Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного процесса.




Московский государственный университет культуры и искусств

Методические рекомендации

По организации учебно- воспитательной работы в фортепианных классах детских школ искусств и детских музыкальных школ.

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Предмет «Фортепиано»

Автор: Воскобойникова Э.Г., преподаватель кафедры музыкального образования . Институт музыки. МГУКИ

Соавтор: Ильина Е.Р. профессор, кандидат педагогических наук

 

     

 Москва 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………..стр.3

Пояснительная записка……………………………………………..стр.3

Содержание учебного процесса……………………………………стр.12

1.Планирование работы ученика.Индивидуальные планы..стр.12

2.Проведение урока…………………………………………..стр.21

3.Работа над музыкальным произведением………………...стр.31

4.Упражнения на разные виды техники. Гаммы, арпеджио, аккорды.Этюды…………………………………………………………….стр.43

5.Чтение с листа, игра в ансамбле…………………………...стр.46

6.Контроль и учет успеваемости…………………………….стр.48

7.Методическая работа педагога. Повышение педагогического мастерства. Приоритетные профессиональные качества педагога-музыканта ……………………………………………………………………….стр.51

Использованная литература……………………………………….стр.54

 

Введение

Примерная дополнительная общеобразовательная программа по предмету «Фортепиано», несмотря на сложную структуру по степени уровня трудности и большие возможности в выборе пути музыкального развития каждого учащегося, принципиально оставляет в качестве единой базовой основы для всех уровней ее освоения традиционный «программный академический комплекс», в котором сформулированы учебно-воспитательные цели предмета, заложены методические основы начальной школы игры на фортепиано, содержатся зарекомендовавшие себя формы и методы работы с детьми в фортепианном классе.

Пояснительная записка.

Эстетическое, духовно-нравственное воспитание детей - основа работы преподавателя музыкальной школы в инструментальном классе. Воспитательная работа проходит в основном на уроке. Здесь имеет значение все: начиная с содержательной наполненности занятия, хорошо поставленной речи, умения вести урок и заканчивая внешним видом преподавателя.

В данной программе предусмотрено решение задач раннеэстетического и ранне-музыкального воспитания (с привлечением методики раннего освоения инструмента фортепиано) детей 4-х, 5-и лет. Продуманность и грамотная организация этого шага может иметь последствием: 1) возможность интенсивного музыкального развития детей 4-5лет в самый оптимальный для этой цели период их детства; 2) обеспечить приток в музыкальные школы детей совершенно иного уровня их общего и музыкального развития, с достаточно развитым комплексом музыкальных способностей.

Второй этап - 1-5 классы. На протяжении данного периода обучения закладываются основы базового комплекса формирования основ исполнительского мастерства начинающего пианиста: продолжается формирование личности ребенка, его музыкального восприятия, активизируются и интенсивно развиваются все познавательные процессы в исполнительской деятельности учащегося .

Данная программа не предполагает разделения 1 года обучения по уровням трудности. Разделение учебной программы осуществляется здесь по иному принципу: для детей, поступивших в музыкальную школу без подготовки и детей с подготовкой в группе раннеэстетического развития. На первом году обучения педагогами ведется внимательное наблюдение за ходом развития учеников и только к концу учебного года, путем обстоятельного диагностирования выясняется, по какой программе целесообразней вести каждого ребенка – по общеразвивающей или предпрофессиональной. Разделение на уровни сложности начинается со 2 класса.

Особая сложность этапа с 1 по 5 классы заключается в том, что он содержит в себе период подросткового возраста (переходный возраст - от10-11 до 14-15 лет). Переход от детства к взрослости сопровождается бурной перестройкой всего организма, пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, что нередко сопровождается значительными психологическими трудностями.  Все это дает педагогу право решать целый комплекс многообразных и сложных творческих задач в соответствии с индивидуальным темпом развития ученика, с учетом всех его особенностей.

Третий этап обучения охватывает период 6-9 классов, включая второй и третий уровни трудности учебных программ. На этом этапе, характеризующемся как этап профессионального самоопределения ребенка, данная учебная программа предполагает широкий выбор его дальнейшего пути: либо завершить свое пятилетнее либо семилетнее начальное образование, либо учиться дальше по одной из программ, либо, наконец, проявив свои незаурядные профессионально-исполнительские качества, получить право, окончив полный курс предпрофессиональной программы (9 лет), поступать в среднее специальное музыкальное профессиональное учебное заведение.

Основной формой проведения занятий в фортепианном классе является индивидуальный урок.

Программа предусматривает ежегодное плановое диагностирование учащихся, что в полной мере соответствует заложенным в программе возможностям в плане гибкой вариативности, индивидуального подхода к образовательным приоритетам каждого ребенка.

1 билет.   Основные эстетические представления c 6- лет и далее, вплоть до окончания музыкальной школы, ученик получает из музыкальных произведений, которые проходит в классе. Отсюда большая ответственность преподавателя в отборе учебного репертуара. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его личностных качеств, психолого-возрастных особенностей, общего музыкального развития, динамики развития его музыкальных способностей, технического продвижения, вкусовых приоритетов и степень необходимости их корректировки, специфики целевой направленности обучения - любительской либо профессиональной.

Вместе с тем, несмотря на многообразие подходов в выборе репертуара, а также на огромное множество произведений, написанных для фортепиано, при выборе художественного материала педагог в первую очередь должен учитывать ряд важнейших принципов, единых для работы со всеми учениками. Основные из них: 1) наличие в программе учащегося полного комплекса традиционных, академических видов репертуара: полифонии, крупной формы, этюдов, пьес. Репертуар должен быть разнообразным по художественно-образному содержанию, стилю, жанру, форме, фактуре, музыкально-исполнительским и техническим задачам; 2) природосообразность, доступность исполняемых произведений. Всякое «экспериментирование» с программой в отношении сложности обязательно должно базироваться, помимо педагогической интуиции, на глубоком знании особенностей ученика. Всякие «перегибы» в этом отношении чреваты серьезными деформациями в развитии ребенка – эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, различного рода «зажимами» (психологическими и чисто техническими). К негативным последствиям завышений программы относится и обязательно присутствующее при этом снижение исполнительского уровня учащегося.

Другой, не менее важной задачей педагога на протяжении всего срока обучения должно быть создание условий для профессионального музыкального образования, педагог должен способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала ученика, научить его организовывать свою домашнюю работу, привить учащемуся навыки самостоятельности в его учебной деятельности.

В центре учебно-воспитательного процесса перед педагогом должна стоять задача формирования личностибудущего пианиста, в совокупности всех его личностных и профессиональных качеств: общей культуры, ценностных ориентаций, интеллекта, мотивации к приобретению знаний; музыкального восприятия, слухового опыта, мотивации к  занятиям искусством, тезауруса, музыкального интеллекта; развития основных аспектов познавательных процессов музыкальной деятельности (всех видов слуха, метро-ритмического чувства, двигательных ощущений, внимания, памяти, восприятия, музыкального мышления, воображения), потребности в творчестве, проявляющихся в самостоятельных интерпретаторских исканиях (схема 2, с. 34). Ориентиром, эталоном в этом отношении должна быть структура базовых основ фортепианного мастерства зрелого мастера-исполнителя (по М.Берлянчику, схема 3, с.35).

Данная задача диктует необходимость комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу в фортепианном классе ДШИ: усиленному вниманию к вопросам формирования и развития основных познавательных процессов в деятельности начинающего музыканта в сочетании с использованием разнообразных форм музицирования – ансамблей разных составов, аккомпанемента, чтения с листа, подбора по слуху, а также работы по самостоятельному разучиванию произведений.

Кроме того, разнообразный репертуар, проходимый в классе, должен быть нацелен на выполнение различных перспективных педагогических задач, как то: выступления на академических зачетах и экзаменах, на концертах, эскизное освоение музыкального произведения, самостоятельная работа и т.д. Присутствие в учебном процессе всех этих видов работы обеспечат  успешное освоение образовательной программы каждым ребенком.

Помимо основополагающего обязательного «академического комплекса», основные принципы которого были изложены выше, в учебной программе заложен принцип вариативностипрохождения и освоения материала, способов аттестации и критериев оценки, который осуществляется за счет 3 уровней сложности, по которым в данной программе предлагается осуществлять учебно-педагогический процесс. Данные уровни отличаются по следующим параметрам:

- степени трудности проходимых произведений;

- срокам прохождения репертуара;

- степени готовности произведений к очередному виду аттестации;

- разным соотношением форм промежуточной аттестации;

- количественному соотношению в программе учащегося произведений академической направленности и пьес более свободной репертуарной трактовки;

- объему применения в учебном процессе форм ансамблевого музицирования;

- различному составу исполняемых на переводных зачетах и итоговой аттестации учебных программ. 

Основная форма занятий, позволяющая в полной мере осуществлять дидактические принципы, - индивидуальный урок. Урок длится 40 минут и проводится два раза в неделю. Продуктивность урока зависит от благожелательной позитивной психологической атмосферы, которую должен создать преподаватель, а также от использования им разнообразных форм работы с учеником. Смена этих форм в течение одного урока способствует меньшей утомляемости ребенка, делает музыкальное развитие ученика более интенсивным и многосторонним.

Важная форма занятий – самостоятельная работа ученика дома. Преподавателю необходимо постоянно формировать у учащегося навыки самостоятельной работы.

Осуществление принципа межпредметных связей также способствует успешной работе на уроке.

В работе преподавателей музыкальных школ важна и такая форма работы, как беседа о музыке. Она может проходить и непосредственно на уроке, и в ходе концерта, и на родительском собрании.

Широко практикуются в музыкальных школах и такие формы работы, как концерты, конкурсы, фестивали. Они прививают детям вкус к выступлениям, пробуждают к жизни их творческий потенциал.

Очень важны в воспитательном процессе хорошо организованные учет и контроль успеваемости.

Для проверки результатов учебы в музыкальной школе должен существовать гибкий график контрольных уроков, академических зачетов, переводных экзаменов. Этой же цели служат и другие выступления (на классных и школьных концертах, фестивалях, конкурсах). При творческой, позитивной установке преподавателя эти формы работы способны побудить ребенка к активному музицированию, дать ему радость творчества.

Оценка успехов учащегося – очень важный момент в воспитании. Оценка – мощный стимул в работе ученика. Умелое использование этого стимула может помочь преподавателю значительно повысить заинтересованность учащегося в успехе.

Все контрольные уроки, зачеты, выпускные экзамены проходят с отметками, в индивидуальном плане преподавателем пишется краткая характеристика успехов учащегося за год. Вместе с оценкой пишется краткий отзыв комиссии о выступлении ученика.

Итоговая оценка за год включает в себя:

- четвертные оценки;

- оценку за переводной зачет (или выпускной экзамен);

- результаты контрольных уроков.

Основные критерии оценок следующие:

- уровень раскрытия художественного образа произведения;

- техническая оснащенность ученика;

- верность стилю автора и эпохи, в которую создавалось произведения;

- грамотное прочтение авторского текста;

Помимо плановой промежуточной аттестации программа предлагает систему ежегодного диагностирования, корректирующую или подтверждающую результаты зачетов и экзаменов.

Выпускной экзамен проводится в соответствии с действующими учебными планами в конце пятого, седьмого, восьмого и девятого года обучения. Выпускная программа формируется в течение всего последнего года. Это позволяет ученику наиболее полно раскрыть свои возможности на выпускном экзамене.

Для учащихся выпускного класса в течение года устраиваются три прослушивания. Это дает возможность преподавателю:

- продолжить репертуарную работу в течение выпускного года;

- обсудить целесообразность программы;

- простимулировать ученика в его работе над выпускной программой.

Ученику это дает возможность:

- обыграть программу;

- обрести сценическую устойчивость.

Главный показатель результатов ученика за время обучения в музыкальной школе – выступление на выпускном экзамене.

Итог музыкальному воспитанию ребенка подводится на обсуждении комиссией выпускного выступления учащегося. Перед выставлением оценки ученику комиссия заслушивает его преподавателя, излагающего развернутую характеристику, отражающую весь ход музыкального воспитания ребенка. В ходе такого обсуждения становится ясным, насколько реализовалась прогнозируемая цель музыкально-эстетического воспитания данного ученика:

- насколько начальное музыкальное образование способствовало духовному становлению ребенка, творческому развитию его личности;

- в достаточной ли мере он получил знания об особенностях различных стилей, форм, жанров музыки;

- насколько сформировались его исполнительские навыки, готов ли он к активному музицированию, насколько он может проявить свою творческую волю и самостоятельность в исполнении того или иного произведения.

Данная программа придерживается основных методов развивающего обучения.

В основе работы педагога в фортепианном классе ДШИ лежит продуманная, апробированная годами педагогической деятельности система педагогических принципов и методов.

2 билет.   Педагог, занимающийся музыкально-педагогической практикой, обязан знать и владеть основными принципами дидактики – законами, существующими в любом обучении. Принципы сложились не в музыкальной педагогике, но в музыкальной педагогике они проецируются:

- принцип научности и системности;

- принцип сознательности;

- принцип доступности;

- прочности;

- принцип наглядности обучения;

-  принцип, «работающий» только в музыкальной педагогике – единство художественного и технического начала при ведущем значении художественного.

  Данная программа придерживается основных методов развивающего обучения. Современный педагог – музыкант должен быть сориентирован в новых дидактических принципах и методах развивающего обучения в начальном музыкальном образовании. Перечислим их:

- принцип индивидуального подхода;

 - принцип активности; 

- принципы развивающего обучения системы Л. В. Занкова, переосмысленные в контексте музыкальной педагогики. Сложенные воедино, они способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах:

- увеличение объема проходимого учебного материала;

- высокий темп прохождения определенной части учебного материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые сроки;

-высокий уровень теоретической оснащенности занятий в исполнительском классе;

 -интенсивная самостоятельная деятельность ученика, осознание ребенком хода умственных действий. Необходимость действовать в поисковом режиме, умение использовать в работе такие мыслительные операции как сравнение, сопоставление, переконструирование, анализ, обобщение, синтез материала. Отход от пассивных, «мнемически-репродуктивных» способов деятельности, необходимость активного включения в работу педагога методов, непосредственно вытекающих из развивающей сущности музыкального воспитания в исполнительском классе: проблемного, поискового (или эвристического, исследовательского);

- высокий уровень трудности проходимого материала (в сочетании с принципом природосообразности);

- гуманизация взаимоотношений педагога и ученика в учебном процессе;

- воспитание у учащихся положительной мотивации к учению и познавательных интересов, включение в процесс обучения яркой эмоциональной сферы.

3 билет.   В данной программе учтена насущная потребность современной фортепианной педагогики в методиках, удовлетворяющих требованиям работы с детьми самого разного диапазона музыкальных способностей, и, одновременно, отвечающим современным тенденциям и запросам начальной музыкальной школы. В первую очередь это связано с переход от углубленного изучения отдельных сторон становления пианизма, разделения методических задач к целостному формированию личности начинающего пианиста. В силу своей многоаспектности и многокомпонентности, разработанный нами комплекс фундаментальных профессиональных основ начинающего пианиста требует поиска новых подходов в обучении, разработки таких методик, которые были бы пригодны и реально востребованы в исполнительской педагогической практике в наше сложное время информационных и интеллектуальных перегрузок обучающихся детей; разработки методик, которые, в то же время, в своей совокупности могли бы «вобрать в себя» весь многофункциональный комплекс, коим является процесс формирования основ профессионального мастерства будущего пианиста.

Программа предлагает методики комплексного воздействия на ученика, интенсифицирующие учебный процесс: методикасовместно-разделенных действий, методика мгновенного охвата части произведения, принцип максимального насыщения урока, метод системного анализа произведения, метод построения магистральных сквозных репертуарных линий, «цепочечный» принцип построения системы занятий.

Наконец, кроме владения основными методами дидактики и развивающего обучения, преподаватель на уроке должен проявлять и свои педагогические способности, такие как:

- любовь к труду и любовь к воспитанникам;

- любовь к своему инструменту и умение владеть им;

- умение преподносить знания;

- авторитарные способности, т.е. умение руководить учеником;

- коммуникативные способности, т.е. способность к взаимоотношению, способность « войти в психологию ребенка», « искусство быть другим» (В. Леви).

- обладать педагогическим тактом, контролировать меру своего влияния.

Содержание учебного процесса.

Планирование работы ученика.

 Индивидуальные планы.

5 билет. Группа раннеэстетического развития.

Занятия с детьми группы раннеэстетического и ранне-музыкального воспитания проводятся индивидуально (или, по мере необходимости в форме мелкогрупповых занятий) в детском саду педагогами ДШИ отдела фортепиано 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Методика занятий с детьми данной возрастной группы предусматривает два направления работы, осуществляемые параллельно: общее эстетическое воспитание и специальное музыкальное воспитание на основе методики раннего выявления и развития общемузыкальных и исполнительских задатков детей 4-х – 5-и лет.

Программа по общеэстетическомуразвитию детей данной возрастной группы предполагает работу по следующим направлениям (здесь мы руководствуемся указаниями основных аспектов развития эстетических способностей детей, содержащихся в методическом пособии И.Е. Домогацкой «Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет» [5]: 1. -  эмоционально-волевые и эмоционально-выразительные знания, умения, навыки ; 2.- сенсорно-двигательные знания, умения, навыки; 3 – интеллектуально-речевые знания, умения, навыки.

Чем младше ребенок, тем более важно стимулировать его общее психическое развитие по таким критериям, как эмоциональность, волевые качества, внимание, память, особенности восприятия и двигательной активности, общительности и речевых навыков, мышления. Состояние общего развития и способностей детей имеют одинаково решающее значение «как в эстетическом центре, целью… которого является общее эстетическое развитие…, так и в учебных группах, развивающих одну из сторон художественных способностей ребенка ( музыкальную, изобразительную)» [5, с.3].

В разделе «Эмоционально-волевые и эмоционально-выразительные знания, умения, навыки» огромное значение имеет работа над развитием факторов эмоциональной общительности ребенка: налаживание речевого контакта с педагогом, активное включение в игру, развитие эмоционально-выразительной мимики (умение выразительно рассказать наизусть стихотворение, соответствующий уровень двигательной развитости языка), достаточная для данного возраста сформированность эмоционально-выразительных жестов.

Работая над формированием сенсорно-двигательных знаний, умений, навыков, важно учитывать такие параметры, как: ориентация в предметном мире при помощи органов чувств – зрения, слуха, тактильных, двигательных ощущений. Это проявляется в умении различать разные предметы по их размеру, конфигурации, узнавать предметы по их звучанию, улавливать различные звуковые регистры (различать звуки по высоте), уметь угадать некоторые песенки по характерным звуко-красочным признакам (стаккато, легато, арпеджио, аккордовая фактура, тихо, громко и т.д.).

Интеллектуально-речевые знания, умения, навыки – это сфера мыслительного пробуждения ребенка, его интеллектуальной ориентации в окружающем мире.

Параметрами адекватного развития интеллектуально-речевых знаний, умений, навыков являются:

- знание ребенком своих личных данных, таких как имя, фамилия, город, в котором живет, имена членов своей семьи – родителей, братьев, сестер;

- умение ориентироваться в элементарных вопросах относительно чисел, в понятии количества – отличать буквы от цифр, считать до 5, отвечать на вопрос «сколько»? , сравнивать количество предметов, объем, вес («больше», «меньше»);

- развитые навыки устной речи по следующим направлениям: умение подбирать слова- антонимы (веселый-грустный, злой-добрый, большой – маленький), уметь рассказать несколько сказок («Три медведя», «волк и семеро козлят, «По щучьему велению», сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского, зарубежных писателей;

    - иметь опыт в качественном различении предметов, элементарный опыт характеризовать людей, животных, растения (отвечать на вопросы: какие, что делают);

   - умение выстраивать логически-смысловые ряды:

k синий , красный, желтый…

k весна, лето…..,

kроза, тюльпан, одуванчик…

  - умение из разрозненных элементов сложить картинку целиком.

6 билет.  Занятия с детьми 4-х, 5-и лет по специально музыкальному воспитанию проводятся по разработанной методике, основанной на фундаментальной особенности детского музыкального восприятия этого возраста – его синкретичности. Подобный подход, вследствие своей специфики, может послужить своеобразным «проводником» в процессе осуществления основной цели работы с детьми этой возрастной группы – как можно большему накоплению разнообразных музыкальных впечатлений.  Музыкальные психологи и представители мировой прогрессивной музыкальной педагогики уже давно считают, что биологически дети наиболее открыты для любого обучения уже с трехлетнего возраста. На этом этапе мозг ребенка проявляет активность, в 2,5 раза большую, чем мозг взрослого человека. Приобщение дошкольников к различным видам искусств закономерно, так как этико-эстетические стимулы необходимы для нормального развития всем детям. «Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают интенсивное воздействие на психику дошкольника, обогащают его духовный мир» [5, с.3].

Работа с детьми этой группы проводится по следующим направлениям:

 - ассоциации музыкальной изобразительности со звуками живой природы. Прогулки с детьми на природе можно использовать для последующего разговора об увиденном, с тем, чтобы потом педагогу имитировать услышанное в лесу или в парке на фортепиано.

- слушание музыки; Родителям маленьких детей следует рекомендовать  слушать как можно больше академической музыки, самых различных эпох, стилей, жанров. Слушание музыки способствует формированию музыкального восприятия, развивает память, внимание, участвует в процессе совершенствования аналитических функций. Б.Л.Яворский, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что во время слушания музыки происходит «освобождение интуиции… звуковысотное осознание… осознание схем музыкального быта» [7, с. 199]. Музыка должна стать для маленьких детей естественной средой их обитания, пусть пока неосознаваемым, подсознательным «фоном» их повседневной жизни;

- пение песен. В возрасте между тремя и четырьмя годами голосовые связки ребенка укрепляются, в результате этого естественного процесса у него формируется способность управлять своим голосом. Как правило, в этот период у детей появляется потребность петь, точно воспроизводить мелодию, ритм и слова. Пение,как свидетельствует вся история музыкальной педагогики, является ведущим видом деятельности ребенка в музыкально-образовательном процессе. Общеизвестный факт, что пение развивает все виды музыкального слуха, музыкальную память. Пение также участвует в формировании мышления, воображения, воздействует на эмоциональный спектр музыкального восприятия.Пение песен со словами, да еще подкрепленное фортепианным сопровождением педагога – прекрасная основа для развития как речевых, так и музыкально - слуховых навыков: «Речевая и чисто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока» [3, с.17]. С точки зрения физиологии и музыкальной психологии этот феномен объясняет Д.К. Кирнарская в своей знаменитой статье « Новый имидж музыкального образованияв XXI веке»: «Музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры в мозгу расположены близко: анализ музыки и анализ речи склоняются в левое полушарие, а смысловое, содержательное и эмоциональное восприятие и музыки и речи тяготеет к правому полушарию».И далее:«Пение, таким образом, является сильным катализатором словесной памяти, расширения объема памяти, умения многоканально мыслить» [6, с.19-27].

- стимулирование пробуждения эмоциональной реакции на музыку ( в процессе ролевых музыкальных игр, на материале детских песен);

- рисование под музыку. В процессе этих занятий у маленьких детей осуществляется органическая связь каналов музыкального восприятия и восприятия художественно-изобразительных образов, благодаря которой в сознании ребенка линия рисунка ассоциируется с мелодической линией. Детей следует всячески побуждать рисовать под музыку: это может помочь им раскрыться эмоционально, выразить свое настроение;

-    формирование слухо-двигательного аспекта музыкального восприятия. Во многих отечественных и зарубежных работах отмечается особая роль движений как непосредственной реакции человеческого организма на музыку. Б.Асафьев в своих трудах неоднократно указывает на теснейшую связь ритмо-интонаций с двигательным опытом человека. Он подчеркивает, что музыку необходимо рассматривать не только как «искусство интонируемого смысла», но и как «искусство слухо-моторных впечатлений»[2,с.49].В рассматриваемом нами возрасте у детей стремительно развивается чувство внутреннего ритма, они уже способны пение сочетать с разнообразными танцевальными движениями. Эти движения исключительно важны в процессе формирования способности ребенка к обучению, т.к. развивают память, воображение, координацию, а также помогают передать настроение и содержание музыки;

- развитие посредством ручных (пальцевых) движений. Пальчиковая гимнастика под музыку -исключительно важный компонент как в воспитании будущего пианиста, так и для общего развития дошкольника. Исследования отечественных физиологов, в частности В.М.Бехтерева, показали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. На пальцах находится система высокочувствительных точек. Они активно контактируют с внешней средой, т.к. наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает радостную эмоциональную атмосферу, учит концентрировать внимание, правильно его распределять, развивает память, способствует воспитанию чувства ритма и музыкальной звуковысотности, создает игровую ситуацию, провоцирующую маленького ребенка на воображение и фантазирование;

 - первые опыты знакомства с фортепиано. Приобщение маленького ребенка к инструменту происходит благополучно тогда, когда оно формируется в гармоничном единстве с окружающей его жизнью, со всем его пространственно-временным, слуховым, двигательным жизненным опытом. Именно при таком подходе маленького ребенка не отталкивают все «сложности» и «тяжести» подготовительного этапа обучения на фортепиано.

Рассматриваемый период начального обучения донотный, он основан на слуховом развитии. Главная его цель – дать ребенку как можно больше самых различных музыкальных впечатлений, это самое первое «встраивание» малыша в мир музыки.

Таким образом, используя синкретичность художественного восприятия детей 4-5-лет, а также комплексность разработанной нами методики, мы создали курс обучения, способный обеспечить разностороннее, гармоничное музыкальное развитие ребенка на фундаменте слухового воспитания.

Каждое занятие с детьми данной группы должно вмещать в себя фрагменты всех направлений, о которых говорилось выше. После каждого занятия педагог заносит все свои впечатления от хода урока в специальный дневник. Динамика развития каждого ребенка подвергается глубокому анализу со стороны педагога и фиксируется путем обстоятельного диагностирования, проводимого в конце каждого года обучения. Диагностирование проводится в игровой форме по специально разработанной методике.

Требования к конечным результатам данного периода обучения носят весьма условный характер (они изложены ниже). Тактика педагога при работе с детьми 4-х – 5-и лет должна быть тактикой «зондирования», «экспериментирования» и чуткого наблюдения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 476.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...