Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Актуальные проблемы логопедической диагностики.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Модуль 1. Принципы отбора детей в специальные логопедические учреждения. Лекция №1. Тема: Актуальные проблемы логопедической диагностики. Цель:Сформировать представление об особенностях логопедической диагностики. 1. Исторический аспект развития логопедии и диагностики нарушений речи у детей. 2. Методологические и научно-теоретические основы логопедической диагностики. 3. Первичный дефект и вторичные отклонения у детей с нарушениями речи. 4. Систематика нарушениями речи у детей. Главные понятия: „речь”, „речь”, „нарушение речи”, „недоразвитие речи” задержка речевого развития”.
Литература: 1. Блинова Г.Й. Альбом обследования речи у ребенка / Ч.Й. Блинова. – К.:”Благовест”-2001.– 215с. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. высш и сред. учеб. заведенный /Сост. М.М. Алексеева, В.Ы. Яшина.–М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 560с. 3. Голубева Л. Диагностика речевого развития с 1,3 до 3 лет / Л. Голубева, Н. Лещенко, К. Печора // Энциклопедия диагностических методик по выяснению состояния развития детей раннего возраста. Дайджест 1. / сост. К. Л. Крутой. – Запорожье : ООО „ЛИПС” ЛТД, 2006. – С. 66 – 74. 4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Полиграф сервис, 1998. – 336 с. 5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1993. – 340 с. 6. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К. Ингенкамп. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с. 7. Кистяковская М. Ю. Развитие движения у детей первого года жизни / Н. Ю. Кистяковская. – М. : Педагогика, 1970. – 224 с. 8. Лубовский В. Ы. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В. Ы. Лубовский // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 3 – 5. 9. Манько Н. В. Обучение и воспитание детей раннего возраста с нарушениями речевого развития в системе дошкольного образования (исторический аспект) / Н. В. Манько // Сб. наук. пр. Каменец-Подольского гос. ун-та / отв. ред. В. И. Певец, сост. А. В. Гаврилов. – Каменец-Подольский : ЧП Мошинский В. С., 2006. – Вып. VI. – С. 28 – 32. 10. Малярчук А.Я. Обследование речи детей: дидактический материал.– К.: Литература ЛТД, 2003.-104с. 11. Малышка. Программа воспитания детей дошкольного возраста / Отв. ред. Из.П. Плохий. -- К.: Мэд. мысль, 1999. --288 с. 12. Положения о зональной и центральную психолого-медико-педагогическую консультацию // Информационный сборник МИНЗДРАВА Украины, 1993. ― №20. 13. Серегин Ю. Теоретические и экспериментальные исследования влияния эмоциональных детерминант на процессы формирования и развития речевой функции у человека // ж. „Дефектология”, 2000 – № 1. – С.5-13. 14. Соботович Е. Концепция стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // ж. „Дефектология”, 2001 – № 1. – С.2-7. 15. Федорович Л.А. Логопедический альбом / Л.А. Федорович. – Полтава, 2001. -186 с. 16. Фигурин Н. Л. Краткая диагностическая схема развития ребенка до одного года / Н. Л. Фигурин, Н. П. Денисова // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. – Л., 1926. – С. 282 – 308.
Изложение учебного материала: 1. Исторический аспект развития логопедии и диагностики нарушений речи у детей. Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи способствуют новейшие исследования в области логопедической науки, охватывающие различные вопросы теории и практики. Сюда относятся: — совершенствование диагностики речевых нарушений и дифференцированная диагностика, позволяющая проводит отграничение детей с речевыми нарушениями от других аномалий, иногда внешне похожих, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных методов коррекции; — определение оптимальных возрастных сроков выявления детей с различными нарушениями речи и своевременная организация дифференцированного обучения; — исследование взаимосвязи между нарушениями устной (в дошкольном возрасте) и письменной (в школе) речи; — теоретическое обоснование предупредительной направленности работы в дошкольных учреждениях; — изучение особенностей развития детей с нарушениями речи дошкольном возрасте; — разработка содержания и методов обучения дошкольников учету различных речевых нарушений; — разработка организационных вопросов и соответствующей документации. В учреждениях для детей с нарушениями речи последовательно осуществляется обучение и воспитание по специальным программам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявленный, вызванных первичным (речевым) нарушением. Коррекционным обучением в большинстве случаев достигается реабилитация детей в условиях специальных дошкольных и школьных учреждений. Когда дети с тяжелыми нарушениями речи посещают массовый детский сад, общеобразовательную школу, то дефект речи может препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозит их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации. Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи Развивающаяся сеть дошкольных учреждений специального назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта и опорно-двигательного аппарата позволяет создать благоприятные условия для дифференцированного обучения и воспитания дошкольников в зависимости от ведущего дефекта. Успешное решение задач коррекционного обучения в группах специального назначения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий. Своевременное выявление дошкольников с нарушениями речи, правильное (комплектование их в группы и специальное обучение позволяют добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей и создают благоприятные условия для дальнейшего развития и обучения их в школе. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями. Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые нарушения, в дошкольных учреждениях создаются следующие группы: — для детей с обшим недоразвитием речи (3-6 лет); — для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (5-6 лет); — для детей с нарушением произношения отдельных звуков (5-6 лет); — для заикающихся детей (2-6 лет). Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-педагогических комиссий и осуществляется на основе соблюдения следующих принципу: 1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий. В дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. Большое значение в правильной диагностике приобретает понятие первичного и вторичного дефекта. Так, у ребенка со сниженным слухом могут быть тоже нарушения речи, обусловленные состоянием слуха. В таком случае нарушение слуха рассматривается как первичный дефект, а нарушение речи — вторично. Эти дети принимаются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха. Умственно отсталые дети, имеющие и нарушения речи, принимаются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта, так как речевые недостатки у них вторичны и обусловлены первичным нарушением интеллекта. 2. Возрастной принцип. В детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в каждую отдельную группу зачисляются дети одинакового возраста. 3. Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести речевыми дефектами. Состав медико-педагогической комиссии Медико-педагогическая комиссия по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (городском, районном) отделе народного образования В состав ее входят: — заведующий отделом народного образования — председатель комиссии; — члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, ясли-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений; — секретарь комиссии. Персональный состав медико-педагогической комиссии утверждается отделами народного образования по согласованию с отделами здравоохранения. В дни работы медико-педагогической комиссии члены её освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы. Медико-педагогические комиссии работают по определенному графику, начиная с февраля, не чаще одного раза в неделю. На первом ее заседании ежегодно утверждается состав и распределение обязанностей между членами на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года). Обсуждается и утверждается план работы на год, где определено: сколько раз (в неделю) в месяц проводятся заседания по отбору детей в дошкольные учреждения; по выпуску детей из дошкольных учреждений; с какими речевыми нарушениями обследуются дети (учитывая и возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы. Перед членами медико-педагогической комиссии стоят следующие задачи: — определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи; — в какую группу следует зачислить ребенка; — на какой срок обучения зачислить ребенка. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципу отбор. В группу с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия). Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в дошкольное учреждение с 4-5 лет на 2 года обучения. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения с 4 лет. В группу для детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются дети, имеющие лишь фонетические отклонения. Основным признак нарушения речи является неправильное звукопроизношение, которое проявляется по-разному. При этом для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные или сонорные и шипящие, что в целом должно составлять не менее 5—6 звуков. Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют с 5 лет, срок обучения — полгода. В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушено произношение отдельных звуков либо наблюдаться фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения с 2 лет на срок один год, с 4—5-летнего возраста — на 2 года. Продолжение специального обучения заикающихся детей от 2 до 5 лет рассматривается медико-педагогической комиссией. Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта; так, количество детей в группах с общим недоразвитием речи, заиканием — 12 человек, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушением произношения отдельных звуков— 15. В группах для детей с общим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нарушением произношения отдельных звуков осуществляется подготовка к обучению в общеобразовательной школе. В группах с заиканием ведется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. По мере устранения речевого дефекта дети также переводятся в детские сады общего типа. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |