Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Является ли непогрешимость принудительной ?
Лишение имама сознательной воли в вопросе допущения ошибки и грехопадения равномерно отрицанию значимости его личности и отнятию его морального превосходства, а в этом случае он не может служить примером для подражания людьми. А что касается непогрешимости в чисто научном плане, то нетрудно отрицать допущение той или иной ошибки при практическом внедрении повелений послания; это происходит по воле Аллаха, Он и может преградить путь этому.
Вести людей по правильному пути можно двумя способами. Можно ставить указателей на пути движения и тем самым отметить правильный путь. Но это внешнее руководство, которое мы наблюдаем в движении пророков. Второй способ - это внутреннее, структурное руководство, для которого нужна непоколебимая внутренняя сила самостоятельности, которая и управляет движением человека в направлении своего божества. Убедительным примером этой силе притяжения может служить закон о магнитном притяжении. Стрелка компаса на любой точке земного шара показывает на север. Почему? Потому что северный и южный полюсы обладают огромным магнитным полем, оказывающим воздействие на весь земной шар и поэтому, где бы не находился магнит, он подвергается воздействию магнитного притяжения полюсов земного шара и следовательно, стрелка направится в направлении этого воздействия.
Имам - это средство воплощения божественного великодушия, огромная сила, направляющая людей на путь истины и оказывающая огромное воздействие на весь мир и каждая чистая душа притягивается к имаму.
Из ряда коранических стихов можно понять, что непогрешимый имам имеет способность руководства людьми, ибо в него вселяется божественный свет, поступающий из высшего мира божественной власти. Благословенный Коран подтверждает принцип "руководство по повелению" и считает терпеливость и уверенность важными чертами личного характера имамов: "И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях" (32:24). Таким образом, терпеливость и уверенность являются основными столбами этого "ведения". Однако ведение по повелению Аллаха - это такое положение, которое достигается лишь тогда, если это сделает Аллах, ибо достичь это высокое положение удается только тем, кому дана терпеливость перед лицом горьких и несчастных случаев. Таковыми являются условия, предъявляемые к тем, кто призван исполнить эзотерическую функцию руководства. Эта мысль подтверждается следующим стихом: "И сделали Мы их имамами, которые ведут по Нашему повелению" (21:73). Об имамате упоминается в кораническом стихе, связанном с назначением Аллахом Ибрахима имамом. В стихе говорится: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "И из моего потомства? " Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных" (2:214). Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Поистине, Бог сделал Ибрахима рабом, прежде чем сделать его пророком; сделал его пророком, прежде чем сделать посланником; сделал его посланником, прежде чем другом; сделал его другом, прежде чем сделать имамом. Когда в личности Ибрахима были собраны все эти качества, Он обратился к нему: "О Ибрахим, Я сделаю тебя для людей имамом".[7]
Существует множество рассказов, подтверждающих необходимость наличия имама для ведения людей по правильному пути. Например, Повелитель верующих Али - мир ему! - сказал: "Род Му-хаммада - да благословит Аллах и род его! - подобен звездам в небе; если закатывается одна звезда, то появляется другая..."
Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Аллах посредством имамов правильного пути из людей дома Своего Пророка - да благословит его Аллах и род его! - разъяснил Свою религию, выявил через них скрытый смысл начал Своего знания. Кто из общины познал обязательность признания достоинства своего имама, тот обнаружил сладость своей веры и узнал превосходства красоты подчинения себя Аллаху, ибо Аллах назначил имама знаком для Своих созданий и доказательством для людей земли Своей".[8] Известны слова имама Абу Джа'фара ал-Бакира - мир ему! -: "Клянусь Аллахом, Аллах не оставил землю с тех пор, как скончался Адам - мир ему! - без того, чтобы на ней не был имам, посредством которого люди находят правильный путь к Аллаху. Он есть Его Доказательство для Его рабов и земля не остается без имама как Доказательства Аллаха для Своих рабов".[9] Абу Халид ал-Кабили спросил у ал-Кулайни о словах Аллаха всевышнего: "Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали" (64:8). Он сказал: "О Абу Халид, клянусь Аллахом, свет - это имамы. О Абу Халид, свет имамов в сердцах верующих ярче светящегося днем солнца. Они - те, кто проникает в сердца верующих, и Аллах скрывает их свет от тех, кого пожелает, их сердца становятся темными и Он устраивает перед ними преграду этим".[10]
[1] Йанаби' ал-Мавадда. с.157, Истанбулское издание.
[2] Там же. с. 107.
[3] Там же. с. 107.
[4] Сахих ат-Тирмизи. 2/308; Мустадрак ал-Хаким. 3/158; Тафсир ат-Табари, XXVII/5; Тафсир Ибн Касир. 3/255.
[5] Ад-Дурр ал-мансур. 5/199.
[6] Усул-ал-Кафи. 1/120
[7] Там же. 1/157.
[8] Йанаби ал-мавадда. с.23-24; Усул-ал-Кафи. 1/203- 204.
[9] Усул-ал-Кафи. 1/179.
[10] Там же. с.1/195
ЛЕКЦИЯ 39 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |