребностей. Так, невозможность удовлетворить ту или иную потребность сопровождается фрустрацией -негативным эмоциональным состоянием. Потребность -объективная необходимость во внешнем благе - всегда представлена в психике субъекта в виде эмоций, желаний и влечений. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно проде­монстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных ка­кой-либо актуальной потребности (ее качества и величи­ны) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, ко­торую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов пред­ложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вы­зывает положительные эмоции. Ситуация, о которой ин­формации недостаточно, вызывает отрицательные эмо­ции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности. Эмоции могут играть роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испы­тывать какие-либо переживания, наслаждаться ими. Одна­ко А. Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода исполь­зовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания.

Итак, мотивация открывается субъекту в виде эмоциональ­ных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной зна-

95


чимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой су­ществования мотивации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...