Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие основные свойства внимания существуют?




К свойствам (или характерным особенностям) внимания от­носят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосре­доточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Титченер предлагал для измерения концентрации внимания использовать воздействие постепенно усиливающи­мися побочными раздражителями: чем больше концентрация, тем более интенсивным будет тот из них, который испытуемый впервые заметит. Эта идея не была, однако, реализована в виде конкретной методики. Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объ­ектов и может протекать не слишком быстро (например, при ре­шении школьником трудной задачи). Там же, где требуется час­тое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам.

Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н. Добрынин). Заметим, что это должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания. Главное условие успешного распределения внимания заключа­ется в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например (в спокойной обстановке, без от­влекающих раздражителей), легко совмещать слушание речи не­сложного содержания и какую-то ручную работу. Труднее вы­полнять два вида умственного труда. Известно, что студенты-первокурсники нередко чередуют слушание и запись лекции и в результате получают очень неполные конспекты. Самое слож­ное — это распределение внимания между двумя мыслительны­ми процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хоро­шо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст и писать под диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот и другой материал (Э. Спелке и У. Херст). Это демонстрирует большие возможно­сти автоматической переработки информации человеком.

При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания. Объем внимания — это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновре­менно ясно и отчетливо. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Время предъявления визуальной стимуляции должно быть не более

62


0,1 с, чтобы была невозможна смена точки фиксации взгляда. Это позволяет делать специальный прибор - тахистоскоп, по­явившийся около 100 лет назад. У взрослого человека объем зри­тельного внимания в среднем составляет 3—5 (редко 6) объектов, тогда как у младших школьников — от 2 до 4. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Кроме того, объем вни­мания зависит от знакомства с материалом, от заинтересованно­сти, расположения стимулов на экране, от возможности сгруп­пировать их. Важен и характер задания: просто определить коли­чество стимулов или же назвать их. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике, когда мы хотим, чтобы визуальная информация схватывалась мгновенно.

Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, имеющее определенную цель изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к пере­ключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Некоторые известные психологи (в частности, К. Марбе) считали данное свойство врожденно обусловленным и доступ­ным лишь немногим людям. Позже, однако, было показано, что тренировка, специальное обучение могут улучшать переключае -мость внимания. В то же время она действительно тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность (инертность), что ограничивает возможности упражнения.

Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это, например, бывает, когда новая деятельность неин­тересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинте­ресной, наоборот, была первая деятельность или она продолжа-лась долго, то переключение внимания происходит легко. В про­цессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно влияет на ее продуктивность и на психическое состояние как слишком частое, так и очень ред­кое переключение. Существуют определенные методики измере­ния переключаемости внимания. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем обычно столько же времени другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятель­ности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показа­теля продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания.

Хорошо известно то, что переключение внимания затруднено при его высокой концентрации, и это часто приводит ктак назы­ваемым ошибкам — рассеянности.

63


Рассеянность бывает двух видов. Во-первых, существует рас­сеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредото­чивать внимание, что выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интере­сов. Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Примером может служить рассеянный ученый, который всецело поглощен своими трудами и перестающий замечать «мелочи жизни».

Устойчивость внимания — это степень и длительность сосре­доточенности сознания. От чего зависит возможность длитель­ного удержания внимания на объекте, явлении или деятельно­сти? Важнейшее условие этого почти одинаково описано в ра­ботах классиков психологии - Г. Гельмгольца, У. Джемса, С. Л. Рубинштейна. Никто не способен непрерывно сосредото­чивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Только постоянно раскрывая в предмете восприятия или мысли новое содержание, можно сохранить устойчивость вни­мания. С. Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внима­ния — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность притупляют внимание, гасят его. Важно также, чтобы изменяющееся содер­жание объединялось какими-то отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету.

Так, Ж. Кювье утверждает, что гений — это прежде всего вни­мание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвиж­ный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосре­доточивать внимание на одном предмете. Поэтому можно ска­зать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые стороны в объектах, связанных между собой «рациональным принци­пом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, поче­му так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным мате­риалом, разнообразить приемы его осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять запоминаемое.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

— интерес к материалу;

— связь изучаемого материала с потребностями личности;

— содержательность и трудность выполняемой деятель­ности;

— осознание значения выполняемой деятельности;

— индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера);

64


— комфортные или отвлекающие внимание условия, в ко­торых деятельность выполняется;

— психическое состояние человека.




Что такое воображение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...