Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные свойства ощущений?




Итак, процесс познания — это получение, задержание и со­хранение знаний о мире. Ощущения являются одним из состав­ляющих познавательного процесса.

Ощущенияопределяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосред-ственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при дей­ствии раздражителяна адекватный ему анализатор.К этому мож­но, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным ис­точником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсут­ствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические пробле­мы психологического характера возникают при сенсорной деп-ривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей сле­пых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со вре­мен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о со­ставе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрацион­ные, «мышечно-суставные», или кинестетические, и др.

Свойства ощущений. Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, прису­щих ему.

1.Модальность. Модальность является качественной харак­теристикой, в которой проявляется специфичность ощу­щения как простейшего психического сигнала по сравне-

43


нию с сигналом нервным. Прежде всего выделяются та­кие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обоня­тельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощуще­ний таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насы­щенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

2. Локализация — пространственная характеристика ощу­
щений, сведения о локализации раздражителя в про­
странстве.

Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептив-ных, «внутренних», ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения ло­кализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

3. Интенсивность — это классическая количественная ха­
рактеристика. Проблема измерения интенсивности ощу­
щения является одной из главных в психофизике.

Основной психофизический закон отражает связь между ве­личиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм по­ведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Задача установить связь тела и души, предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы — значит есть область ощущения. Известны та­кие варианты основного психофизического закона, как лога­рифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Стивенса, а также предложенный Ю. М. Забродиным обобщенный психо­физический закон.

4. Продолжительность — временная характеристика ощуще­
ния. Она определяется функциональным состоянием орга­
на чувств, но главным образом — временем действия раз­
дражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает
позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исче­
зает сразу с его прекращением. Период от начала действия
раздражителя до возникновения ощущения называют ла­
тентным
(скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков
для разных видов ощущений (для тактильных — 130 мс, для
болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс) и может резко
меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некото­рое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характе­ристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противо­положными характеристиками, например окрашенным Р догю 1

44


нительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Появление последовательных образов можно объяснить явлением утомле­ния сетчатки глаза.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут со­провождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом — звон в ушах, т. е. неприятное ощущение, кото­рым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.

Измерения ощущений.Возможности анализаторовотражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений.Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем кото­рой считают Г. Фехнера.

Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раз­дражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог — максимальная величина раздра­жителя, при которой ощущение исчезает либо качественно ме­няется (например, превращается в болевое).

Разностный (дифференциальный) порог — минимальное изме­нение интенсивности раздражителя или его другого свойства, вызывающее изменение ощущения. Величина, обратно пропор­циональная порогу ощущения, называется чувствительностью. Наличие порогов предохраняет нас от информационной пере­грузки и некоторых биологически вредных воздействий.

При измерении порогов ощущений они в разное время у од­ного и того же человека могут значительно различаться. Это объясняется действием многих факторов. Одни из них — экст­ренные — изменяют пороги быстро, но ненадолго. Другие — длительного действия — вызывают постепенное и устойчивое изменение порогов ощущений. Примером первых факторов мо­жет быть сенсорная адаптация, а ко вторым относится возраст.

Сенсорная адаптация — это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. При полной адаптации ощущение вообще отсутствует. Таким образом, не допускается перераздражение анализаторов и обеспечивается чувствитель­ность к очень слабым воздействиям. Особенно ярко адаптация выражена в тактильных температурных, обонятельных и зри­тельных ощущениях. Например, после пребывания в темноте в течение часа световая чувствительность увеличивается пример­но в 200 000 раз. Практически отсутствует адаптация к звуковым и болевым воздействиям. Адаптация идет с отрицательным уско­рением, т. е. в первое время наиболее быстро. Она зависит от ин­тенсивности раздражителя и «площади», на которую он действует.

На пороги ощущений влияет мотивация, биологическая или социальная значимость раздражителя. Например, при создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высо-

45


кую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях.

С возрастом, под влиянием роста и созревания соответствую­щих структур мозга пороги ощущений у ребенка понижаются. В частности, хорошо известно, что по мере взросления значи­тельно улучшается цветоразличение и повышается острота зре­ния. При старении процесс идет в обратном направлении. Так же постепенно теряется чувствительность к высокочастотным звукам.

Синестезия - еще одно проявление взаимодействия анализа­торов. Явление синестезии — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слу­ховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Так, способностью «цветного» слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Рим­ский-Корсаков, А. Н. Скрябин). Реже встречаются случаи воз­никновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители. Явление синестезии — свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...