Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как развивалась экспериментальная психология в конце XIX - начале XX в. ?




Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экс­периментальной психологии. Метод самонаблюдения по-преж­нему оставался очень популярным.

Были получены различные данные в области открытия зако­нов памяти, в частности в исследованиях Г.Эббингауза (1850— 1909).Занявшись проблемой памяти, он изобрел особый объект -бессмысленные слоги, т. е. отобрал такие раздражители (около 2300 слогов), которые не вызывают никаких ассоциаций. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты за­поминания: количество слогов, время заучивания, повторения и т. д.

Впервые в истории науки были открыты собственно психоло­гические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря — объективно.

Теперь невозможно было поставить знак равенства между пси-хикой и сознанием.

Э.Торндайк (1874-1949), разрабатыва^ипреобразовывая по­нятие об ассоциации, приходит к способу научения.

Свои опыты исследователь проводил над животными, ис­пользуя так называемые «проблемные ящики»: животное могло выйти из ящика, лишь приведя в действие особое устройство.

Метод научения определялся формулой: «Пробы, ошибки и случайный успех». Ассоциации трактовались ученым прежде всего как присущие телесному организму интеллектуальные процессы. До Торндайка своеобразие интеллектуальных процес­сов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде не­зависимых от сознания двигательных реакций организма.

Закрепление ассоциаций психология в дальнейшем отнесла к процессам памяти. Автоматизированные благодаря повторе­нию действия стали называться навыками.

Необходимо сказать еще о двух крупных фигурах экспери­ментальной психологии середины XIX в.: это Ф. Гальтон(1822— 1911)и А-Бине (1857-1911).

Ф.Гальтона иногда называют первым практикующим психо­логом. Используя наличные экспериментально-психологиче­ские методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Он

15


создал лабораторию в Лондоне, где каждый мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Гальтон замыслил охватить исследованиями все население Англии, с тем чтобы определить уровень психических ресурсов страны, но че­рез его лабораторию прошло «только» 9000 человек.

Свои испытания он обозначил словом тест, которое навсег­да вошло в психологический лексикон. Он применял тесты, ка­сающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близ­нецов).

Гальтон стал преобразователем экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей.

Французский психолог Альфред Бине известен прежде всего своим тестом интеллекта. Он поставил задачу выявить и отде­лить способных к учению, но ленивых детей от неспособных де­тей, страдающих прирожденными дефектами. Опыты по изуче­нию внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений ко­торой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффи­циент интеллекта» — IQ.

Данный коэффициент соотносил «умственный»возраст (опре­деляемый по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»).

Это направление стало важнейшим каналом сближения пси­хологии с практикой.

Психология выходила на новый виток своего развития и осваи­вала практическую область. Предметом анализа стали не элемен­ты и акты сознания, познаваемые только методом интроспек­ции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воз­зрение на сознание, как на замкнутый в себе внутренний мир.


Как возникает сознание

И каковы основные характеристики

Сознания человека?

Сознание — высший уровень психического отражения и саморе­гуляции, который присущ только человеку.

Существенное отличие человека как вида от животных состо­ит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размыш­лять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о бу­дущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это вместе связано со сферой человеческого сознания.

16


Главным условием возникновения и развития человеческого созна­ния является совместная, опосредованная речью орудийная деятель­ность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное созна­ние на заре истории человечества возникло в процессе коллектив­ной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы люди могли вместе заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель совместной работы. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное со­знание. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в фор­ме значений и смыслов. Так, индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективно­го сознания путем его присвоения.

Современные отечественные исследователи выделили следую­щие характеристики сознания.

1. Первая характеристика сознания дана уже в его наимено­вании: сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В начале своего развития сознание человека являет­ся направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него. В структуру сознания входят важнейшие познава­тельные процессы, с помощью которых человек постоян­но обогащает свои знания. Нарушение или расстройство любого из психических познавательных процессов — па­мяти, мышления и др., неизбежно становится расстрой­ством сознания.

2. В отечественной психологии одной из главных характе­ристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом (А. Н. Леонтьев) Эта связь осуществляется с помощью смысла и языкового значения. Каждый чело­век в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (сознанию).

3. Способность осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Ощущение себя познающим субъектом означает, что че­ловек осознает себя как отдельное от остального мира су­щество, готовое и способное к изучению этого мира, т. е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.

4. Обеспечение целеполагающейдеятельности человека - еще
одна характеристика сознания. Приступая к какой-либо

17

2-6747


5. 6.

деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются мотивы деятельности, принимаются волевые решения, вносятся необходимые коррективы. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и на­правленность говорит о расстройстве сознания.

Наличие эмоциональных оценок в межличностных отноше­ниях (А. В. Петровский).

Представление о действительности, отсутствующей в дан­ный момент времени или вовсе не существующей (вооб­ражение, мечты), выступает как одна из важнейших пси­хологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т. е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и со­средоточивает все свое внимание на какой-либо идее, об­разе, воспоминании, рисуя и развивая в своем воображе­нии то, что в данный момент он непосредственно не ви­дит или вообще не в состоянии увидеть.




Каковы возможности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...