Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап, дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.




Мастер класс

«Применение методов ТРИЗ в работе с детьми

Старшего дошкольного возраста»

 

 

Разработал: Петрова Ирина Владимировна,

Воспитатель, 1 квалификационная категория

 

 

2017г.

Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ.

Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Дать представление о многообразии методов и приемов ТРИЗ.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Формировать желание помогать воспитанникам, развивать их творческое мышление.

Материал и оборудование: карточки, кубики, чудесный мешочек, листы формата А4, схемы-опоры, фломастеры, ручки, брошюрки.

Ход:

Здравствуйте коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

Представляю мастер класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:

- Метод маленьких человечков (ММЧ)

- Метод «мозговой штурм» (МШ)

- Метод фокальных объектов (МФО)

- Фантазирование

- Системный оператор (надсистема, подсистема)

- Страна загадок

- Противоречия и другие

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.

Можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа: научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т.е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например: чем похожи цветок и дерево?

На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др.

На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.

Практическая часть.

Для более полного представления о методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1 этап. Используются, игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения.

 «Хорошо-плохо» В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик, достать из «Чудесного мешочка» и пр.

1 вариант

Например: съесть конфету – хорошо. Почему? (ответы педагогов)

Съесть конфету – плохо. Почему? (ответы педагогов)

2 вариант по цепочке

Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.

Игра «Теремок»

Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок». Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь, правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по-другому, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.

Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.





этап, дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

Поиграем в игру«Изобретатели» (МФО)

1 шаг – выбираем фокальный объект. Например: стул.

2 шаг. Выбираем случайные объекты, например: елка, олень, фонарь.

1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок.

2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово.

3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы.

И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.)

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов. Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту. Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.

Новые сочетания: стул колючий; стул рогатый; стул светящийся.

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

- Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости;

- Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей;

- Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением.

6 шаг - смастерим? Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

«Сюрреалистический рисунок»

В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Участники разбиваются на тройки, один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.

Например: первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий куриные лапки и т.д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...