Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы наиболее известные методы ПСИХОЛОГИИ?




Под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Одной из основных задач психологии стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за проте­канием того или иного вида деятельности и на эксперименталь­ное изменение условий протекания этой деятельности. Ими ста­ли метод эксперимента и метод наблюдения за поведением чело­века в естественных и экспериментальных условиях.

28


Метод наблюдения.Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о простом объективном наблюдении. Различают прямое и косвенное наблю­дение.

Прямое наблюдение изучает реакции человека на раздра­
житель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы
изучаем типы контактов.

Прямые наблюдения, в свою очередь, подразделяются на активные (научные) и пассивные, или обычные (житейские). Многократно повторяясь, житейские наблюдения аккумулиру­ются в пословицах, поговорках, метафорах и в этой связи пред­ставляют определенный интерес для культурологического и пси­хологического изучения. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, условия наблюдения. При этом если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых совершается наблюдение, то это уже будет экспе­римент.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы
хотим с помощью объективных методов изучить психические
процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например,
установить степень усталости или напряженности при выполне­
нии человеком определенной работы. Исследователь может вос­
пользоваться методами регистрации физиологических процес­
сов (энцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваниче-
ская реакция и т. д.).

В исследовательской практике объективные наблюдения раз­личаются также по целому ряду других признаков. По характеру контакта:

1)непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии;

2) опосредованное, когда исследователь знакомится с наблю­даемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- или видеозаписей и т. д.

По условиям осуществления наблюдения:

1) полевое наблюдение, которое идет в условиях повседнев­ной жизни, учебы или работы;

2) лабораторное, когда субъект или группа наблюдаются в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом различают:

1) включенное наблюдение, когда исследователь становится
членом группы, а его присутствие и поведение становятся
частью наблюдаемой ситуации;

2) невключенное (со стороны), т. е. без взаимодействия и
установления каких-либо контактов с изучаемым лицом
или группой;

29


3) открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого способа яв­ляется снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов);

4) скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

По целям различают наблюдение:

1) целенаправленное, приближающееся по своим условиям к экспериментальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений;

2) случайное, поисковое, не подчиняющееся никаким пра­вилам и не имеющее четко поставленной цели. Известны случаи, когда исследователям, работавшим в поисковом режиме, удавалось сделать наблюдения, не входящие в их первоначальные планы. Таким образом были совершены крупные открытия. Например, П. Фресс описывает, как в 1888 г. врач-невропсихиатр обратил внимание на жало­бы больной, имевшей настолько сухую кожу, что в холод­ную сухую погоду она чувствовала, как проскакивают искры с ее кожи и волос. У него возникла мысль измерить статический заряд ее кожи. В результате он констатиро­вал, что этот заряд исчезает под воздействием некоторых стимуляций. Так был открыт психогальванический реф­лекс. Позже он стал известен как кожно-гальваническая реакция (КГР). Точно так же И. П. Павлов в ходе своих экспериментов по физиологии пищеварения открыл ус­ловные рефлексы.

По упорядоченности во времени различают наблюдения:

1) сплошные, когда ход событий фиксируется постоянно;

2) выборочные, при которых исследователь фиксирует на­блюдаемые процессы только в определенные промежутки времени.

По упорядоченности в проведении различают наблюдения:

1) структурированные, когда происходящие события фик­сируются в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения;

2) произвольные (неструктурированные), когда исследова­тель свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пилотажной (ориентировочной) стадии ис­следования, когда требуется сформировать общее пред­ставление об объекте исследования и возможных законо­мерностях его функционирования.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать оши­бок, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конк­ретные действия и не поддаваться искушению судить о сложных

30


процессах на основании первых впечатлений. Для повышения объективности наблюдения нередко обращаются к нескольким наблюдателям, делающим независимые записи. Например, ис­следованиями было установлено, что для получения коэффи­циента надежности 0,9 при оценке школьных знаний нужно чет­веро «судей», а для оценки такого личностного качества, как им­пульсивность, — уже восемнадцать.

Метод эксперимента.От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершает­ся, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выво­ды о закономерностях изучаемого явления.

Лабораторный эксперимент: исследования проводятся в лабо­раторных условиях. Применяется специальная аппаратура, зада­ния четко спланированы, а испытуемый включен в эксперимент добровольно и знает, что подвергается исследованию.

Например, экспериментатор исследует скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной интенсивности. Или изучает действия испытуемого, которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этом эксперимента­тор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведения применяет испытуемый, выбираясь из предложенных лабиринтов.

Дальнейший анализ полученных результатов, где прослежи­вается структурное строение применявшихся испытуемым при­емов, получил название структурного анализа.

Изменяя условия, в которых протекает эксперимент или из­меняя условия протекания психических процессов в сознании субъекта, выделяют независимую переменную и зависимую пере­менную.

Независимая переменная — это тот фактор, который экспе­риментатор может изменять в соответствии с планом экспери­мента.

Зависимая переменная — это словесный отчет испытуемого как зависимый фактор.

Лонгитюдное исследованиеэто длительное и систематиче­ское изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее опреде­лить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Экспериментатор может проследить и сравнить, как в течение какого-то периода времени, например года, изменяются воз­можности ребенка в решении задач, научился ли он справляться с трудностями и др. Лонгитюдное исследование ведется в усло­виях не лабораторного, а естественного эксперимента.

Естественный эксперимент переносит исследования в обыч­ные, естественные условия (урок, собеседование, игра, домаш­ние занятия и др.).

31










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...