Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 17. Телекоммуникационные системы. Сеть Интернет
На этом занятии вы узнаете,как устроена сеть Интернет, о которой вы, безусловно, много слышали. В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса: 1. Программы связи, осуществляющие непосредственно передачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополнительные сервисные функции (хранение телефонного справочника, автоматический набор номера и циклический дозвон, редактирование текстов, ввод/вывод данных с(на) магнитных носителей и т.п.). 2. Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с помощью которых на ЭВМ организутся система хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО — это специфическая информационно-поисковая система, снабженная средствами телекоммуникации. К этому же типу относятся и программы, используемые крупными региональными и глобальными сетями телекоммуникации для обслуживания абонентов. Иногда программа связи может выполнять и функции несложной ЭДО. С помощью программы связи вы можете связаться либо в синхронном режиме (т.е. в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после ее отправления первым) с ЭВМ, на которой в этот момент загружена своя программа связи (не обязательно та же самая), либо в асинхронном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию. Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, чтобы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, большинство из них допускает синхронный диалог с оператором ЭДО. ЭДО может иметь собственные программные средства обеспечения связи или использовать внешнюю программу связи. В любом случае она устроена так, что вы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкретной ЭДО имеет свои особенности, но, как правило, при первичном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое время, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальней- 153 шая работа абонента обычно требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют довольно серьезные услуги бесплатно. Однако следует учесть, что действительно интересные услуги (доступ к базам данных, копирование сложных программ) практически всегда платные. Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, называется телекоммуникационной сетью, или (такой термин прижился в последнее время) провайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как правило, сети обеспечивают своим абонентам возможность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже говорят не об ЭДО, а о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в собственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжающих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии таких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Отечественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому правильно будет предварительно договориться с «хозяином» ЭДО о способах ее использования. Редко применяются в отечественной практике школьного образования технически более сложные варианты телекоммуникационных систем: непосредственная передача сигналов через спутник либо передача информации по выделенным телефонным каналам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не менее, нужно представлять себе, что такие системы возможны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы. Сеть Интернет Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента. Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP). Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек. Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. При работе в автономном режиме «перекачка информации» из сети проводится автоматически специальными программами без вмешательства абонента, ко- 154 торый заранее описывает, какие операции ему требуется осуществить. Такой режим дает возможность очень экономно использовать время нахождения в сети, если телефонное соединение не является постоянным. Диалоговый режим требует постоянного участия абонента в управлении поиском информации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном. Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития КТК намечается возврат к основным принципам этого режима уже после того, как диалоговый режим получил очень мощное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста. Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web — Internet Explorer. «Активные каналы — это серверы Web, специально разработанные с учетом одной из самых современных программ просмотра Web — Internet Explorer (IE). Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer, чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к Web. Активные каналы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избранные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматривать без подключения к Интернет». Аналогичный подход еще ранее приняла компания «Пойнткаст». Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, имеющего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположены интересующие его страницы — на его собственной машине или на другом конце Земли — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незначительная (10—30 с) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима работы, IE сразу же включит программу подключения к ресурсам сети. В настоящее время наиболее используемыми службами автономного режима обычно являются электронная почта и телеконференции. В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет — всемирная паутина (WWW, World Wide Web), некоторое применение пока еще находит fTP (File Transfer Protocol), но фактически он включен в WWW в качестве подсистемы и потерял самостоятельное значение. Разнообразие программ поиска информации в сетях, существовавшее еще несколько лет назад, также исчезает, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной составной частью. В Интернет выделились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению КТК. Если прежде 155 для КТК писали специальные программы с особыми пользовательскими свойствами и функциями (что означало, в свою очередь, наличие у них особых дидактических свойств и функций, отличных от свойств и функций обычных автономных программ)^ то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями формы Майкрософт, позволивший естественным способом включить КТК в свойства и функции большинства широко распространенных прикладных программ (Майкрософт офис)1. Такая ситуация означает, что, с одной стороны, свойства и функции КТК теряют свое особое положение, сливаются со свойствами и функциями других средств новых информационных технологий, с другой же стороны, свойства и функции собственно КТК становятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические свойства и функции КТК, сводила их практически только к разным видам обмена почтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обучения), то теперь лишь от уровня обеспеченности школы современными средствами КТК зависит, превратится какой-то конкретный проект, проводимый в школе с применением средств новых информационных технологий, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. В результате отпадает потребность в довольно трудоемких процессах установления контактов с партнерами, поиска элктрон-ной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значительно упрощающая работу педагога, но тем не менее усложняющая задачу педагога-исследователя) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических свойств и функций КТК, чтобы избежать смешения свойств и функций КТК со свойствами и функциями средств новых информационных технологий в целом. Эти свойства и функции будут проанализированы в гл. 2. 1 Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возможности КТК, для краткости используя только одно понятие «IP-подключение». Это понятие (см. приложение 1) означает, строго говоря, только применяемый протокол обмена информацией и сам по себе никак не характеризует используемых программных средств отображения информации на ПЭВМ абонента, поэтому понятие IP-подключения, конечно, совершенно ничего не говорит исследователю о свойствах и функциях (в том числе и дидактических) применяемых средств КТК. Реальные свойства и функции определяются задействованными программами поиска и отображения сетевой информации. 156 Вопросы к семинару: 1.На уроке вам задают вопрос: «Все слышали о глобальной сети Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуникации вы знаете?» 2. Что собой представляет Интернет? Занятие 18. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций На этом занятии вы узнаете о новых возможностях, предоставляемых компьютерными телекоммуникациями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе. Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно является рабочей тетрадью. Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10—11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов ра- 157 боты с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение. Мулътимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя. Вместе с тем важно иметь в виду и некоторые ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с трудностями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпами, что не следует считать эти ограничения непреодолимыми в ближайшие пять лет. Перспективы развития услуг Интернет В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультимедийной Интернет в школе. В плане применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разнообразную и содержательно чрезвычайно богатую информацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным системам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет. С точки зрения применяемых ПЭВМ, идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие фун- 158 кции «обогащения содержания» и мультимедийности перекладываются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобразительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы. В нашей стране развитие сети Интернет идет очень стремительно и сдерживается в основном плохим качеством телефонных линий. Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, то здесь следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции. Загрузка крупных пакетов программ иногда занимает несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо меньше, чем реальная стоимость программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и использовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего абонент должен либо заплатить сравнительно небольшой регистрационный взнос и получить программу в полную собственность, либо стереть ее со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версии программ, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, что делает их безынтересными для абонента, однако, с помощью демо-версии удается получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, разрешается свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции. В настоящее время внимание пользователей привлек перспективный проект Интернет-2. Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в научно-исследовательской области и высшем образовании и ускорения доступности новых услуг и приложений в Интернет. Общая цель: создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования. Конкретные цели: • демонстрация новых прикладных программ, радикально расширяющих возможности сотрудничества и проведения экспериментов для научных работников; 159 • демонстрация новых возможностей в предоставлении образования и иных услуг за счет «виртуальной близости» в сети; . развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворить требования научного и педагогического сообщества. Стремительное развитие получает Интернет и в нашей стране. В сети на страницах информационной службы @-daily появилось такое сообщение: «21 мая 1999 года компания «МТУ-Интел» объявила о том, что приступает к созданию сети беспроводного доступа в Интернет. Сеть будет действовать в прилегающей к столице лесопарковой зоне. На первом этапе возможность радиодоступа в Интернет планируется обеспечить жителям городов Мытищи, Люберцы, Красногорск и Химки. Создание сети радиодоступа позволит «МТУ-Интел» предоставлять услуги Интернет даже в тех районах Московской области, где нет телефонной связи. При этом качество услуг будет столь же высоким, как и в Москве». Это сообщение красноречиво свидетельствует о большом потенциале роста количества абонентов Интернет. @-daily сообщает: «На днях английская исследовательская фирма Datamonitor объявила о том, что доход от услуг по передаче данных по сетям Интернет к 2002 году достигнет 19 млрд $ (по всему миру). При этом стоимость передачи данных снизится с 80 тыс. $ за терабайт в минувшем году до 10 тыс. $ в 2000 году, а еще через три года упадет ниже 300 $. По словам аналитика Datamonitor Филипа Кодлинга (Philip Codling), причиной этого, помимо появления новых технологий, является ежегодное увеличение всемирного трафика сети Интернет на 1000 %». Вот еще сообщение @-daily от 22.05.99: «Вчера российское представительство Microsoft объявило о выпуске русской версии интернет-броузера Internet Explorer 5.0. Ло-кализованый IE 5.0 отличается от своего англоязычного предшественника рядом встроенных функций, адаптированных под российский рынок. В частности, на сегодняшний день два московских интернет-провайдера («Гласнет» и «Ситилайн») обеспечивают работу такой функции IE, как мастер подключения к Интернет. Кроме того, в локализованную версию интернет-броузера интегрированы клиенты российских поисковых систем Rambler, Яndex и Aport! Как и предыдущие версии Internet Explorer, русский IE 5.0 распространяется бесплатно». Итак, мы видим, что Интернет стремительно развивается и в плане подключения новых абонентов, и в плане развития его содержания, что способствует снижению цен на пользование услугами Интернет. Что же получают абоненты Интернет в результате предоставленных им услуг? Вот еще одно сообщение @-daily от 22.05.99: «В начале января петербургская компания «Петерлинк» объявила результаты социологического опроса, проведенного ею совместно с «Академией информационных технологий» в конце 160 минувшего года в северной столице. С помощью этого опроса «Пе-терлинк» и «Академия информационных технологий» намеревались выяснить отношения пользователей Интернет к сети и ее возможностям. Из 282 опрошенных респондентов половину составили пользователи в возрасте от 21 до 30 лет, 24,5 % — в возрасте 31—50 лет и 23,5 % — в возрасте до 20 лет. На старшую возрастную группу — от 50 лет — пришлось всего 2 % пользователей Интернет. Согласно данным, полученным в результате опроса, лишь 35,6 % от общего числа респондентов с уверенностью отвечают, что могут найти в сети всю необходимую им информацию. При этом наиболее интенсивно работают с Интернет люди в возрасте от 21 до 30 лет — 72,7 % из них делают это каждый день. В юношеской группе ежедневно подключаются к сети 60 % пользователей, среди респондентов двух старших возрастных групп ежедневно выходят в сеть 52,9 %. В целом, среди участников опроса в Интернет регулярно работает 66,4 % (мужчины — 68 %, женщины — 51 %), несколько раз в неделю — 26,6 %. Проведенный опрос показал, что среди пользователей Интернет преобладают люди с высоким уровнем образования. Из всех респондентов 67,3 % составили люди с высшим образованием, 6,5 % — со средним специальным (техникум или колледж), 19,3 % — с полным средним образованием. Всего 6,9 % составили те, у кого только неполное среднее образование. Довольно высокий уровень образования диктует высокие требования к содержанию информации, доступной через Интернет. По результатам опроса, 60,4 % пользователей удовлетворены получаемой информацией не полностью, а около 4 % опрошенных жалуются на то, что полезной им информации — просто мало». Таким образом, основные проблемы удовлетворения потребностей абонентов лежат в области совершенствования содержания информации, предоставляемой услугами Интернет. В ближайшей перспективе нас ждет развитие средств передачи информации, повышение скорости передачи, что делает реальным применение мультимедийного Интернет в школе. В последнее время получают распространение средства «виртуальных миров» в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п. Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение модели компьютерного слайд-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое применение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например: . свобода перемещения по ВМ; • необязательность сплошного просмотра ВМ. 161 Кроме того, ВМ обладает эффектом присутствия: можно выбирать угол обозрения объектов ВМ, перемешаться от одного объекта к другому. Наибольшее распространение в Интернет получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе). Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположенных не обязательно на одном Web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его интересует (напомним, что за пользование Интернет, как правило, идет повременная оплата). Фотографию заинтересовавшего его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своем компьютере. В силу такой возможности выбора и сохранения этот способ приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт-дисков. Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами. Виртуальное кафе — диалоговая страница, на которой клиенты могут обменяться мнениями по интересующим их проблемам культуры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мнениями. Вышеупомянутые направления не только должны слиться в обозримом будущем, но и стать неразрывными по существу как единый метод применения СНИТ в педагогике — лишь в совокупности они в состоянии привести к экономически эффективной и широкой по охвату модернизации образовательного процесса. Итак, мы кратко рассмотрели основные услуги, предоставляемые сетью Интернет. Анализ этих услуг поможет нам уяснить их дидактические свойства, т.е. возможность пользования данными услугами с образовательной, точнее с дидактической, целью. Эти основные направления распространения программ в Интернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим, что бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение программ в Интернет приносит фирмам миллионные доходы за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Современный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу. Вопросы к семинару: 1. Вы хотите выполнить телекоммуникационный проект с американским учителем, а ответственный за кабинет информатики в вашей школе 162 не увлекается КТК, преподает их только в рамках программы, «от сих до сих». Как помочь ему разобраться с вопросом: дают ли КТК в классе новые возможности или повышают эффективность старых методов преподавания? (При обсуждении в группе обязательно предложите одному из самых способных студентов роль учителя-ретрограда: какие опасности он сможет усмотреть в «блестящем проекте»? Не забудьте, что правильно поставить проблему — это наполовину решить ее, а не увидеть проблемы — значит получить псевдорешение.) 2. В школе имеется компьютерный класс с современными компьютерами. Представитель фирмы предлагает вам купить модем стоимостью 80 $. Какие аргументы вы используете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие затраты? (При обсуждении в группе пусть два студента рекламируют: один — дешевый низкоскоростной модем, а второй — современный. Кто-то должен играть роль директора — энтузиаста и осторожного консерватора.) 3. Какие способы получения с помошью Интернет услоено-бесплатных программ для своего класса вы можете предложить? 4. Каковы перспективы развития Интернет и как эти перспективы могут повлиять на характер образовательного процесса в школе? Занятие 19. Образовательные услуги сети Интернет На этом занятии вы узнаете: • что такое услуга в применении к сети Интернет; • какие услуги может получить абонент, подключенный к Интернет; • какую пользу могут извлечь из этих услуг школьные учителя. В результате современного этапа развития Интернет у нас возникла как бы единая страна, объединенная компьютерными телекоммуникациями (КТК), весь мир без границ (конечно, не в смысле географической близости, а в смысле близости понятийной, содержательной, культурной). В этом смысле «континентом» может быть вся область гуманитарных наук и, говоря шире, гуманитарных интеракций, взаимодействий, гуманитарных проектов, не обязательно несущих чисто научный смысл. Федеративной республикой можно считать, например, область истории, информации о текущих событиях и политологии. Есть и агрессивные военные союзы, противостоящие всему гуманитарному континенту; WWW-страницы с пропагандой насилия, наркотиков, порнопродукции. Разумеется, обмениваться письмами в режиме живого диалога, который обеспечивает современный Интернет, — это почти то же самое, что приехать в чужую страну без визы, без оформления паспорта, без полицейского или работника таможни, без билета на самолет, а главное — гораздо быстрее. Сев вечером за свой компьютер, можно оказаться в той стране, к которой «потя- 163 нуло» именно сегодня. Можно узнать массу новых фактов, задать вопросы и быстро получить ответы на них. Можно спрашивать почти о чем угодно, даже о том, о чем еще несколько часов назад и не мыслилось. Все это дает как бы новое гуманитарное измерение самой жизни человека, имеющего возможность погружаться в пучину Интернет. Именно расширение культурного, гуманитарного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно. Неимоверно ускоряется и повышается качество освоения иностранного языка. Ведь все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. Можно даже принять участие в создании неологизмов, которые буквально сотнями ежегодно порождает сам Интернет с его потребностью в сжатом и точном отображении мысли, эмоции, оттенка смысла. (Интересная деталь: во время одной из ученических конференций по гуманитарной проблеме национальных взаимоотношений, в которой участвовали молодые люди различных национальностей из Москвы и с Гавайских островов, москвичи не поняли один из английских неологизмов, и даже куратор конференции с Гавайской стороны не смог точно описать смысл этого слова!) Однако снятие вышеупомянутых барьеров не означает устранения некоторых иных особенностей, скажем, языкового, технологического, культурного барьеров. Как раз именно они оказываются весьма важными в этой ситуации. Когда времени на размышление очень мало, когда техническая ситуация позволяет общаться очень оперативно, как раз эти барьеры могут оказаться наиболее значимыми при решении проблем гуманитарного характера. С точки зрения психологии общения, очевидно, что именно интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального общения, к пониманию партнерами соответствующих культурных, технических и социальных реалий контрагента. Итак, несомненно, Интернет несет в себе громадный потенциал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу, прежде всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образовательные услуги. Образование — это не только обучение при необходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательской деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, — это тоже образовательная услуга. Весьма большое количество услуг Интернет может применяться для управления системой образования, а не только для нужд собственно учебно-воспитательного процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рассылке инструктивных и методических материалов, предоставление доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования и т.п. 164 Услуга— это комплекс средств,продуктов и деятельности,удовлетворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случае — абонента сети Интернет. Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. В дальнейшем мы будем употреблять обобщающее понятие — свойство, охватывающее и средства, и продукты, и различные виды деятельности. Конкретная услуга нередко включает в себя сразу несколько свойств такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет. Эти свойства вероятно найдут широкое распространение в образовании. В этом смысле мы можем говорить о дидактических свойствах сети Интернет. Например, такая рассмотренная в занятии 14 услуга, как электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования: • способность передавать информацию различных типов (текст, изображение, звук) на значительные расстояния; • способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютере провайдера данной услуги; - способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем; • способность компьютера провайдера данной услуги отслеживать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задержке доставки письма, о неверной адресации и т.п.); • способность программного обеспечения компьютера отправителя и получателя электронных писем разобраться в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать письма, потерявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.; • совместимость аппаратного и программного обеспечения компьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента; и т.п. Этот список можно еще значительно расширить. Предоставление услуги в сети Интернет осуществляется также достаточно сложным способом. Часть услуги ложится на фирму-провайдера (поставщика) доступа к Интернет. Другая часть услуги выполняется многими фирмами и учреждениями, подключенными к Интернет. Поскольку Интернет не имеет единого хозяина — фирмы, которая отвечала бы за его работу, состав его услуг оказывается довольно сложным, но мы в данной книге попытаемся дать достаточно полное представление об (условно говоря) услугах Интернет для целей образования. Нельзя забывать, что все наиболее интересные услуги Интернет не будут доступны без некоторого набора базовых услуг, которые обычно берет на себя провайдер. Учителю важно иметь достаточно полное, но в то же время доступное его стилю мышления представление обо всем этом комплексе услуг. 165 Таким образом, понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но тесно связаны между собой. Говоря точнее, образовательные услуги основаны на свойствах и используют для своей реализации некоторый их набор. На данном уроке мы проанализируем те услуги, которые Интернет может предоставить для школьного образования, и на основе этого анализа определим дидактические свойства Интернет. Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы: • вещательные; • интерактивные; • поисковые. Итак, обратимся к анализу услуг глобальной сети Интернет. Услуги Интернет Вещательные услуги Этот класс услуг получил чрезвычайно бурное развитие в последние годы. Если десять лет назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между отдельными людьми и группами абонентов, то в настоящее время успехи развития гипермедийной основы Интернет привели к тому, что он стал объектом интереса мощных фирм в плане продвижения на рынок своих продуктов. Естественно, эта чисто рекламная информация является не только бесплатной, но даже зачастую предоставляется потребителю-абоненту в качестве бесплатного приложения к другой, также бесплатной, но вполне реальной услуги. В этом случае основу общения с потребителем составляет одностороннее вещание типа электронного каталога, а интерактивность сводится к наличию формы заказа, которую абонент может заполнить и оплатить, не покидая Интернет. Именно эти электронные покупки и составляют основу окупаемости этого типа услуг Интернет. Еще одной, относительно менее развитой, формой интерактивности в этом виде услуг является анкетирование потребителей. Поскольку в таком электронном бизнесе участвуют ведущие фирмы, вкладывающие большие финансовые ресурсы, эти услуги стали заполонять информационное поле Интернет и, в относительном объеме, вытеснять традиционные интерактивные формы услуг, такие как электронная почта, электронные конференции. От ведущих гигантов бизнеса не отстают и образовательные фирмы, тактика которых, в силу их меньшего финансового потенциала, отличается большей гибкостью и меньшей агрессивностью. Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. Для данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем, идущее еще от традиционных печатных изданий. Помимо различных анкет часто используются подборки писем читателей. Этот вид услуг частично платный. 166 Часть информации хранится в открытом доступе и выполняет как информационные, так и рекламные функции. В газетах часто в открытый доступ помещается первая страница, на которой располагаются начальные части статей, продолжения же их перемещаются в платную часть издания (так построена, например, электронная версия «Независимой газеты*). Другие же издания (например, @, «algo.ru») делят саму информацию на бесплатную и платную, причем платная спустя некоторое время, потеряв актуальность, переводится в бесплатный раздел. Газета «Известия» в своей электронной версии бесплатно публикует программу телевизионных передач (включая, естественно, и образовательно-культурный канал). Электронные библиотеки — современные сложные информационные системы — рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим классическим произведениям. На современном этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернет и мультимедийных технологий в последние годы привело к возникновению методик создания электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего. Фирмы, занимающиеся распространением педагогической продукции, находятся в несколько особом положении по сравнению с поставщиками традиционных товаров. Стратегия и тактика распространения, очевидно, зависят от самого характера продукта. В табл. 7 приведены некоторые виды продукции и способы их распространения с помощью Интернет. В заключение обзора вещательных услуг приведем таблицу наиболее посещаемых (по данным поисковой системы Rambler) Web-ресурсов в области образования (табл. 8). Определенный интерес представляет собой статистика посещаемости различных Web-серверов, содержащих образовательную информацию. Интерактивные услуги Как уже говорилось выше, вещательные услуги до некоторой степени используют интерактивность, но она не является их ведущей чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных именно на диалоговом или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных способов стимулирования обучения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообразные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции. 167
На этом занятии мы рассмотрим основные технические особенности этих средств Интернет, важные с точки зрения образовательного процесса. Абонент компьютерной сети получает стандартный адрес в Интернет. Имея этот адрес, он может обмениваться электронными письмами с абонентами практически любой системы электронной почты в мире. Электронная почта включает в себя: • услуги собственно почты — отправка и прием электронных - получение и отсылка материалов телеконференций,в кото Электронная почта предоставляет и более сложные (и более дорогие) варианты услуг, например: • информационное обслуживание — многие фирмы и органи - рекламное обслуживание — некоторые специализированные Эти информационные документы могут рассылаться напрямую как электронные письма, а могут быть статьями в телеконференциях. Электронные письма адресат получает в удобное для себя время. С другой стороны, в некоторых сетях при отправке письма можно указать на необходимость автоматической же присылки подтверждения о реальном получении письма адресатом. Электронные конференции, в свою очередь, подразделяются на проводимые в реальном масштабе времени и с отсроченным доступом к материалам конференции. Важным дидактическим свойством Интернет является возможность организации свободных бесед в реальном масштабе времени. В качестве примера специализированных систем, ориентированных на такие беседы, можно привести «Talk City» и «WebChat Broadcasting System». Разговор в них ведется, в основном, на английском языке, но появляются и развиваются аналогичные системы для других языков. Конференции реального времени, несомненно, являются мощным стимулом для учащихся, но оставляют им мало времени для размышлений. IRC (Internet Relay Chat) — средство для переговоров в реальном масштабе времени, которое дает вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога. 170 Телекоммуникационная конференция с отсроченным доступом представляет собой обмен письменной информацией. Все ее материалы сохраняются автоматически и снабжаются служебной информацией. Поэтому количество смысловых нюансов, содержащихся в такой конференции, гораздо больше, чем в ее традиционных аналогах. Более того, такая конференция остается открытой для подключения к дискуссии в течение длительного времени после того, как вопросы уже заданы. По существу в данном случае в рамках модели конференции проводится обычно письменная дискуссия: обсуждаемые вопросы сопровождаются ответами участников конференции, при этом телекоммуникационная система отслеживает как тематическую связь сообщений, так и служебную информацию, позволяющую поддерживать связь между участниками конференции и за пределами непосредственной связи вопроса с ответом. В этом состоит преимущество сетевой конференции и перед обычной конференцией, и перед словесной дискуссией. Сохранение материалов таких дискуссий — трудоемкий процесс, часто приводящий к потере важных смысловых пластов (пресловутые «тезисы» и «стенограммы»). Именно свобода выражения мнения является основной ценностью в этих системах, однако, не меньшее внимание уделяется управлению или направлению дискуссии в конструктивное русло. Таким образом, конференция — гораздо более «агрессивная» структура, в плане возбуждения интереса к материалу, чем обычный гипертекст. В самой структуре модели конференции заложена потребность в диалоге. Психологически значимая модель «собеседника» побуждает участников к активному обсуждению темы. Немалое значение имеет и профессионализм модератора конференции — того, кто ставит вопросы на обсуждение и руководит дискуссией. Следует иметь в виду, что современная электронная конференция — это не альтернатива гипертексту и другим технологиям Web, а скорее особый способ их использования. Сейчас появились технологии проведения конференции, успешно использующие все самые современные технологии Web, прежде всего, технологии создания динамических гипертекстовых страниц. Таким образом, эти подходы не вытесняют друг друга, а успешно сосуществуют. Поисковые услуги Средство просмотра на компьютере абонента (такое как, например, «Internet Explorer») само по себе оказывает обычно только одну поисковую услугу: в уже полученной из сети странице позволяет обнаружить заданный абонентом текст. Тем не менее, средства просмотра серии «Internet Explorer», начиная с версии 4, содержат средства поиска в сети документов, людей и т.п. В этом случае поиск производится не самим компью- 171 тером абонента, а используются поисковые свойства хост-компьютеров фирмы «Майкрософт». Есть и другие хост-компьютеры, специализирующиеся на оказании поисковых услуг (InfoSeek, Excite, Rambler и т.п.). У каждой из этих систем поиска есть свои особенности, на которых мы здесь не имеем возможности останавливаться, однако, есть некоторые общие свойства такого типа услуг, которые стоит знать и уметь использовать. Поисковые услуги можно подразделить на три группы: . каталоги; - поисковые системы; . метапоисковые системы. Каталоги хранят информацию, предоставляемую им серверами по специальным формам, поскольку WWW-серверы, особенно те из них, которые занимаются коммерческой рекламой, заинтересованы в распространении своей информации. В каталогах информация разбита на классы, подобно каталогу обычной библиотеки. Самообновления информации в каталогах не происходит. За каталогами следят работники соответствующего хост-компьютера, именно они решают, к какому классу отнести полученную с WWW-сервера информацию, включить ли ее в каталог или убрать, переместить. Этот процесс носит название индексирования информации. Поисковые системы ежедневно «прочесывают» сеть Интернет и каталогизируют текстовую информацию, чтобы сделать проще жизнь в Интернете многим миллионам абонентов. В каталогах поисковых систем индексирование происходит автоматически, и такие каталоги оказываются самообновляющимися. Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список WWW-документов сразу из нескольких источников. Метапоисковые системы широко представлены на следующей странице Интернет: Yahoo's All in One Search Pages www.yahoo. com/Compute rs_and_I ntemet/I ntemet/World_Wide_Web/ Searching_the_Web/All_in_One_Search_Pages/. На странице «подборка средств поиска в Интернет: Метапоисковые системы» по адресу: //www.mtm.kuleuven.ac.be/Services/search03.html сведены как метапоисковые системы, так и сводные страницы. Здесь отслеживается рейтинг систем по степени их использования и эффективности, приводятся инструкции. Учитель может воспользоваться услугами метапоисковых систем, работающих на основе сети бесплатно: MetaCrawler: metacrawler.cs.washington.edu:8080/index.html SawySearch: www.cs.colostate.edu/~dreiling/smartform.html The Cosmix Mother Load Metasearch: www.cosmix.com/ motherload/. 172 Приведем краткий обзор основных услуг метапоисковых систем, частично опираясь на публикацию в Интернет, автор которой — Ян Уиншип (Ian Winship (ian.winship@unn.ac.uk)) из Нью-каслского университета в Великобритании (табл. 9). Более подробную информацию можно получить по адресу: http://www.dis.strath.ac.uk/ business/search.html (автор Шейла Уэббер (Sheila Webber) из университета вСтратклаиде (University ofStrathclyde)). Дидактические возможности сети Интернет в зависимости от конфигурации аппаратных средств При анализе технических аспектов применения Интернет в преподавании, вчастности в преподавании гуманитарных предметов, необходимо прежде всего определиться, что понимается под применением Интернет. За последние годы варианты использования Интернет стали настолько разнообразными, что появилась потребность в их хотя бы первичной систематизации. Мы приведем лишь самые общие возможности, обладающие существенными различиями в процессе их применения в реальном преподавании (табл. 10). Вопросы к семинару: 1. Что такое услуга в приложении к Интернет? 2. Какие основные виды услуг оказывает Интернет? 3. Какую пользу из этих услуг может извлечь школьный учитель? Обратимся теперь к ресурсам Интернет, которые также можно широко использовать в дидактических целях. Занятие 20. Ресурсы Интернет На этом занятии вы: * познакомитесь с основными видами ресурсов сети Интернет, которые могут оказаться полезными в образовательном процессе; . узнаете об основных перспективах развития этой глобальной сети. Главным качеством Интернет является наличие огромного количества текстовой информации на различных языках. Конечно, такая информация не предназначена непосредственно для применения в качестве учебного материала, однако, для многих учащихся возможность работы в Интернет служит важным мотивом поведения, поэтому учитель должен грамотно использовать эту мотивацию. Довольно подробно исследовано применение реальных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов. 173
Однако не меньший интерес вызывают и аутентичные тексты информационного характера, такие как реклама товаров и услуг, полезных для учащихся, школьные страницы серверов. Как правило, без стимулирующего участия модератора, учащиеся обмениваются довольно стандартными письмами с бедным лексическим материалом или используют молодежный сленг. Желание писать развернутые послания у многих участников межшкольных электронных конференций либо не наступает, либо быстро проходит. Кроме того, по этическим причинам нет возможности ограничить круг участников электронного общения только носителями чистого литературного языка. По тем же соображениям этики личной переписки возможность помощи модератора учащимся существенно ограничена. Учащиеся, рассчитывающие на тайну личной переписки, резко меняют тон и лексику писем по сравнению с письмами, посылаемыми ими же на конференцию. Участие же модератора можно рассматривать как нарушение аутентичности текстов. Поэтому обмен электронными письмами и участие в электронных конференциях следует проводить с разумной осторожностью и педагогической целесообразностью. В этом плане рекламные объявления и школьные странички выгодно отличаются богатством лексики, правильностью ее использования при достаточной аутентичности текстов и простотой включения в учебный процесс. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Помимо прямой и очевидной пользы от таких механизмов или поиска документов и программ, можно указать их более нетривиальное применение на уроках иностранного, прежде всего английского, языка, для полноценного усвоения лексики требуется использовать ее в конкретных речевых ситуациях. Именно для этой цели очень подходят механизмы поиска по ключевым словам. При этом в результате будут получены оригинальные тексты, созданные носителями языка. Более того, запрос на поиск текста можно уточнить дополнительными ключевыми словами, что позволит находить тексты по конкретной тематике, интересной для данной группы учащихся. Такие приемы деятельности в Интернет дают возможность оперативно реагировать на потребности учебного процесса, учитывать мотивацию конкретной учебной группы. В зависимости от конфигурации технических средств учитель может использовать данный прием в процессе подготовки или проведения занятия. Аналогичным образом организуется деятельность учащихся в курсах других предметов, например в курсе информатики по темам: «Базы данных» и «Телекоммуникации*. Активные гипермедийные среды дают современные средства планирования и организации занятий учителю. Целесообразно оформить план занятия в виде гипертекста, предусмотреть в нем различные виды работ, причем сами эти работы также имеют вид 178 гипертекста; современный гипертекст — это не только ссылки, но и разнообразные формы, позволяющие собирать информацию, организовывать тестирование и т.п. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что гипермедиа следует использовать в учебном процессе не «в лоб» — только как источник информации, а как инструмент управления обучением. Разрабатывая проекты, презентации с использованием средств гипермедиа и размещая их в сети Интернет, учащиеся приобретают знания и навыки, не сводящиеся к традиционным репродуктивным. Графика и звук Графика и звук широко применяются в современных гипермедийных средствах Интернет. Необходимо учитывать, что в гипертекстовых страницах используется графика двух видов: обычные иллюстрации и маленькие рисунки-иконки. Звуковые файлы применяются четырех основных видов: короткие характерные звуки, выполняющие ту же роль украшения, что и иконки; музыкальные файлы без человеческого голоса; запись человеческого голоса и (или) музыкального произведения двух уровней качества (низкого и высокого). Для представления обычных иллюстраций служит, как правило, фотографический формат JPEG, позволяющий передать много деталей в цветовой палитре, превышающей 256 цветов. Иконки представляются в формате GIF, допускающем создание мультипликационных рисунков и ориентированном на более грубую графику. Оба эти формата обеспечивают значительное сжатие графической информации по сравнению с ее побитовым представлением (формат BMP). Рассмотрим 4 основных типа звуковых файлов: MIDI; WAV; м- МРЗ. MIDI-файлы не предназначены для записи звуков речи, они позволяют очень сжато записывать музыкальные мелодии, которые затем могут быть синтезированы на компьютере пользователя. Средний размер этих фалов — 30...50 Кб, что позволяет реально пользоваться ими для музыкального сопровождения гипертекстовых страниц. WAV-файлы — это стандартный способ записи любых звуков, не обладающий компактностью. 1 мин звукозаписи в этом формате порождает файл размером в несколько Мб. Для применения в Интернет он пригоден лишь при передаче очень кратких звуков. RA-файлы — это специальный способ сжатия звуковых файлов для передачи их по сети Интернет, который на данный момент не 179 отличается хорошим качеством передачи музыки, но приемлем для передачи голоса. МРЗ-файлы — компромиссный вариант, позволяющий в 1 Мб уместить 4—5 мин звучания, по качеству приближающегося к хорошему радиоприемнику. Для воспроизведения необходимо сначала полностью загрузить соответствующий файл, что может занять 10—20 мин. Сами по себе красивые рисунки-иконки и краткие звуки не создают дополнительных удобств в применении гипертекстовых страниц для образовательных целей. Их роль скорее вспомогательная, мотивационная. Тем не менее, часто небольшие иконки играют роль структурных смысловых элементов текста, повышая его «читабельность». Звуковые файлы могут выполнять на уроке различные функции: • демонстрировать правильное произношение; • использоваться для диктовки; • использоваться для проверки качества восприятия учеником изучаемого языка на слух и т.п. Чисто музыкальные файлы применяют при хоровом или индивидуальном пении на изучаемом языке («караоке»), причем компьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в результате песню. В Интернет можно найти не только музыкальное сопровождение песен, но и их слова. Степень влияния гипермедийной информации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляется систематически, в определенном порядке. Один из ресурсов Интернет, позволяющий добиться такого эффекта, — это активные каналы. Активные каналы Еще одной очень агрессивной в плане предложения информации моделью являются различные «новостийные» системы, такие как PCN, ZDnet, TehnoWeb и т.п. Их авторы прекрасно пользуются возможностями, предоставляемыми мощными современными ЭВМ, такими как мультипликация, мелкие шрифты и рисунки и т.п. Структурно эти системы решены как средства представления на экране чрезвычайно сжатой информации, сопровождаемой средствами быстрого развертывания ее до полного объема, включая множество ссылок на разнообразные материалы, помещенные в Интернет. Основу этих систем составляет модель гипермедиа, снабженная своеобразными усовершенствованиями. Интерфейс пользователя в этих системах побуждает не только к пассивному созерцанию иконок, но и к максимально быстрому ознакомительному чтению «бегущих строк», индексов и т.п. Технически эти системы используют как возможности гипертекста, так и совершенно новые возможности, радикально меняющие способы 180 работы с информацией за счет перемещения центра тяжести ее переработки на компьютер пользователя (вспомним, что они рассчитывали на наличие у пользователя мощного современного компьютера). Канал — это Web-узел, созданный для доставки содержимого из Интернет на ваш компьютер, как при подписке на избранные Web-узлы. Для просмотра содержимого вам не придется подписываться — поставщик содержимого каналов предложит вам расписание подписки или вы настроите собственное расписание. Кроме того, используя каналы, вы будете видеть не только одну Web-страницу, но и всю структуру Web-узла, что ускорит выбор необходимого вам для просмотра содержимого. Современное понятие активного канала включает в себя многие приемы, разработанные в рамках вышеупомянутых новостий-ных систем. Очевидно, обучение может и должно эффективным образом применяться в рамках активного канала. Итак, Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой — различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение. Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником. Однако еще большее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, диалоговый характер современного гипертекста. Есть ли альтернатива гипертексту? К настоящему моменту за основу представления информации во всемирной паутине (WWW) взят гипертекст (ГТ). Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно имело широкое распространение и раньше, прежде всего, как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения). В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии — веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии включает в себя следующие принципы: • свобода перемещения по тексту; • сжатое (реферативное) изложение информации; • необязательность сплошного чтения текста; • справочный характер информации; • использование перекрестных ссылок. Для дистанционного обучения школьников такая модель не всегда подходит, так как в ней нет средств организации учебного процесса, нет динамики. Модель навигации в информационном поле с 181 помощью перекрестных ссылок более удачна для взрослого человека, знающего, какую информацию искать. Не случайно детские энциклопедии строятся по иной модели. Однако современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора чем из книг. Далеко не все из них даже в старших классах умеют грамотно пользоваться учебником. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ближе всего к этой модели подходят учебные видеофильмы, однако, их применение в дистанционном обучении пока затруднено, так как для показа видеофильма нужно передавать цо сети слишком большое количество информации. Сочетанием динамики с разумными объемами передаваемой информации оказываются компьютерные слайд-фильмы. Фирма Microsoft распространяет программу Powerpoint, предназначенную для разработки компьютерных слайд-фильмов, причем ее версия 7.0 является сетевой. В отличие от обычных слайдов, компьютерные слайд-фильмы имеют средства квази-мультипликации, позволяющие существенно разнообразить динамику показа компьютерных слайд-фильмов. Слайды часто сопровождают звуком, музыкой, содержат кинофрагменты. Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает соблюдение ряда принципов: • динамика предъявления текста задается педагогом (это происходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации); • допускаются перекрестные ссылки; • логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви); . компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра; - компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логику изучения материала; • компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения материала и имеет специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала; • программа дает ученику возможность самому разрабатывать компьютерный слайд-фильм — это технически простая задача, доступная ученикам уже в 8—9-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обучения. Динамический гипертекст Используя технологию динамического гипертекста, можно создавать более привлекательные интерактивные гипертекстовые страницы. Эти технологии позволяют автору гипертекста управлять практически любым его элементом без повторной загрузки 182 страницы с сервера. Для абонентов Интернет это означает не только увеличение скорости интерактивных взаимодействий, но и возможность пользоваться многими интерактивными средствами в . автономном режиме без подключения к сети Интернет, что, безусловно, повышает эффективность и экономичность образовательных услуг Интернет. Само понятие динамического гипертекста не так просто вычленить из группы Интернет-технологий, базирующихся на понятии гипертекста. Это понятие тесно связано с языками программирования, с помощью которых придается динамика гипертекстовым страницам, таким как Jscript, Javascript, Vbscript. Если средства просмотра предыдущих поколений требовали для внесения изменений в страницу ее перезагрузки, то современный стандарт разметки гипертекста (HTML 4.0) допускает осуществление огромного количества манипуляций с текстом страницы без повторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются в основном средствами просмотра четвертого поколения. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |