Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема эссе: Актуальность философии в современном мире




Работа на практических занятиях

Практические занятия организованы по темам раздела «История философии». К каждому занятию студентам предлагается два текста для прочтения, конспектирования и ответов на вопросы по ним, достаточно взять один из них. При активном участии в двух разных практических занятиях из трех результаты участия засчитываются как выполнение задания по конспектированию первоисточника. Участие в третьем занятии в этом случае является обязательным, участие в первом либо во втором предоставляется на выбор студента.

Конспект оформлять в виде тезисов, соответствующих основным смысловым блокам текста. Дополнительно к тезисам следует представить ответы на вопросы к тексту, указанные ниже.

Практическое занятие 1.

Основные темы классической философии

Тексты:

· Декарт, Р. Учение о методе (книги 1-3).

· Шопенгауэр, А. О ничтожестве и горестях жизни.

Вопросы по тексту (ответы подготовить письменно):

1. В чем заключается специфика рационального (Р. Декарт) и иррационального (А. Шопенгауэр) мышления?

2. В чем заключается смысл человеческой жизни?

3. Разумно ли устроен окружающий нас мир?

Дать определение понятиям:

(по Р. Декарту): метод, наука, дедукция, рационализм.

(по А. Шопенгауэру): жизнь, оптимизм, пессимизм, мир.

Практическое занятие 2.

Основные темы современной неклассической философии

Тексты:

· Сартр, Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм.

· Энгельс, Ф. Проект коммунистического символа веры.

Дать определение понятиям:

(по Ф. Энгельсу): коммунизм, пролетариат, демократия, религия, национальность.

(по Ж.-П. Сартру): экзистенциализм, гуманизм, тревога, заброшенность, отчаяние.

Вопросы по тексту (ответы подготовить письменно):

1. Какую роль в человеческой жизни играют вера и знание?

2. Как экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр) и марксисты (Ф. Энгельс) определяют гуманизм?

3. В чем противники философии экзистенциализма и марксизма обвиняют эти учения?

 

Практическое занятие 3.

Философия в России

Тексты:

· Макаров, В.Г., Христофоров, В.С. Пассажиры философского парохода (http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/2003/7/113-137.htm, до перечня высланных); Макаров, В.Г. «Власть – ваша, а правда – наша» (http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/2002/10/108-155.htm, до приложения) (выбравшим этот пункт – читать обе статьи до указанного места).

· Корсаков, С.Н. Мифы и истины в истории русской философии (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1157, полностью).

Вопросы по текстам (ответы подготовить письменно):

1. Как автор оценивает состояние дореволюционной философии?

2. Что, по мнению автора, произошло с философией в Советском Союзе?

3. Считать ли высылку интеллигенции в 1922 г. трагедией для философии? Привести все аргументы в пользу своей точки зрения из статьи.

4. Какие последствия для современности имело удушение философии после революции? Привести не менее двух аргументов.

Работа в течение семестра (задания к экзамену)

Основные характеристики эссе

Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу. Особенностями жанра эссе в сравнении с другими жанрами являются:

· небольшой объём;

· свободная композиция;

· наличие конкретной темы или вопроса;

· личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

· непринуждённость повествования;

· внутреннее смысловое единство;

· афористичность, эмоциональность речи

В процессе написания эссе важно продемонстрировать:

· умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;

· умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;

· умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу.

Требования, предъявляемые к эссе

· Объем эссе не должен превышать 1000 слов.

· Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

· Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

· Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

· Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

· Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

· Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции

Содержание эссе

В эссе студент может: 1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из биографической литературы, посвященной жизни конкретного философа; 2) проанализировать проблему, не имеющую очевидного ответа и предложить свой вариант ее решения; 3) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания определенной темы тезиса.

Структура эссе

Эссе не имеет жестко заданной структуры, т. к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. Однако в общем виде эссе может иметь следующую структуру:

1. Введение. Во Введении кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. Здесь также формулируется цель данной работы, формулируется вопрос, ответ на который автор намерен изложить в ходе написания эссе, формируется план исследовательской работы (обязательно!).

2. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или может быть разделена на несколько частей, имеющих свой подзаголовок.

3. Заключение. В Заключении излагаются выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса, обобщается авторская позиция по исследуемой проблематике. Объем Заключения обычно составляет 0,5-1 страницы. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы.

Оптимальной логической формой исследования является следующая:

· Вступление;

· тезис, аргументы;

· тезис, аргументы;

· тезис, аргументы;

· заключение.

Оформление эссе

Эссе оформляется в файле, созданном в программе Microsoft Word, поля по 2 см. с каждой стороны, расстояние между абзацами – 0 пт., междустрочный интервал 1,15 пт., отступ 1,25 см. Гарнитура Times New Roman, шрифт 14 пт., внутри таблиц допустимо применять 12 пт., цвет – черный (авто). Заголовок эссе оформляется по шаблону «Название». В случае структурирования текста по разделам, каждый раздел должен быть сопровожден заголовком.

В файле пишется заголовок эссе прописными буквами, выравнивание посередине страницы, затем – фамилия, и.о. автора, номер группы курсивом, выравнивание по правому краю.

Выделения в тексте допустимо производить только курсивом. В случае использования кавычек в первую очередь используются кавычки из русского шаблона («»). Кавычки из латинского шаблона используются в случае цитаты, включающей в себя другую цитату, авторский термин, выделенный в источнике кавычками или прямую речь (напр., Здесь уместно вспомнить цитату: «увидел черную кошку – скажи ей “здравствуйте”»).

Эссе должно быть написано грамотно, в соответствии с нормами русского литературного и профессионального языка. При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.

Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на автора и работу, из которой она была позаимствована.

Цитаты в тексте эссе

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо другого источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

Вопросы для самопроверки эссе

Когда закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:

· Раскрыта ли основная тема эссе?

· Правильно ли подобрана аргументация для эссе?

· Есть ли стилистические недочеты?

· Использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?

· Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?

· Обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?

Оценка эссе

Эссе оценивается по следующим критериям:

Критерий Уровень раскрытия Баллы
Оригинальность (определяется с помощью программы Etxt Антиплагиат) Уровень оригинальности текста менее 60 %, либо основной массив текста имеет неавторское происхождение – работа не оценивается Уровень оригинальности текста 61-70 % Уровень оригинальности текста 71-80 % Уровень оригинальности текста 81-90 % Уровень оригинальности текста выше 90 % 0   0,5   1   1,5   2
Сдача в установленный срок Работа не сдана в установленный срок (в день начала сессии на заочном отделении) Работа сдана в срок   0   2
Оформление текста согласно методическим рекомендациям Текст оформлен с нарушением правил. Текст оформлен по правилам, изложенным в Методических рекомендациях. 0   2
Логичность изложения Изложение мыслей хаотичное, отсутствует связь между информационными блоками. Изложение мыслей подчинено плану, мысли излагаются последовательно 0     2
Соответствие текста заявленной теме Текст не соответствует заявленной теме Текст соответствует заявленной теме 0   2
Раскрытие темы План отсутствует, либо тема раскрыта не полностью Тема раскрыта полностью в соответствии с планом. 0   2
Наличие в эссе авторской точки зрения Авторская точка зрения отсутствует, эссе представляет собой компиляцию чужих точек зрения. Авторская точка зрения явно выражена. 0     2
Аргументация Неразвитая аргументация (1 тезис, 1 аргумент к каждому тезису, однохарактерные аргументы). Развитая аргументация (не менее двух тезисов и двух разнохарактерных аргументов к каждому). 0     2
Нетривиальность аргументации Использование типичных повседневных аргументов, преобладание оценочных суждений. Использование авторских аргументов, преобладание фактических высказываний   0     2
Обращение к первоисточникам (использование цитат) Использование цитат одного автора, неточное цитирование Использование цитат двух и более авторов, точное цитирование 0   2

 

Тематика эссе по философии

Тема эссе: Актуальность философии в современном мире

В качестве философа, актуальность взглядов которого оценивается студентом, выступают:

 

Для студентов, фамилия которых начинается с буквы:

А Конфуций
Б Николо Макиавелли
В Рене Декарт
Г Будда
Д Мартин Хайдеггер
Е, Ё, Ж, З Аристотель
И Георг Вильгельм Фридрих Гегель
К Сократ
Л Платон
М Фома Аквинский
Н Зигмунд Фрейд
О Иммануил Кант
П Томас Мор
Р Жан-Жак Руссо
С Фридрих Ницше
Т Карл Маркс
У Августин Аврелий
Ф, Х Владимир Соловьев
Ц Альбер Камю
Ш, Щ Эрих Фромм
Э, Ю Мишель Фуко
Я Жан-Поль Сартр

 

Подготовка конспектов текста (книги):

Студент готовит два конспекта текста – один из блока А, другой из блока Б, текст выбирается самим студентом.

Структура конспекта

Название текста, автор, год создания и опубликования работы

Ключевые термины: …, …, …, …

Номер Глава, раздел Тезис Аргументы Примечания
         

Конспект выполняется в электронном виде в форме таблицы. В столбце «Глава, раздел» студент последовательно отмечает главы и разделы, прочие структурные блоки работы. В столбце «Тезис» – ключевую мысль данного раздела, в разделе «Аргументы» – суждения, подкрепляющие данную мысль. По каждому разделу следует выдвинуть 1-2 тезиса, подкрепленные 2-3 аргументами.

Например, в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» в главе «Новгород» тезисом является высказывание «Время с острыми рядами зубов смеется над теми, кто мечтает, что слава его будет вечной», аргументами выступают история исчезновения Спарты и Афин, история разорения Новгорода Иваном Грозным, высказывание о праве меча, выписки из новгородской истории, история о векселях Карпа Дементьевича.

В примечаниях студент может высказать аргументированное согласие или несогласие с тезисом или аргументами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 907.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...