Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы главные этапы развития психологии? Как на разных этапах развития психологии понималась природа психического?




Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю».

Психология включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук: философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень мал — всего около ста лет.

Только к середине XIX в. психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой.

Таким образом, в психологии условно можно выделить три этапа:

- донаучная, или житейская, психология;

- философская психология;

- научная психология.

Житейские психологические знания, почерпнутые из обще­ственного и личного опыта, образуют донаучные психологиче­ские знания.

Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно счи­тать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология — это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятель­ности и взаимного общения людей. Потребности практиче­ского взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руковод­ствовался человек, за реакцией на то или иное событие • — осо­бенности характера. Поэтому задолго до того, как психиче­ские процессы, свойства, состояния стали предметом научно­го анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению французского психолога П. Жане, это та пси­хология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу: «Повторение — мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Такие знания могут быть весьма обширными и способство­вать ориентировке в поведении окружающих людей, однако до­научное психологическое знание несистематизировано, неотреф-

11


лексировано, лишено глубины и доказательности, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология существовала со времен великих гре­ческих философов: Аристотеляи Гиппократа, Платонаи Сократа.Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля (384-322 до н. э.) «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский(544-483 до н.э.).

Философское психологическое знание базируется на пред­ставлении о душе как особой, Богом данной сущности. В связи с понятием о душе человек подошел к понятию движущей при­чины, источника действия, к понятию живого в его противопо­ставлении неживому. Открытие принципа причинности, или де­терминизма, принадлежит великому Демокриту,а известный ныне афоризм «Познай самого себя» - древнегреческому фило­софу Гераклиту. Сократоткрывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает до­стижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Платон, понимая душу, как «созерцательницу идей», говорит о «внутрен­нем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной пси­хологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внеш­ней (социальной) речи уже позже получил имя «интериориза-ция».

Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами. Так, учение Фомы Аквинскогов XIIIв. базируется на понятиях греческих философов, в частности Аристотеля.

Необходимо отметить, что период «философской психоло­гии» не отмечен никакими специальными исследованиями: мыслители ограничивались рассуждениями, подбором соответ­ствующих примеров, подтверждающих их выводы. Самонаблю­дение не было систематическим, чаще всего оно использовалось для того, чтобы подтвердить философские построения. Несмот­ря на это, проницательность многих древних авторов удивляет и по сей день, а открытые ими феномены прочно вошли в состав нынешнего научного знания.

Таким образом, в течение многих веков душа является пред­метом рассуждения философов и богословов, а значит, можно говорить о понимании души как предмета психологического знания.

Научная психология возникла относительно недавно — во вто­рой половине XIX в.

Обычно ее появление ассоциируется с использованием з пси­хологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психо-

12


лог В. Вундт (1832-1920) открывает в Лейпциге первую лабора­торию экспериментальной психологии, а затем Институт психо­логии. Он же дает название новой науке и пишет монументаль­ный труд «Основы физиологической психологии» (1873-1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное раз­личными исследователями.

Однако переход к собственно научной точке зрения на изуче­ние психических процессов произошел еще раньше — в XVII в.

Французский философ Р. Декарт (1596-1650) устранил поня­тие души как посредницы между духом и телом. Декарт отож­дествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума. Таким образом, душа оказалась связанной со способностью мышления. Устранение души в прежнем смысле (в каком она по­нималась в античной и средневековой философии) позволило Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и протя­женную (дух и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противо­поставившей телесное и духовное. Именно этот ученый ввел по­нятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.

Он первым открыл, что простая реакция мышц, например от­дергивание руки от горячего предмета, — неотъемлемый компо­нент поведения. Таким образом, он открыл рефлекторную приро-ду поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей те-лом силе.

Он говорит о том, что не только такие мышечные реакции, как рефлексы, но и различные психологические состояния (вос­приятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутрен­ние стремления и т. д.) возникают автоматически, производятся телом, а не душой.

Веками до Декарта вся деятельность по восприятию и обработ­ке психического «материала» считалась производимой душой, черпающей свою энергию за пределами вещного, земного, мира. Теперь же доказывалось, что телесное устройство — «машина тела» - и без нее способно успешно справляться с этой задачей.

Декарт совершил еще одно удивительное открытие — именно он впервые говорит о сознании как о способности человека осо­знавать свое психическое содержание. Он предложил идею ме­тода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения или «внутреннего зрения», поскольку душа всегда мыслит, всегда знает о своих «психических содержаниях, зримых изнутри». В дальнейшем этот метод стали называть инт­роспекцией (видением внутрипсихических «объектов» - образов, умственных действий, волевых актов и других переживаний), а Декартову концепцию сознания - интроспективной.

Итак, в понятии о душе происходит поворот. Отныне предме-том психологии становится сознание.

13


XVII в. радикально повысил планку критериев научности. Он
преобразовал объяснительные принципы, доставшиеся ему от
прежних веков.

Т. Гоббс(1588-1679), английский философ-материалист, вводит в науку понятие ассоциации — связи между психическим образом и представлением, которое этот образ вызывает. Об ас­социации было известно еще со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленно­го», — говорил Платон. Однако Гоббс признает только один за­кон в устройстве человека — закон механического сцепления психических элементов.

До Гоббса основой познания и присущего людям способа по­ведения считался разум как высшая форма активности души, и вся научная психология, по существу, была рациональной (от лат. rationalis - разумный). Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром.

За основу познания был принят опыт, а рационализму проти­вопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria— опыт).

Далее это направление появившейся эмпирической психоло­гии разрабатывает Д. Локк(1632-1704).

Он открывает два источника опыта, на котором базируется человеческое сознание: ощущение и рефлексию. Локк считал, что развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные и все они предстают перед судом созна­ния. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственномуме»\

Повторяя идею Декарта, такое понимание сознания стано­вится краеугольным камнем новой психологии, названной инт­роспективной.

XVIII и начало XIX вв. ознаменовались развитием науки, куда
относятся открытие закона «специфической энергии нервов»
И. Мюллера,опыты и математические выкладки Э. Вебера,
Г. Фехнера, Г. Гельмгольца,
учение об эволюции Ч. Дарвина,ис­
следования гипноза Месмера.

На различных участках экспериментальной работы к 70-м гг. XIX в. созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология».

Итак, с опорой на экспериментальные и количественные ме­тоды было установлено, что в психическом мире действуют соб­ственные законы и причины.

Знание в научной психологии отличается от философского и житейского знания тем, что имеет эмпирическую, фактологи-

Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995. С. 26.

14


ческую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные про­цедуры (методы), главными среди которых являются наблюде­ние и эксперимент.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...