Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные стадии развития психики в филогенезе?




В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

учебное пособие

МОСКВА 2005


УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Т35

Тертель А. Л.
Т35     Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М. : ТК

Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с.

ISBN 5-98032-386-6

Учебное пособие написано в соответствии с программойкурса «Психоло­гия», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные биле­ты. В нем рассмотрены психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо­бенности и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность из­ложения позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, всех интересующихся психологией.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание Тертель Александра Львовна

ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие

Подписано в печать 28.09.04. Формат 60 90 '/,„. Печать офсетная. Печ. л. 11,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 6747

ООО «ТК Велби» 107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале Государственного

Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени

Московского предприятия «Первая Образцовая типография»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

115114, Москва, Шлюзовая наб., 10.

© А. Л. Тертель, 2005
ISBN 5-98032-386-4                                            © ООО «Издательство Проспект», 2005






Глава 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

В ФИЛОГЕНЕЗЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Что такое психология?

Название этой науки берет начало от греческого мифа о Пси­хее, смертной женщине, которая в стремлении встретиться со своим возлюбленным Эротом, сыном богини, становится бес­смертной.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души, а Психея — сим­волом души, ищущей свой идеал.

Термин «психология» образован от греческих слов psyche -душа, психика и logos — смысл, разум, познание, изучение, ис­следование. Таким образом, в буквальном смысле психология -это знание о психике, наука, изучающая ее.

Психология занимает особое место в системе наук. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока извест­но человечеству. Ведь психика — это свойство высокоорганизо­ванной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизо­ванная материя, известная нам»1.

Итак, психология - наука о законах порождения и функциониро­вания психики в процессе деятельности человека.

ЧТО такое психика?

Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире.

По определению психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необ­ходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Это определение основано на представлении о разумности по­ведения каждого индивида, поскольку человек способен не только

Гиппенрейтер Ю. Б, Введение в общую психологию. М., 1998. С. 9-19.

3


отражатьокружающий мир (субъективное отражение объектив­ной реальности), но и разумно управлять своим поведением.

Психика — субъективный внутренний мир человека, опосре­дующий взаимодействие человека с внешним миром.

Чтобы предварительно составить представление о том, что та­кое психика, мы должны рассмотреть, через какие формы она проявляется.

Во-первых, мы можем говорить о психических явлениях.Под психическими явлениями обычно понимают факты внутренне­го, субъективного опыта, т. е. мысли, чувства, образы, желания человека, которые непосредственно представлены субъекту.

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим и вспоминаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, мыслим и т. д.

Иными словами, психические процессы не только происхо­дят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир, по словам Ю. Б. Гиппенрейтер, это «как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями».

Во-вторых, психика проявляется, обнаруживает свои свой­ства через психологические факты.

Под психологическими фактами понимают факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и продукты материальной и духов­ной культуры.

Знания о психических явлениях и психологических фактах используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций и закономерностей.


Каковы основные стадии развития психики в филогенезе?

Психика— общее понятие, объединяющее многие субъектив­ные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различ­ных философских понимания психики: материалистическое и иде­алистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой мате­рии самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

Согласно материалистическому пониманию психические яв­ления возникли в результате длительной биологической эволю­ции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим жи­вым существам — одноклеточным организмам — свойственны близкие к психике явления, а именно:

— способность к реагированию на изменения внутренних со­стояний;

— внешняя активность на биологически значимые раздражи­тели;


— память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления воз­никли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свой­ствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися че­рез механизмы обмена веществ с окружающей средой, собствен­ного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствитель­ность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2—3 млрд лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически за­крепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, - нервная система. По мере ее усложнения и со-вершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уров­ней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, вос­приятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее разви­тия. Она, как и материя, существует вечно.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития пси­хического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы разви­тия психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фаб­ри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому те­перь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева - Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней (см. табл.). Вы-деляются две стадии элементарной сенсорной психики и перцептив-ной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и выс­ший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуют­ся определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного раз­вития то и другое взаимодействует друг с другом. Совершенствова­ние движений ведет к улучшению приспособительной деятельнос­ти организма. Эта деятельность в свою очередь способствует улуч­шению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...