Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные достижения отечественной психологии начала XX в. ? Принцип деятельности в психологии




В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладыва­ются методологические основы психологии.

Главное достижение отечественной психологии - это поло­жение о психике, котором формируется и проявляется в деятель­ности.

Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход раз­вития отечественной психологии.

В работах С. Л. Рубинштейна(1889-1960) был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.

Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, - таков был подход Ру­бинштейна к предмету психологии.

Главный постулат психологии деятельности в том, что обще­ние человека с миром не является прямым, непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реаль-ных действий с объектами этого мира.

Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на со­знание.

А. Н. Леонтьев(1903-1979) также развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укорене­но в его деятельности.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целост­ность и не сводится только к сумме действий. Она включает раз­личные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рас­сматривать порознь.

Деятельность — это направленная активность человека.

Обращение к деятельности, как присущей человеку форме су­ществования, позволяет изучать такие категории, как:

— внутренний образ предмета;

— совершаемое человеком действие;

— мотив, побуждающий человека действовать;

— переживание человеком своего отношения к другим ин­дивидам;

— личностные свойства и притязания человека.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на раз­витие мировой психологической мысли, был Л. С. Выготский(1896-1934).

25


Это была теория высших психических функций — прижизненно формирующихся психическихпроцессов, социальных по своему про­исхождению.

Для Выготского знак (слово) — это то «психологическое ору­дие», посредством которого строится сознание. Под высшими психическими функциями Выготский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит.

Развитие ребенка — это присвоение и усвоение этих средств, так как своих у него еще нет. Затем «внешняя» речь путем инте-риоризации переходит во «внутреннюю», и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека.

Таким образом, высшие психические функции изначально суще­ствуют как форма взаимодействия между людьми, а затем - как внутреннийинтрапсихологический процесс.

Итак, обращение отечественных психологов к проблеме дея­тельности существенно расширило предметную область психо­логии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...