Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и метод экономической теории




Кафедра экономической теории

 

Допущены

                                                                         к проведению занятий в 2016-2017 уч.году

                                                                         Заведующий кафедрой

                                                                         профессор

М.М. Хайкин

                         «_27_» октября 2016 г.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

По учебной дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

 

Специальность (направление подготовки): 09.03.02 «Информационные системы и технологии»

Специализация (профиль): - Информационные системы и технологии

Разработал: доцент Кирсанова Н.Ю.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Протокол № 3 от 27октября2016 г.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
   
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ…………………………….. 3
1.Предмет и метод экономической теории……………………………….. 3
Контрольные вопросы по теме №1, литература……..…………………. 6
2.Экономическая система и ее элементы…………………………………. 7
Контрольные вопросы по теме №2, литература.…………………….…. 13
   
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА…………………………………….. 14
3.Рынок, его механизм и функции………………………………………… 14
Контрольные вопросы по теме №3, литература ………………….……. 18
4.Теория спроса и предложения. Конкуренция и ее виды………………. 18
Контрольные вопросы по теме №4, литература……..…………………. 31
5. Основы предпринимательства………………………………………….. 31
Контрольные вопросы по теме №5, литература ……….………………. 37
6.Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений………………. 38
Контрольные вопросы по теме №6, литература.…….…………………. 45
7. Рынки факторов производства………………………………………….. 46
Контрольные вопросы по теме №7, литература .………………………. 54
   
РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА……………………………………... 54
8.Национальная экономика: результаты и их измерения………………… 54
Контрольные вопросы по теме №8, литература ………………..………. 57
9.Экономический рост и сбалансированность развития…………………. 57
Контрольные вопросы по теме №9, литература ……….………………. 60
10.Макроэкономическое равновесие……………………………………… 60
Контрольные вопросы по теме №10, литература ……..……………….. 65
11.Государственное регулирование экономики………………………….. 66
Контрольные вопросы по теме №11, литература ……….……………... 72
   
РАЗДЕЛ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ……………………......................   73
12. Мировой рынок и международная торговля………………………….. 73
Контрольные вопросы по теме №12, литература …………………..….. 75
13.Международная валютная система…………………………………….. 76
Контрольные вопросы по теме №13, литература ……………..………... 78

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Предмет и метод экономической теории

Теоретические исследования в экономике часто называют «политической экономией», «экономикс», «экономической теорией». В действительности речь идет не о разных науках, а об особенностях подхода к предмету единой универсальной науки. А. Монкретьен (1516 г.) определял ее «политическая экономия», А. Маршал (1890 г.) – «экономикс». В настоящее время широкое распространение приобрело название «экономическая теория».

Экономическая теория, исследуя хозяйственную жизнь общества, рассматривает ее как единую целостную систему. Наиболее распространенным подходом к предмету экономической теории является признание важнейшим фактором экономики ограниченности ресурсов, заставляющей людей альтернативно выбирать цели деятельности и достигать их наиболее рациональным и эффективным путем.

Предмет экономической теории можно проиллюстрировать с позиции постановки трех групп взаимосвязанных вопросов:

• Что следует производить и в каком количестве?

• Как надо использовать товары, кто их должен производить, с помощью каких ресурсов, техники и технологии?

• Для кого производятся товары и как они распределяются?

Предметом экономической теории, в общем случае, являются экономические (производственные) отношения между людьми, т.е. отношения по поводу создания, распределения, обмена и использования материальных благ.

Экономическая теория изучает законы рационального ведения хозяйства и поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях и в разные исторические эпохи.

Экономический закон – это объективная причинно-следственная связь в экономических явлениях и процессах.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что как и законы природы, экономические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей.

Но, в отличии от законов природы, экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей. Экономические законы относятся к социально-общественным, а значит, носят исторически ограниченный характер и в зависимости от продолжительности действия подразделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формы хозяйствования (экономической системы). Например, законы распределения материальных благ при рабстве и феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон возвышающихся потребностей.

Из определения предмета экономической теории следует, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Экономическая теория включает в себя два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономические отношения на уровне домохозяйств, фирм. Например, рынок готовой продукции, рынок факторов производства, издержки, прибыль.

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом. Например, инфляция, безработица, денежная политика, пенсионное обеспечение.

Предмет любой науки характеризует, что именно исследуется, а метод – как исследуется.

Метод – это совокупность способов познания действительности и обоснования научной идеи.

Основные методы экономической теории:

А) Формально-логические:

1. Анализ – метод, состоящий в разделении целого на составные части для более детального их изучения. Например, изучая рынок, мы отдельно рассматриваем спрос, предложение, цены, конкуренцию и т.д.

2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое. Например, рыночный спрос может быть правильно понят лишь при рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.

3. Индукция – умозаключение от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего приобретаемого яблока уменьшается. Отсюда можно прийти к выводу о том, что все потребители яблок готовы будут продолжать покупать их только при условии снижения цен на яблоки.

4. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

5. Аналогия – перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – это частный случай индукции. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, изучение механического равновесия привело Антуана Курно к идее экономического равновесия.

Б) Диалектические:

1. Метод научной абстракции - отвлечение, освобождение от частных черт, посторонней информации, упрощение ситуации, позволяющие выделить главное содержание, типичные черты изучаемого явления. Именно здесь возникают общие понятия и экономические категории (прибыль, цена, товар, деньги).

Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности, и создаются «идеальные модели», не отражающие реальную действительность.

2. Единство исторического и логического. Исторический метод исследования представляется логическим методом, облеченный в историческую форму. Т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий. Каждый из этих методов предполагает другой. Например, изучение денег, их сущности, функций невозможно без изучения законов развития товарного производства и обмена.

В) Специфические:

1. Позитивный анализ – формирование системы знаний об экономике на основе описания и изучения фактов. Например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо.

2. Нормативный анализ – анализ практической деятельности человека, фирмы, базирующийся на принципе ее оптимизации (поиск max или min). Например, утверждения «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы» — типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

3. Экономико-математическое моделирование – формализованное описание экономического процесса или явления с целью его исследования.

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве с помощью графиков.

4. Экономические эксперименты. Это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.


 

 


Контрольные вопросы по теме №1

1.Что является предметом экономической теории?

2. Что такое экономический закон?

3. Что общего и чем отличаются экономические законы и законы природы?

4. Что изучает микроэкономика?

5. Что изучает макроэкономика?

6.Какие проблемы лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне?

7. Какие методы относятся к формально-логическим?

8. Какие методы относятся к диалектическим?

9. Какие методы относятся к специфическим?

10.В чём единство и различие нормативного и позитивного подходов к экономике?

 

 

Литература

 

1.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для вузов.- М.: Инфра-М, 2008. Гл. 1.

2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М.: Инфра-М, 2003. Гл. 1, 2.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010, 576 с.

4. Основы экономической теории: Учеб.пособие. Ч.1 / В.Н. Волович, В.М. Васильцова, И.Б. Сергеев, С.А. Тертышный, Н.Ю. Кирсанова, О.М. Ленковец. - СПб: изд. СПГГИ (ТУ) им. Г.В. Плеханова, 2007, 92 с.

5.Самуэльсон П., Нордхауз В.: Пер.с англ.: 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Гл. 1.

6.Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. – СПб.: Питер, 2005. Гл. 1.

7.Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2012. Гл. 1.

8.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2008. Гл. 1, §1,2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...