Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие виды мышления существуют?




Мышление - это единый, заведомо продуктивный процесс, который определяется как «поиск и открытие существенно ново­го». Мышление едино, но делится на виды в зависимости оттого, чем оно оперирует: символами, образами или действиями. В за­висимости от направленности мышления выделяют виды:

1) практическое и теоретическое;

2) логическое и интуитивное;

3) аутистическое и мифологическое;

4) творческое.

Развитое мышление представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязан­ных между собой. В решении задач интуиция выступает как ком­понент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комп­лексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориенти­ры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для пра­вильного решения. Таким образом, достигается интуитивная мо­дель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

Аутистическое мышление. Понятие аутистического мышле­ния появилось в психиатрии. Е. Блейлер описывает аутистиче­ское мышление как такое, которое «не обращает внимания на противоречия с действительностью». Аутистическое мышление активно направлено на уход из реальности для получения аф­фективного удовлетворения во внутреннем мире. Для открытия и создания нового необходим отход от сложившихся стереоти­пов. В этом случае некоторые элементы аутистического мышле­ния, такие как грезы, фантазии или мысленное проживание во­ображаемых ситуаций, нужно считать необходимой и нормаль­ной гимнастикой ума.

В современной психологии изучается проблема аутистиче­ского мышления в связи с изучением влияния компьютера на че­ловеческую психику. Описаны феномены ухода от реальности в компьютерные игры, формирования интернет-зависимости, приводящие к аутизации человека, сужению сферы интересов. Однако современные исследователи отмечают, что «информати-

52


Практическое мышление Теоретическое мышление
— совершается в ходе практи­ ческой деятельности и направ­ лено на решение практических задач; — начинается с возникновения проблемной ситуации, которую нужно решить; — протекает в условиях дефи­ цита времени, опасности или высокой ответственности за принимаемое решение; — направлено на преобразова­ ние реальной действительности направлено на познание и объяснение явлений действи­ тельности; — процесс мышления предпо­ лагает создание гипотезы, но­ вой идеи или образа, а также проверку гипотезы на соответ­ ствие реальности
Интуитивное мышление Логическое мышление
— при интуитивном мышлении переход к новому знанию про­ исходит через «инсайт» (озаре­ ние); — процесс мышления неосозна­ ваем и слит с самим действием; — объектами мышления явля­ ются объекты — оригиналы, с которыми взаимодействует человек; — интуитивное мышление вы­ полняет функцию  получения нового знания при логическом мышлении происходит плавный логический переход отданного к новому; — процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в операции, при­ менимые ко многим подобным объектам; — объектами логического мыш­ ления выступают знаковые сис­ темы; — логическое мышление выпол­ няет функцию трансляции (уже полученного знания) другому

зация может приводить как к аутизации, так и к стимуляции творческого воображения, развитию познавательных способно­стей и самоактуализации»1.

Мифологическое мышление. Мифологическое мышление в боль­шинстве черт сходно с аутистическим. Мифологическое мышле­ние имеет социальный характер и основано на коллективных представлениях общества, а не отдельного индивида. Этот тип мышления предполагает определенные действия (мистерии, заклинания, ритуалы и др.) и, так же как и аутистическое, имеет пониженную чувствительность к критике.

Аутистическое и мифологическое мышление не отвечают тре­бованиям логики и критериям научного знания и основываются

Обшая психология. М.: Гардарика, 2002. С. 79-95.

53


на отходе от имеющегося опыта. Эти типы мышления не проти­вопоставляются научному, а рассматриваются как иные, само­стоятельные формы познания, не прекращающие своего суще­ствования с развитием науки.

Творческое мышление. Одним из первых исследователей этого типа мышления был психолог М. Вертгеймер.Согласно Вертгей-меру процесс решения задачи в результате простого припомина­ния и механического повторения не является разумным мышле­нием. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: адаптивностью и структурностью.

Адаптивность означает, что творческие процессы направле­ны на улучшение ситуации; структурность — такое свойство творческого мышления, когда в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ, с последующим изменением функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры.

Вертгеймер первым обратил внимание на то, что задания, ко­торые стимулируют творческое мышление, должны быть нети­пичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-ново­му, стараясь использовать скрытые свойства объектов и непри­вычные их связи.

Такой взгляд на творческое мышление человека породил воз­можность диагностики и тестирования способности к творче­ству. Среди психологов, экспериментально изучающих творче­ское мышление, - Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, Р. Стенберг и др. Интересен тест творческого мышления Е. Торранса. Основным фактором наличия «творче-скости» считается легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления. Торрансом были выделены 12 факторов «материала» творческого мышления, которые, в свою очередь, были сгруппи­рованы в три группы: вербальную, изобразительную и словесно-зву­ковую. От испытуемого требуется проявить способность мыслить творчески. Так, если ответ, который дает человек, очень часто по­вторяется - это типичный ответ, если редко - оригинальный.

Современные исследователи выделяют три этапа творческого процесса:

1) способность к генерации идей. Критерием выступает ко­личество и качество выдвинутых идей;

2) умение проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. Человек должен найти способы усиления положи­тельных эффектов и минимизации отрицательных;

3) умение сравнить возможные альтернативные идеи с точ­ки зрения их практической ценности. В подобных зада­ниях необходимо ранжировать имеющиеся факторы по степени важности, т. е. приписать самой лучшей идее

54


порядковый номер один, идее менее вероятной — номер два и т. д. Научить мыслить творчески можно любого умственно нор­мального человека. Для этого необходимо развить соответствую­щие способности, участвующие в процессе творческого мышле­ния и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...