Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 17. Телекоммуникационные системы. Сеть Интернет




На этом занятии вы узнаете,как устроена сеть Интернет, о которой вы, безусловно, много слышали.

В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса:

1. Программы связи, осуществляющие непосредственно пере­дачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополни­тельные сервисные функции (хранение телефонного справочни­ка, автоматический набор номера и циклический дозвон, редак­тирование текстов, ввод/вывод данных с(на) магнитных носите­лей и т.п.).

2. Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с помощью которых на ЭВМ организутся система хранения набо­ров данных и разграничения доступа к ним по телефонным ка­налам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посы­лать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО — это специфическая информационно-поисковая система, снаб­женная средствами телекоммуникации. К этому же типу отно­сятся и программы, используемые крупными региональными и глобальными сетями телекоммуникации для обслуживания або­нентов. Иногда программа связи может выполнять и функции несложной ЭДО.

С помощью программы связи вы можете связаться либо в син­хронном режиме (т.е. в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после ее отправления первым) с ЭВМ, на которой в этот момент загружена своя программа свя­зи (не обязательно та же самая), либо в асинхронном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию. Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, чтобы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, большинство из них допускает синхронный диалог с оператором ЭДО.

ЭДО может иметь собственные программные средства обеспе­чения связи или использовать внешнюю программу связи. В лю­бом случае она устроена так, что вы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкрет­ной ЭДО имеет свои особенности, но, как правило, при первич­ном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое вре­мя, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальней-

153


шая работа абонента обычно требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют довольно серьез­ные услуги бесплатно. Однако следует учесть, что действительно интересные услуги (доступ к базам данных, копирование слож­ных программ) практически всегда платные.

Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, назы­вается телекоммуникационной сетью, или (такой термин при­жился в последнее время) провайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как правило, сети обеспечивают своим абонентам воз­можность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже говорят не об ЭДО, а о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в собственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжаю­щих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии таких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Отечественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому правильно будет предварительно договориться с «хозяином» ЭДО о способах ее использования.

Редко применяются в отечественной практике школьного об­разования технически более сложные варианты телекоммуника­ционных систем: непосредственная передача сигналов через спут­ник либо передача информации по выделенным телефонным ка­налам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не ме­нее, нужно представлять себе, что такие системы возможны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы.

Сеть Интернет

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соот­ветствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента.

Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользовате­лей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP).

Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Мини­стерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 милли­онов человек.

Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диало­говом, либо в автономном режиме. При работе в автономном ре­жиме «перекачка информации» из сети проводится автоматичес­ки специальными программами без вмешательства абонента, ко-

154


торый заранее описывает, какие операции ему требуется осуще­ствить. Такой режим дает возможность очень экономно использо­вать время нахождения в сети, если телефонное соединение не является постоянным. Диалоговый режим требует постоянного уча­стия абонента в управлении поиском информации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном.

Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития КТК намечается возврат к основным принципам этого режима уже после того, как диалого­вый режим получил очень мощное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста.

Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web — Internet Explorer.

«Активные каналы — это серверы Web, специально разрабо­танные с учетом одной из самых современных программ просмот­ра Web — Internet Explorer (IE). Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer, чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к Web. Активные кана­лы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избран­ные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматри­вать без подключения к Интернет». Аналогичный подход еще ра­нее приняла компания «Пойнткаст». Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, име­ющего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположены интересующие его страницы — на его собственной машине или на другом конце Земли — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незна­чительная (10—30 с) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима работы, IE сразу же включит программу подключения к ресурсам сети.

В настоящее время наиболее используемыми службами авто­номного режима обычно являются электронная почта и телекон­ференции. В диалоговом режиме главное средство поиска инфор­мации в сети Интернет — всемирная паутина (WWW, World Wide Web), некоторое применение пока еще находит fTP (File Transfer Protocol), но фактически он включен в WWW в качестве подсис­темы и потерял самостоятельное значение.

Разнообразие программ поиска информации в сетях, существо­вавшее еще несколько лет назад, также исчезает, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной со­ставной частью. В Интернет выделились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам.

За последние несколько лет произошли кардинальные измене­ния в подходе программистов к применению КТК. Если прежде

155


для КТК писали специальные программы с особыми пользова­тельскими свойствами и функциями (что означало, в свою оче­редь, наличие у них особых дидактических свойств и функций, отличных от свойств и функций обычных автономных программ)^ то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями формы Майкрософт, позволивший есте­ственным способом включить КТК в свойства и функции боль­шинства широко распространенных прикладных программ (Май­крософт офис)1. Такая ситуация означает, что, с одной стороны, свойства и функции КТК теряют свое особое положение, слива­ются со свойствами и функциями других средств новых информа­ционных технологий, с другой же стороны, свойства и функции собственно КТК становятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические свойства и функции КТК, сводила их практически только к разным видам обмена по­чтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обу­чения), то теперь лишь от уровня обеспеченности школы совре­менными средствами КТК зависит, превратится какой-то конк­ретный проект, проводимый в школе с применением средств но­вых информационных технологий, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, по­лученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уро­ке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интер­нет. В результате отпадает потребность в довольно трудоемких про­цессах установления контактов с партнерами, поиска элктрон-ной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто счи­таться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значитель­но упрощающая работу педагога, но тем не менее усложняющая задачу педагога-исследователя) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических свойств и функций КТК, чтобы избежать смешения свойств и функций КТК со свойствами и фун­кциями средств новых информационных технологий в целом. Эти свойства и функции будут проанализированы в гл. 2.

1 Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возможности КТК, для краткости используя только одно понятие «IP-подключение». Это понятие (см. приложение 1) означает, строго говоря, только применяемый протокол обмена информацией и сам по себе никак не характеризует используемых программных средств отображения информации на ПЭВМ абонента, поэтому понятие IP-подключения, конечно, совершенно ничего не говорит исследователю о свойствах и функциях (в том числе и дидактических) применяемых средств КТК. Реальные свойства и функции определяются задействованными программами поиска и отображения сетевой информации.

156


Вопросы к семинару:

1.На уроке вам задают вопрос: «Все слышали о глобальной сети Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуника­ции вы знаете?»

2. Что собой представляет Интернет?

Занятие 18. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций

На этом занятии вы узнаете о новых возможностях, предос­тавляемых компьютерными телекоммуникациями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Передаваемый по сети текст становится автономным объек­том, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учеб­ный текст одновременно является рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономи­ческих требований к распространяемым в сетях учебным материа­лам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Осо­бенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяе­мый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Ос­новы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: уча­щийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него ха­рактеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обу­чающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10—11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно пере­создавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логи­ку доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о со­отношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дис­танционное обучение рассматривается как автономный вид обуче­ния, противопоставляемый традиционному. Информационная тех­нология на данном этапе предполагает унификацию способов ра-

157


боты с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладны­ми программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

Мулътимедийность создает психологические моменты, способ­ствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение ито­гов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраива­ющей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и некоторые ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы ис­пользуемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с трудностями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считан­ные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быс­трыми темпами, что не следует считать эти ограничения непрео­долимыми в ближайшие пять лет.

Перспективы развития услуг Интернет

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делаю­щее реальным применение мультимедийной Интернет в школе.

В плане применяемых программных средств наблюдается тен­денция к повышению «агрессивности» и адресности подачи ин­формации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином по­токе разнообразную и содержательно чрезвычайно богатую ин­формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые систе­мы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным си­стемам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ, идет повышение слож­ности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускает­ся современными мощными машинами. В результате многие фун-

158


кции «обогащения содержания» и мультимедийности переклады­ваются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобра­зительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет очень стреми­тельно и сдерживается в основном плохим качеством телефон­ных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программ­ного обеспечения, способного повлиять на эффективность пре­подавания школьных предметов, то здесь следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяют­ся условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции. Загрузка крупных пакетов программ иногда занимает несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо меньше, чем реальная стоимость программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис­пользовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего абонент должен либо заплатить срав­нительно небольшой регистрационный взнос и получить про­грамму в полную собственность, либо стереть ее со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версии программ, представляющих собой про­граммы, в которых не реализованы некоторые важные функции, что делает их безынтересными для абонента, однако, с помо­щью демо-версии удается получить полное представление о воз­можностях программы. Демо-версии, как правило, разрешается свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.

В настоящее время внимание пользователей привлек перспек­тивный проект Интернет-2. Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в науч­но-исследовательской области и высшем образовании и ускоре­ния доступности новых услуг и приложений в Интернет.

Общая цель:

создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования.

Конкретные цели:

• демонстрация новых прикладных программ, радикально рас­ширяющих возможности сотрудничества и проведения экспери­ментов для научных работников;

159


• демонстрация новых возможностей в предоставлении обра­зования и иных услуг за счет «виртуальной близости» в сети;

. развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворить требования научного и педагогического сообщества.

Стремительное развитие получает Интернет и в нашей стране. В сети на страницах информационной службы @-daily появилось такое сообщение: «21 мая 1999 года компания «МТУ-Интел» объя­вила о том, что приступает к созданию сети беспроводного досту­па в Интернет. Сеть будет действовать в прилегающей к столице лесопарковой зоне. На первом этапе возможность радиодоступа в Интернет планируется обеспечить жителям городов Мытищи, Лю­берцы, Красногорск и Химки. Создание сети радиодоступа позво­лит «МТУ-Интел» предоставлять услуги Интернет даже в тех рай­онах Московской области, где нет телефонной связи. При этом качество услуг будет столь же высоким, как и в Москве». Это со­общение красноречиво свидетельствует о большом потенциале роста количества абонентов Интернет.

@-daily сообщает: «На днях английская исследовательская фирма Datamonitor объявила о том, что доход от услуг по передаче дан­ных по сетям Интернет к 2002 году достигнет 19 млрд $ (по всему миру). При этом стоимость передачи данных снизится с 80 тыс. $ за терабайт в минувшем году до 10 тыс. $ в 2000 году, а еще через три года упадет ниже 300 $. По словам аналитика Datamonitor Филипа Кодлинга (Philip Codling), причиной этого, помимо по­явления новых технологий, является ежегодное увеличение все­мирного трафика сети Интернет на 1000 %».

Вот еще сообщение @-daily от 22.05.99:

«Вчера российское представительство Microsoft объявило о вы­пуске русской версии интернет-броузера Internet Explorer 5.0. Ло-кализованый IE 5.0 отличается от своего англоязычного предше­ственника рядом встроенных функций, адаптированных под российский рынок. В частности, на сегодняшний день два москов­ских интернет-провайдера («Гласнет» и «Ситилайн») обеспечива­ют работу такой функции IE, как мастер подключения к Интер­нет. Кроме того, в локализованную версию интернет-броузера интегрированы клиенты российских поисковых систем Rambler, Яndex и Aport! Как и предыдущие версии Internet Explorer, рус­ский IE 5.0 распространяется бесплатно».

Итак, мы видим, что Интернет стремительно развивается и в плане подключения новых абонентов, и в плане развития его со­держания, что способствует снижению цен на пользование услу­гами Интернет. Что же получают абоненты Интернет в результате предоставленных им услуг?

Вот еще одно сообщение @-daily от 22.05.99:

«В начале января петербургская компания «Петерлинк» объя­вила результаты социологического опроса, проведенного ею со­вместно с «Академией информационных технологий» в конце

160


минувшего года в северной столице. С помощью этого опроса «Пе-терлинк» и «Академия информационных технологий» намерева­лись выяснить отношения пользователей Интернет к сети и ее возможностям.

Из 282 опрошенных респондентов половину составили пользо­ватели в возрасте от 21 до 30 лет, 24,5 % — в возрасте 31—50 лет и 23,5 % — в возрасте до 20 лет. На старшую возрастную группу — от 50 лет — пришлось всего 2 % пользователей Интернет.

Согласно данным, полученным в результате опроса, лишь 35,6 % от общего числа респондентов с уверенностью отвечают, что мо­гут найти в сети всю необходимую им информацию. При этом наиболее интенсивно работают с Интернет люди в возрасте от 21 до 30 лет — 72,7 % из них делают это каждый день.

В юношеской группе ежедневно подключаются к сети 60 % пользователей, среди респондентов двух старших возрастных групп ежедневно выходят в сеть 52,9 %. В целом, среди участников опро­са в Интернет регулярно работает 66,4 % (мужчины — 68 %, жен­щины — 51 %), несколько раз в неделю — 26,6 %.

Проведенный опрос показал, что среди пользователей Интер­нет преобладают люди с высоким уровнем образования. Из всех респондентов 67,3 % составили люди с высшим образованием, 6,5 % — со средним специальным (техникум или колледж), 19,3 % — с полным средним образованием. Всего 6,9 % составили те, у кого только неполное среднее образование. Довольно высокий уровень образования диктует высокие требования к содержанию инфор­мации, доступной через Интернет. По результатам опроса, 60,4 % пользователей удовлетворены получаемой информацией не пол­ностью, а около 4 % опрошенных жалуются на то, что полезной им информации — просто мало».

Таким образом, основные проблемы удовлетворения потреб­ностей абонентов лежат в области совершенствования содержа­ния информации, предоставляемой услугами Интернет.

В ближайшей перспективе нас ждет развитие средств передачи информации, повышение скорости передачи, что делает реаль­ным применение мультимедийного Интернет в школе.

В последнее время получают распространение средства «вирту­альных миров» в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страни­цы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п.

Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение модели компь­ютерного слайд-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое при­менение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например:

. свобода перемещения по ВМ;

• необязательность сплошного просмотра ВМ.

161


Кроме того, ВМ обладает эффектом присутствия: можно вы­бирать угол обозрения объектов ВМ, перемешаться от одного объекта к другому.

Наибольшее распространение в Интернет получили такие сред­ства распространения культурной и образовательной информа­ции, как виртуальные музеи и клубы (кафе).

Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположен­ных не обязательно на одном Web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собра­ний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его инте­ресует (напомним, что за пользование Интернет, как правило, идет повременная оплата). Фотографию заинтересовавшего его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своем компь­ютере. В силу такой возможности выбора и сохранения этот спо­соб приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле при­обретения не только печатной продукции, но даже и компакт-дисков. Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.

Виртуальное кафе — диалоговая страница, на которой клиенты могут обменяться мнениями по интересующим их проблемам куль­туры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мне­ниями.

Вышеупомянутые направления не только должны слиться в обо­зримом будущем, но и стать неразрывными по существу как еди­ный метод применения СНИТ в педагогике — лишь в совокупно­сти они в состоянии привести к экономически эффективной и широкой по охвату модернизации образовательного процесса.

Итак, мы кратко рассмотрели основные услуги, предоставляе­мые сетью Интернет. Анализ этих услуг поможет нам уяснить их дидактические свойства, т.е. возможность пользования данными услугами с образовательной, точнее с дидактической, целью.

Эти основные направления распространения программ в Ин­тернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим, что бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное рас­пространение программ в Интернет приносит фирмам миллион­ные доходы за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Современный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.

Вопросы к семинару:

1. Вы хотите выполнить телекоммуникационный проект с американ­ским учителем, а ответственный за кабинет информатики в вашей школе

162


не увлекается КТК, преподает их только в рамках программы, «от сих до сих». Как помочь ему разобраться с вопросом: дают ли КТК в классе новые возможности или повышают эффективность старых методов преподавания? (При обсуждении в группе обязательно предложите одному из самых способных студентов роль учителя-ретрограда: какие опасности он сможет усмотреть в «блестящем проекте»? Не забудьте, что правильно поставить проблему — это наполовину решить ее, а не увидеть про­блемы — значит получить псевдорешение.)

2. В школе имеется компьютерный класс с современными компью­терами. Представитель фирмы предлагает вам купить модем стоимостью 80 $. Какие аргументы вы используете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие затраты? (При обсуждении в группе пусть два студента рекламируют: один — дешевый низкоскоростной модем, а второй — современный. Кто-то должен играть роль директора — энту­зиаста и осторожного консерватора.)

3. Какие способы получения с помошью Интернет услоено-бесплатных программ для своего класса вы можете предложить?

4. Каковы перспективы развития Интернет и как эти перспективы могут повлиять на характер образовательного процесса в школе?

Занятие 19. Образовательные услуги сети Интернет

На этом занятии вы узнаете:

что такое услуга в применении к сети Интернет;

какие услуги может получить абонент, подключенный к Ин­тернет;

какую пользу могут извлечь из этих услуг школьные учителя.

В результате современного этапа развития Интернет у нас воз­никла как бы единая страна, объединенная компьютерными те­лекоммуникациями (КТК), весь мир без границ (конечно, не в смысле географической близости, а в смысле близости понятий­ной, содержательной, культурной). В этом смысле «континентом» может быть вся область гуманитарных наук и, говоря шире, гума­нитарных интеракций, взаимодействий, гуманитарных проектов, не обязательно несущих чисто научный смысл. Федеративной рес­публикой можно считать, например, область истории, информа­ции о текущих событиях и политологии. Есть и агрессивные воен­ные союзы, противостоящие всему гуманитарному континенту; WWW-страницы с пропагандой насилия, наркотиков, порнопро­дукции. Разумеется, обмениваться письмами в режиме живого ди­алога, который обеспечивает современный Интернет, — это по­чти то же самое, что приехать в чужую страну без визы, без офор­мления паспорта, без полицейского или работника таможни, без билета на самолет, а главное — гораздо быстрее. Сев вечером за свой компьютер, можно оказаться в той стране, к которой «потя-

163


нуло» именно сегодня. Можно узнать массу новых фактов, задать вопросы и быстро получить ответы на них. Можно спрашивать почти о чем угодно, даже о том, о чем еще несколько часов назад и не мыслилось. Все это дает как бы новое гуманитарное измере­ние самой жизни человека, имеющего возможность погружаться в пучину Интернет. Именно расширение культурного, гуманитар­ного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно. Неимоверно ускоряется и повышается ка­чество освоения иностранного языка. Ведь все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. Можно даже принять участие в создании неологизмов, которые буквально сотнями ежегодно порождает сам Интернет с его по­требностью в сжатом и точном отображении мысли, эмоции, от­тенка смысла. (Интересная деталь: во время одной из ученических конференций по гуманитарной проблеме национальных взаимоотно­шений, в которой участвовали молодые люди различных национально­стей из Москвы и с Гавайских островов, москвичи не поняли один из английских неологизмов, и даже куратор конференции с Гавайской стороны не смог точно описать смысл этого слова!)

Однако снятие вышеупомянутых барьеров не означает устра­нения некоторых иных особенностей, скажем, языкового, техно­логического, культурного барьеров. Как раз именно они оказыва­ются весьма важными в этой ситуации. Когда времени на раз­мышление очень мало, когда техническая ситуация позволяет об­щаться очень оперативно, как раз эти барьеры могут оказаться наиболее значимыми при решении проблем гуманитарного ха­рактера. С точки зрения психологии общения, очевидно, что имен­но интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального обще­ния, к пониманию партнерами соответствующих культурных, тех­нических и социальных реалий контрагента.

Итак, несомненно, Интернет несет в себе громадный потен­циал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу, преж­де всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образо­вательные услуги. Образование — это не только обучение при не­обходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательс­кой деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, — это тоже образовательная услуга. Весьма большое количе­ство услуг Интернет может применяться для управления систе­мой образования, а не только для нужд собственно учебно-вос­питательного процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рас­сылке инструктивных и методических материалов, предоставле­ние доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования и т.п.

164


Услуга— это комплекс средств,продуктов и деятельности,удов­летворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случае абонента сети Интернет. Образовательные услуги призваны удов­летворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. В дальнейшем мы бу­дем употреблять обобщающее понятие — свойство, охватывающее и средства, и продукты, и различные виды деятельности. Конкрет­ная услуга нередко включает в себя сразу несколько свойств такого сложного по составу и функционированию средства, каким явля­ется сеть Интернет. Эти свойства вероятно найдут широкое распро­странение в образовании. В этом смысле мы можем говорить о ди­дактических свойствах сети Интернет. Например, такая рассмот­ренная в занятии 14 услуга, как электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:

• способность передавать информацию различных типов (текст, изображение, звук) на значительные расстояния;

• способность хранить и структурировать переданную инфор­мацию на компьютере провайдера данной услуги;

- способность хранить и структурировать переданную инфор­мацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем;

• способность компьютера провайдера данной услуги отслежи­вать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задерж­ке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

• способность программного обеспечения компьютера отправи­теля и получателя электронных писем разобраться в структуре хра­нения полученных писем, удалять или архивировать письма, поте­рявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.;

• совместимость аппаратного и программного обеспечения ком­пьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента; и т.п. Этот список можно еще значительно расширить.

Предоставление услуги в сети Интернет осуществляется также достаточно сложным способом. Часть услуги ложится на фирму-провайдера (поставщика) доступа к Интернет. Другая часть услу­ги выполняется многими фирмами и учреждениями, подклю­ченными к Интернет. Поскольку Интернет не имеет единого хозя­ина — фирмы, которая отвечала бы за его работу, состав его услуг оказывается довольно сложным, но мы в данной книге попыта­емся дать достаточно полное представление об (условно говоря) услугах Интернет для целей образования.

Нельзя забывать, что все наиболее интересные услуги Интер­нет не будут доступны без некоторого набора базовых услуг, ко­торые обычно берет на себя провайдер. Учителю важно иметь до­статочно полное, но в то же время доступное его стилю мышле­ния представление обо всем этом комплексе услуг.

165


Таким образом, понятия «дидактическое свойство» и «образо­вательная услуга» не совпадают, но тесно связаны между собой. Говоря точнее, образовательные услуги основаны на свойствах и используют для своей реализации некоторый их набор. На данном уроке мы проанализируем те услуги, которые Интернет может предоставить для школьного образования, и на основе этого ана­лиза определим дидактические свойства Интернет. Основные ус­луги Интернет можно разбить на три большие группы:

вещательные;

интерактивные;

поисковые.

Итак, обратимся к анализу услуг глобальной сети Интернет.

Услуги Интернет

Вещательные услуги

Этот класс услуг получил чрезвычайно бурное развитие в пос­ледние годы. Если десять лет назад Интернет использовался преж­де всего для интерактивной связи между отдельными людьми и группами абонентов, то в настоящее время успехи развития ги­пермедийной основы Интернет привели к тому, что он стал объек­том интереса мощных фирм в плане продвижения на рынок своих продуктов.

Естественно, эта чисто рекламная информация является не только бесплатной, но даже зачастую предоставляется потребите­лю-абоненту в качестве бесплатного приложения к другой, также бесплатной, но вполне реальной услуги. В этом случае основу об­щения с потребителем составляет одностороннее вещание типа электронного каталога, а интерактивность сводится к наличию формы заказа, которую абонент может заполнить и оплатить, не покидая Интернет. Именно эти электронные покупки и составля­ют основу окупаемости этого типа услуг Интернет. Еще одной, относительно менее развитой, формой интерактивности в этом виде услуг является анкетирование потребителей. Поскольку в та­ком электронном бизнесе участвуют ведущие фирмы, вкладыва­ющие большие финансовые ресурсы, эти услуги стали заполонять информационное поле Интернет и, в относительном объеме, вы­теснять традиционные интерактивные формы услуг, такие как электронная почта, электронные конференции. От ведущих ги­гантов бизнеса не отстают и образовательные фирмы, тактика которых, в силу их меньшего финансового потенциала, отличает­ся большей гибкостью и меньшей агрессивностью.

Разновидностью вещательных услуг являются электронные га­зеты и журналы. Для данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем, идущее еще от традицион­ных печатных изданий. Помимо различных анкет часто использу­ются подборки писем читателей. Этот вид услуг частично платный.

166


Часть информации хранится в открытом доступе и выполняет как информационные, так и рекламные функции. В газетах часто в от­крытый доступ помещается первая страница, на которой распола­гаются начальные части статей, продолжения же их перемещаются в платную часть издания (так построена, например, электронная версия «Независимой газеты*). Другие же издания (например, @, «algo.ru») делят саму информацию на бесплатную и платную, при­чем платная спустя некоторое время, потеряв актуальность, пере­водится в бесплатный раздел. Газета «Известия» в своей электрон­ной версии бесплатно публикует программу телевизионных пере­дач (включая, естественно, и образовательно-культурный канал).

Электронные библиотеки — современные сложные информаци­онные системы — рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библио­тек. Впрочем, существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим класси­ческим произведениям. На современном этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распростра­нения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернет и муль­тимедийных технологий в последние годы привело к возникнове­нию методик создания электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего.

Фирмы, занимающиеся распространением педагогической про­дукции, находятся в несколько особом положении по сравнению с поставщиками традиционных товаров. Стратегия и тактика рас­пространения, очевидно, зависят от самого характера продукта. В табл. 7 приведены некоторые виды продукции и способы их рас­пространения с помощью Интернет.

В заключение обзора вещательных услуг приведем таблицу наи­более посещаемых (по данным поисковой системы Rambler) Web-ресурсов в области образования (табл. 8).

Определенный интерес представляет собой статистика посе­щаемости различных Web-серверов, содержащих образовательную информацию.

Интерактивные услуги

Как уже говорилось выше, вещательные услуги до некоторой степени используют интерактивность, но она не является их ве­дущей чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных имен­но на диалоговом или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных способов стимулирования обучения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообраз­ные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции.

167



 



 


На этом занятии мы рассмотрим основные технические осо­бенности этих средств Интернет, важные с точки зрения образо­вательного процесса.

Абонент компьютерной сети получает стандартный адрес в Интернет. Имея этот адрес, он может обмениваться электронны­ми письмами с абонентами практически любой системы элект­ронной почты в мире.

Электронная почта включает в себя:

• услуги собственно почты — отправка и прием электронных
писем;
в отличие от обычных они доставляются абонентам элект­
ронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких
часов;

- получение и отсылка материалов телеконференций,в кото­
рых разворачиваются целые дискуссии; в них могут принимать
участие люди, разделенные большими расстояниями.

Электронная почта предоставляет и более сложные (и более дорогие) варианты услуг, например:

• информационное обслуживание — многие фирмы и органи­
зации предлагают абонентам сети свои обзоры, сводки и иные
справочные материалы;

- рекламное обслуживание — некоторые специализированные
фирмы берутся за рекламу в сетях различных товаров, услуг (вклю­
чая и образовательные), причем имеются средства Интернет, по­
зволяющие точно определить количество абонентов, обратившихся
к данной рекламе.

Эти информационные документы могут рассылаться напрямую как электронные письма, а могут быть статьями в телеконферен­циях.

Электронные письма адресат получает в удобное для себя вре­мя. С другой стороны, в некоторых сетях при отправке письма можно указать на необходимость автоматической же присылки под­тверждения о реальном получении письма адресатом.

Электронные конференции, в свою очередь, подразделяются на проводимые в реальном масштабе времени и с отсроченным доступом к материалам конференции.

Важным дидактическим свойством Интернет является возмож­ность организации свободных бесед в реальном масштабе времени. В качестве примера специализированных систем, ориентирован­ных на такие беседы, можно привести «Talk City» и «WebChat Broadcasting System». Разговор в них ведется, в основном, на анг­лийском языке, но появляются и развиваются аналогичные сис­темы для других языков. Конференции реального времени, не­сомненно, являются мощным стимулом для учащихся, но остав­ляют им мало времени для размышлений.

IRC (Internet Relay Chat) — средство для переговоров в реаль­ном масштабе времени, которое дает вам возможность разговари­вать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога.

170


Телекоммуникационная конференция с отсроченным досту­пом представляет собой обмен письменной информацией. Все ее материалы сохраняются автоматически и снабжаются служебной информацией. Поэтому количество смысловых нюансов, содер­жащихся в такой конференции, гораздо больше, чем в ее тради­ционных аналогах. Более того, такая конференция остается от­крытой для подключения к дискуссии в течение длительного вре­мени после того, как вопросы уже заданы. По существу в данном случае в рамках модели конференции проводится обычно пись­менная дискуссия: обсуждаемые вопросы сопровождаются отве­тами участников конференции, при этом телекоммуникационная система отслеживает как тематическую связь сообщений, так и служебную информацию, позволяющую поддерживать связь меж­ду участниками конференции и за пределами непосредственной связи вопроса с ответом. В этом состоит преимущество сетевой конференции и перед обычной конференцией, и перед словес­ной дискуссией. Сохранение материалов таких дискуссий — тру­доемкий процесс, часто приводящий к потере важных смысловых пластов (пресловутые «тезисы» и «стенограммы»). Именно свобо­да выражения мнения является основной ценностью в этих систе­мах, однако, не меньшее внимание уделяется управлению или направлению дискуссии в конструктивное русло.

Таким образом, конференция — гораздо более «агрессивная» структура, в плане возбуждения интереса к материалу, чем обыч­ный гипертекст. В самой структуре модели конференции заложена потребность в диалоге. Психологически значимая модель «собе­седника» побуждает участников к активному обсуждению темы. Немалое значение имеет и профессионализм модератора конфе­ренции — того, кто ставит вопросы на обсуждение и руководит дискуссией.

Следует иметь в виду, что современная электронная конфе­ренция — это не альтернатива гипертексту и другим технологиям Web, а скорее особый способ их использования. Сейчас появи­лись технологии проведения конференции, успешно использую­щие все самые современные технологии Web, прежде всего, тех­нологии создания динамических гипертекстовых страниц. Таким образом, эти подходы не вытесняют друг друга, а успешно сосу­ществуют.

Поисковые услуги

Средство просмотра на компьютере абонента (такое как, на­пример, «Internet Explorer») само по себе оказывает обычно толь­ко одну поисковую услугу: в уже полученной из сети странице позволяет обнаружить заданный абонентом текст.

Тем не менее, средства просмотра серии «Internet Explorer», начиная с версии 4, содержат средства поиска в сети документов, людей и т.п. В этом случае поиск производится не самим компью-

171


тером абонента, а используются поисковые свойства хост-компь­ютеров фирмы «Майкрософт».

Есть и другие хост-компьютеры, специализирующиеся на ока­зании поисковых услуг (InfoSeek, Excite, Rambler и т.п.). У каж­дой из этих систем поиска есть свои особенности, на которых мы здесь не имеем возможности останавливаться, однако, есть неко­торые общие свойства такого типа услуг, которые стоит знать и уметь использовать.

Поисковые услуги можно подразделить на три группы:

. каталоги;

- поисковые системы;

. метапоисковые системы.

Каталоги хранят информацию, предоставляемую им сервера­ми по специальным формам, поскольку WWW-серверы, особен­но те из них, которые занимаются коммерческой рекламой, за­интересованы в распространении своей информации. В каталогах информация разбита на классы, подобно каталогу обычной биб­лиотеки. Самообновления информации в каталогах не происходит. За каталогами следят работники соответствующего хост-компью­тера, именно они решают, к какому классу отнести полученную с WWW-сервера информацию, включить ли ее в каталог или уб­рать, переместить. Этот процесс носит название индексирования информации.

Поисковые системы ежедневно «прочесывают» сеть Интернет и каталогизируют текстовую информацию, чтобы сделать проще жизнь в Интернете многим миллионам абонентов. В каталогах по­исковых систем индексирование происходит автоматически, и та­кие каталоги оказываются самообновляющимися.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить спи­сок WWW-документов сразу из нескольких источников.

Метапоисковые системы широко представлены на следую­щей странице Интернет: Yahoo's All in One Search Pages www.yahoo. com/Compute rs_and_I ntemet/I ntemet/World_Wide_Web/ Searching_the_Web/All_in_One_Search_Pages/.

На странице «подборка средств поиска в Интернет: Метапоис­ковые системы» по адресу:

//www.mtm.kuleuven.ac.be/Services/search03.html сведены как ме­тапоисковые системы, так и сводные страницы. Здесь отслежива­ется рейтинг систем по степени их использования и эффективно­сти, приводятся инструкции.

Учитель может воспользоваться услугами метапоисковых сис­тем, работающих на основе сети бесплатно:

MetaCrawler: metacrawler.cs.washington.edu:8080/index.html

SawySearch: www.cs.colostate.edu/~dreiling/smartform.html

The Cosmix Mother Load Metasearch: www.cosmix.com/ motherload/.

172


Приведем краткий обзор основных услуг метапоисковых сис­тем, частично опираясь на публикацию в Интернет, автор кото­рой — Ян Уиншип (Ian Winship (ian.winship@unn.ac.uk)) из Нью-каслского университета в Великобритании (табл. 9). Более подроб­ную информацию можно получить по адресу:

http://www.dis.strath.ac.uk/ business/search.html (автор Шейла Уэббер (Sheila Webber) из университета вСтратклаиде (University ofStrathclyde)).

Дидактические возможности сети Интернет в зависимости от конфигурации аппаратных средств

При анализе технических аспектов применения Интернет в пре­подавании, вчастности в преподавании гуманитарных предметов, необходимо прежде всего определиться, что понимается под при­менением Интернет. За последние годы варианты использования Интернет стали настолько разнообразными, что появилась потреб­ность в их хотя бы первичной систематизации. Мы приведем лишь самые общие возможности, обладающие существенными различи­ями в процессе их применения в реальном преподавании (табл. 10).

Вопросы к семинару:

1. Что такое услуга в приложении к Интернет?

2. Какие основные виды услуг оказывает Интернет?

3. Какую пользу из этих услуг может извлечь школьный учитель?

Обратимся теперь к ресурсам Интернет, которые также можно широко использовать в дидактических целях.

Занятие 20. Ресурсы Интернет

На этом занятии вы:

* познакомитесь с основными видами ресурсов сети Интернет, которые могут оказаться полезными в образовательном про­цессе;

. узнаете об основных перспективах развития этой глобальной сети.

Главным качеством Интернет является наличие огромного ко­личества текстовой информации на различных языках. Конечно, такая информация не предназначена непосредственно для при­менения в качестве учебного материала, однако, для многих уча­щихся возможность работы в Интернет служит важным мотивом поведения, поэтому учитель должен грамотно использовать эту мотивацию. Довольно подробно исследовано применение реаль­ных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов.

173



 



 



 



 


Однако не меньший интерес вызывают и аутентичные тексты ин­формационного характера, такие как реклама товаров и услуг, полезных для учащихся, школьные страницы серверов.

Как правило, без стимулирующего участия модератора, уча­щиеся обмениваются довольно стандартными письмами с бед­ным лексическим материалом или используют молодежный сленг. Желание писать развернутые послания у многих участников меж­школьных электронных конференций либо не наступает, либо быстро проходит. Кроме того, по этическим причинам нет воз­можности ограничить круг участников электронного общения толь­ко носителями чистого литературного языка. По тем же соображе­ниям этики личной переписки возможность помощи модератора учащимся существенно ограничена. Учащиеся, рассчитывающие на тайну личной переписки, резко меняют тон и лексику писем по сравнению с письмами, посылаемыми ими же на конферен­цию. Участие же модератора можно рассматривать как нарушение аутентичности текстов. Поэтому обмен электронными письмами и участие в электронных конференциях следует проводить с ра­зумной осторожностью и педагогической целесообразностью. В этом плане рекламные объявления и школьные странички выгодно от­личаются богатством лексики, правильностью ее использования при достаточной аутентичности текстов и простотой включения в учебный процесс.

Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет явля­ется наличие механизмов поиска. Помимо прямой и очевидной пользы от таких механизмов или поиска документов и программ, можно указать их более нетривиальное применение на уроках ино­странного, прежде всего английского, языка, для полноценного усвоения лексики требуется использовать ее в конкретных речевых ситуациях. Именно для этой цели очень подходят механизмы по­иска по ключевым словам. При этом в результате будут получены оригинальные тексты, созданные носителями языка. Более того, запрос на поиск текста можно уточнить дополнительными ключе­выми словами, что позволит находить тексты по конкретной тема­тике, интересной для данной группы учащихся.

Такие приемы деятельности в Интернет дают возможность опе­ративно реагировать на потребности учебного процесса, учиты­вать мотивацию конкретной учебной группы. В зависимости от кон­фигурации технических средств учитель может использовать дан­ный прием в процессе подготовки или проведения занятия.

Аналогичным образом организуется деятельность учащихся в курсах других предметов, например в курсе информатики по те­мам: «Базы данных» и «Телекоммуникации*.

Активные гипермедийные среды дают современные средства планирования и организации занятий учителю. Целесообразно оформить план занятия в виде гипертекста, предусмотреть в нем различные виды работ, причем сами эти работы также имеют вид

178


гипертекста; современный гипертекст — это не только ссылки, но и разнообразные формы, позволяющие собирать информацию, организовывать тестирование и т.п.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что гиперме­диа следует использовать в учебном процессе не «в лоб» — только как источник информации, а как инструмент управления обуче­нием. Разрабатывая проекты, презентации с использованием средств гипермедиа и размещая их в сети Интернет, учащиеся приобретают знания и навыки, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.

Графика и звук

Графика и звук широко применяются в современных гиперме­дийных средствах Интернет.

Необходимо учитывать, что в гипертекстовых страницах ис­пользуется графика двух видов: обычные иллюстрации и малень­кие рисунки-иконки. Звуковые файлы применяются четырех ос­новных видов: короткие характерные звуки, выполняющие ту же роль украшения, что и иконки; музыкальные файлы без челове­ческого голоса; запись человеческого голоса и (или) музыкаль­ного произведения двух уровней качества (низкого и высокого).

Для представления обычных иллюстраций служит, как прави­ло, фотографический формат JPEG, позволяющий передать мно­го деталей в цветовой палитре, превышающей 256 цветов.

Иконки представляются в формате GIF, допускающем созда­ние мультипликационных рисунков и ориентированном на более грубую графику. Оба эти формата обеспечивают значительное сжа­тие графической информации по сравнению с ее побитовым пред­ставлением (формат BMP).

Рассмотрим 4 основных типа звуковых файлов:

MIDI;

WAV;

м-

МРЗ.

MIDI-файлы не предназначены для записи звуков речи, они позволяют очень сжато записывать музыкальные мелодии, кото­рые затем могут быть синтезированы на компьютере пользователя. Средний размер этих фалов — 30...50 Кб, что позволяет реально пользоваться ими для музыкального сопровождения гипертексто­вых страниц.

WAV-файлы — это стандартный способ записи любых звуков, не обладающий компактностью. 1 мин звукозаписи в этом форма­те порождает файл размером в несколько Мб. Для применения в Интернет он пригоден лишь при передаче очень кратких звуков.

RA-файлы — это специальный способ сжатия звуковых файлов для передачи их по сети Интернет, который на данный момент не

179


отличается хорошим качеством передачи музыки, но приемлем для передачи голоса.

МРЗ-файлы — компромиссный вариант, позволяющий в 1 Мб уместить 4—5 мин звучания, по качеству приближающегося к хо­рошему радиоприемнику. Для воспроизведения необходимо сна­чала полностью загрузить соответствующий файл, что может за­нять 10—20 мин.

Сами по себе красивые рисунки-иконки и краткие звуки не создают дополнительных удобств в применении гипертекстовых страниц для образовательных целей. Их роль скорее вспомогатель­ная, мотивационная. Тем не менее, часто небольшие иконки иг­рают роль структурных смысловых элементов текста, повышая его «читабельность».

Звуковые файлы могут выполнять на уроке различные функ­ции:

• демонстрировать правильное произношение;

• использоваться для диктовки;

• использоваться для проверки качества восприятия учеником изучаемого языка на слух и т.п.

Чисто музыкальные файлы применяют при хоровом или инди­видуальном пении на изучаемом языке («караоке»), причем ком­пьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в ре­зультате песню.

В Интернет можно найти не только музыкальное сопровожде­ние песен, но и их слова. Степень влияния гипермедийной ин­формации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляет­ся систематически, в определенном порядке. Один из ресурсов Интернет, позволяющий добиться такого эффекта, — это актив­ные каналы.

Активные каналы

Еще одной очень агрессивной в плане предложения информа­ции моделью являются различные «новостийные» системы, такие как PCN, ZDnet, TehnoWeb и т.п. Их авторы прекрасно пользуются возможностями, предоставляемыми мощными современными ЭВМ, такими как мультипликация, мелкие шрифты и рисунки и т.п. Структурно эти системы решены как средства представления на экране чрезвычайно сжатой информации, сопровождаемой средствами быстрого развертывания ее до полного объема, вклю­чая множество ссылок на разнообразные материалы, помещен­ные в Интернет. Основу этих систем составляет модель гиперме­диа, снабженная своеобразными усовершенствованиями. Интер­фейс пользователя в этих системах побуждает не только к пассив­ному созерцанию иконок, но и к максимально быстрому ознако­мительному чтению «бегущих строк», индексов и т.п. Технически эти системы используют как возможности гипертекста, так и со­вершенно новые возможности, радикально меняющие способы

180


работы с информацией за счет перемещения центра тяжести ее переработки на компьютер пользователя (вспомним, что они рас­считывали на наличие у пользователя мощного современного ком­пьютера).

Канал — это Web-узел, созданный для доставки содержимого из Интернет на ваш компьютер, как при подписке на избранные Web-узлы. Для просмотра содержимого вам не придется подписы­ваться — поставщик содержимого каналов предложит вам распи­сание подписки или вы настроите собственное расписание. Кроме того, используя каналы, вы будете видеть не только одну Web-страницу, но и всю структуру Web-узла, что ускорит выбор необ­ходимого вам для просмотра содержимого.

Современное понятие активного канала включает в себя мно­гие приемы, разработанные в рамках вышеупомянутых новостий-ных систем.

Очевидно, обучение может и должно эффективным образом применяться в рамках активного канала.

Итак, Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педа­гогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой — различные средства оживле­ния восприятия этой информации: графику, звук, движение.

Уже одно это показывает значительные преимущества Интер­нет перед традиционным бумажным учебником. Однако еще боль­шее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, ди­алоговый характер современного гипертекста.

Есть ли альтернатива гипертексту?

К настоящему моменту за основу представления информации во всемирной паутине (WWW) взят гипертекст (ГТ). Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно имело широкое распространение и раньше, прежде всего, как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения). В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии — веками отработанного средства информацион­ной поддержки образования. Современная электронная энцикло­педия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкаль­ное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии вклю­чает в себя следующие принципы:

• свобода перемещения по тексту;

• сжатое (реферативное) изложение информации;

• необязательность сплошного чтения текста;

• справочный характер информации;

• использование перекрестных ссылок.

Для дистанционного обучения школьников такая модель не все­гда подходит, так как в ней нет средств организации учебного про­цесса, нет динамики. Модель навигации в информационном поле с

181


помощью перекрестных ссылок более удачна для взрослого челове­ка, знающего, какую информацию искать. Не случайно детские энциклопедии строятся по иной модели. Однако современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора чем из книг. Далеко не все из них даже в старших классах умеют грамотно пользоваться учебником. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста.

Ближе всего к этой модели подходят учебные видеофильмы, однако, их применение в дистанционном обучении пока затруд­нено, так как для показа видеофильма нужно передавать цо сети слишком большое количество информации. Сочетанием динами­ки с разумными объемами передаваемой информации оказыва­ются компьютерные слайд-фильмы. Фирма Microsoft распростра­няет программу Powerpoint, предназначенную для разработки ком­пьютерных слайд-фильмов, причем ее версия 7.0 является сете­вой. В отличие от обычных слайдов, компьютерные слайд-фильмы имеют средства квази-мультипликации, позволяющие существенно разнообразить динамику показа компьютерных слайд-фильмов. Слайды часто сопровождают звуком, музыкой, содержат кино­фрагменты.

Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусмат­ривает соблюдение ряда принципов:

динамика предъявления текста задается педагогом (это про­исходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в про­цессе демонстрации);

• допускаются перекрестные ссылки;

• логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви);

. компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра;

- компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логи­ку изучения материала;

• компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения мате­риала и имеет специальные аудиовизуальные средства управле­ния восприятием материала;

• программа дает ученику возможность самому разрабатывать компьютерный слайд-фильм — это технически простая задача, до­ступная ученикам уже в 8—9-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обу­чения.

Динамический гипертекст

Используя технологию динамического гипертекста, можно со­здавать более привлекательные интерактивные гипертекстовые страницы. Эти технологии позволяют автору гипертекста управ­лять практически любым его элементом без повторной загрузки

182


страницы с сервера. Для абонентов Интернет это означает не только увеличение скорости интерактивных взаимодействий, но и воз­можность пользоваться многими интерактивными средствами в . автономном режиме без подключения к сети Интернет, что, бе­зусловно, повышает эффективность и экономичность образова­тельных услуг Интернет.

Само понятие динамического гипертекста не так просто выч­ленить из группы Интернет-технологий, базирующихся на поня­тии гипертекста. Это понятие тесно связано с языками програм­мирования, с помощью которых придается динамика гипертек­стовым страницам, таким как Jscript, Javascript, Vbscript. Если средства просмотра предыдущих поколений требовали для внесе­ния изменений в страницу ее перезагрузки, то современный стан­дарт разметки гипертекста (HTML 4.0) допускает осуществление огромного количества манипуляций с текстом страницы без по­вторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются в основном средствами просмотра четвертого поколения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...