Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологические правоотношения: понятие и содержание.




Экологические правоотношения – это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В зависимости от сферы правового регулирования различают следующие виды экологических правоотношений: 1. В сфере государственного регулирования использования природных ресурсов: а)государственный мониторинг, земельного, лесного, водного фонда и объектов животного мира в плане их сохранности и потенциальной (реальной) уязвимости б)установление режима экологического благополучия, или меры судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов в) регистрация прав на природные объекты и сделок с ними, на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования (основная сфера).

2. Осуществления правомочий собственности на природные ресурсы (купля, продажа, эксплуатация(периферийная, вспомогательная сфера, связанная с другими отраслями: водный, земельный, лесной кодекс).

Объектом экологических правоотношений выступают природные ресурсы:1.Земли, недра, почвы; 2.Поверхностные и подземные воды; 3.Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; 4.Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений могут выступать: 1.Граждане (физические лица), так как экологические отношения и их последствия затрагивают всех людей (охота, жизнь в экологически неблагоприятных условиях. 2.Юридические лица в виде субъектов экономической деятельности (производство строительных и иных работ, потенциально опасной производственной деятельности). 3.Оридические лица в виде общественных организаций, которые могут инициировать процессы охраны окружающей среды. 4. Органы государственной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления и их должностные лица, создающие экологические НПА, контролирующие их выполнение и при необходимости налагающие взыскания, лицензирующие деятельность, связанную с экологической сферой.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников. Дадим их общую характеристику.

Права и обязанностиграждан (ст.11ООС). Исходя из конституционного права на благоприятную окружающую среду, они имеют право: 1.Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; 2.Направлять в органы государственной власти и их должностным лицам обращения о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; 3. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; 4. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке, оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; 5.Обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Обязанности имеют обобщенный характер и фактически повторяют конституционные: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, связанных с экологической сферой. Права: 1. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в этой сфере, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению соответствующей деятельности. 2. За счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать экологическую деятельность и оказывать содействие органам государственной власти. 3. Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов. 4.Обращаться в органы государственной власти по решению экологических проблем для получения достоверной экологической информации, с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по экологическим вопросам. 5. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; 6. Подавать в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность - соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Полномочия органов государственной власти РФ в сфере экологических правоотношений. 1.Разработка НПА, связанных с охраной окружающей среды и контроль за их исполнением. 2.Разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития. 3.Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;4. Установление порядка осуществления государственного мониторинга, экспертизы и контроля окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, 5. Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

<SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> 6. Разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; 7.Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; 8. Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; 9. Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 10.Установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление; 11.Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

Полномочия органов субъектов теми, только они ограничиваются территорией субъекта и необходимостью соотносить или согласовывать их акты и нормативы с федеральными. Полномочия органов местного самоуправления решают экологические проблемы местного значения: организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора, текущий контроль за местными застройщиками и потенциально опасными предприятиями..

Государственное управление в области охраны окружающей среды (за исключением создания соответствующих законов) осуществляют органы исполнительной власти: Правительство РФ, соответствующие отделы в исполнительных органах субъектах и отделы муниципалитетов и администраций поселений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...