Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов ОЗО
При выполнении контрольной работы следует изучить литературу по предложенным темам, рассмотреть необходимые теоретические вопросы и привести практические примеры.
В структуру контрольной работы должны входить следующие элементы: титульный лист, содержание (заполненные таблицы и выводы по ним), список использованных источников.
Оформление контрольной работы должно соответствовать предъявляемым требованиям к письменным работам.
При выполнении контрольной работы следует заполнить таблицы на основе данных реальной организации, под каждой таблицей должен быть вывод по содержанию информации.
После SWOT-анализа определить какая стратегия используется в настоящий момент. Далее следует обозначить рекомендуемые стратегии всех уровней:
-организационную (корпоративную);
-деловую (бизнес);
-функциональные.
1.Указывается название организации
Таблица 1
Миссияорганизации (пример)
Фактор
| Ключеваяпроблема
| 1
| 2
| Клиенты
| Ктоявляетсяклиентамифирмы?
| Товары/услуги
| Какиетовары/услугипредлагаются?
| Размещение
| Гдефирмаведетконкурентнуюборьбу?
| Технология
| Каковабазоваятехнологияфирмы?
| Проблемывыживания
| Какуюэкономическуюцельпреследуетфирма?
| Философия
| Каковыбазовыеубеждения, ценностииприоритетныеустремления?
| Желательныйобраз
| Ккакомуимиджустремитсяфирмаикакуюответственностьпередобществомонапринимает?
| Социальнаяответственность
| Каковапозицияфирмыпоотношениюксвоему персоналу?
|
Таблица 2
Целиорганизации (пример)
Ключеваяобласть
| Описаниецели
| 1
| 2
| Прибыльность (доходность, рентабельность)
| Можетвыражатьсявразличныхпоказателях, такихкакобъемприбыли, доходнаинвестированныйкапитал, отношениеприбыликобъему продаж (коэффициентчистойприбыли) идр.
| Положениенарынке
| Можетописыватьсяследующимипонятиями: долярынка, объемпродажвденежномилинатуральномвыражении, рыночная (отраслевая) ниша
| Производительность
| Можетбытьвыраженаотношениемвыхода квходу, атакжеввидеиздержекнаединицу продукции
| Инновации
| Определяютновыеспособыведениябизнеса (новыетехнологиииметодыорганизациипроизводства, внедрениенановыерынкиит. д.) имогутвыражатьсякаквденежных, такивдругихпоказателях
| Продукция
| Кромепоказателейобъемапродажилиприбыльностипоотношениюкконкретномуизделию (ассортиментуизделий), целимогутбыть связанысвыведениемновоготоваранарынок илиснятиемспроизводства
| Финансовыересурсы
| Могутбытьвыраженыдвижениемденежной наличности, структуройкапитала, выпуском ценныхбумаг, оборотнымкапиталом, выплатой дивидендов
| Производственный потенциал
| Можноописатьспомощьютакихпоказателей, как: производственныемощности, постоянные затраты, единицыпродукциивнатурномиденежномвыражении
| Организация (сточки зренияпроцесса)
| Определяетизменениявструктуреилидеятельности, можетвыражатьсялюбымколичествомцелей
| Персонал
| Целимогутопределятьвыполнениетрудовых функцийиотношениекработе, профессиональноеобучение, способымотивацииработников
| Социальнаяответственность
| Можетбытьвыраженацелямивформевидов деятельности, ориентированныхнаучастие врешенииострыхсоциальныхпроблем (экология, безработица)
|
Таблица 3
Основные экономические показатели, характеризующие отрасль
(отраслевой анализ)
Показатели
|
| 1
| 2
| Размеры рынка:
|
| Темпы роста размеров рынка
|
| Стадия жизненного цикла
|
| Число компаний в отрасли
|
| Потребители
|
| Степень вертикальной интеграции
|
| Легкость выхода на рынок и ухода с рынка
|
| Технологии/инновации
|
| Характеристики продукции
|
| Экономия на масштабах производства
|
| Кривая опыта
|
| Загруженность производственных мощностей
|
| Прибыльность отрасли
|
|
Таблица 4
Анализ конкурентоспособности (пример)
Фактор конкурентоспособности
| Вес фактора
| Оценка фактора
| А
| Конкурент Б
| Конкурент В
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1. Услуга
|
|
|
|
| - качество
| 10
|
|
|
| - ассортимент
| 9
|
|
|
| - сроки выполнения
| 8
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| 2. Цена
|
|
|
|
| - уровень
| 9
|
|
|
| - скидки
| 7
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| 3. Распространение
|
|
|
|
| - степень охвата рынка
| 6
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| 4. Продвижение
|
|
|
|
| - реклама
| 7
|
|
|
| - меры по стимулированию сбыта
| 7
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| Общий итог
|
|
|
|
|
Таблица 5
Факторы и вопросы для анализа состояния внутренней среды
Сфера
| Факторы
| Вопросы для анализа
| Кадры
| • Управленческий персонал.
• Мораль и квалификация сотрудников.
• Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем
у конкурентов и в среднем по отрасли.
• Кадровая политика.
• Использование стимулов для мотивирования выполнения работы.
• Возможность контролировать циклы найма рабочей силы.
• Текучесть кадров и прогулы.
• Особая квалификация сотрудников.
• Опыт
| • Какой стиль управления использует высшее руководство?
• Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства?
• Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации?
• Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества?
• Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам?
• Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации?
• Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля?
| Организацияобщегоуправления
| Организационная структура.
Престиж и имидж фирмы.
Организация системы коммуникаций.
Общая для всей организации система контроля
Организационный климат, культур.
Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
• Квалификация, способности и интересы высшего руководства.
•Система стратегического планирования.
•Внутриорганизационная синергия
(для многоотраслевых фирм).
| • Четко ли распределены в организации права и обязанности?
• Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек?
• Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации?
| Производство
| • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками.
• Система контроля запасов, оборот запасов.
• Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей.
• Экономия от масштаба производства;
• Техническая эффективность мощностей и их загруженность.
• Использование субконтрактной системы.
• Степень вертикальной интеграции.
• Отдача от использования оборудования.
• Контроль процесса изготовления продукта.
• Проектирование, составление графика работы.
• Закупка.
• Контроль качества.
• Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек.
• Исследования и разработки, инновации.
• Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
|
• Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели?
• Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы?
• Какова отдача от исследований и разработок?
• Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?
| Маркетинг
| • Продукты (услуги), производимые фирмой;
• Сбор необходимой информации о рынке.
• Доля рынка.
• Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения.
• Жизненный цикл основных продуктов.
• Каналы распределения: число, охват и контроль.
• Организация сбыта: знание потребностей покупателей.
• Имидж, репутация и качество товара (услуги).
• Продвижение товаров на рынок и их реклама.
• Ценовая политика.
• Процедуры установления обратной связи с рынком.
• Развитие новых продуктов, услуг и рынков.
• Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара
• Отношение к маркетингу
| • Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии?
• Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем?
• Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка?
• Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков?
• Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей?
| Финансы и учет
| • Возможность привлечения краткосрочного капитала.
• Возможность привлечения долгосрочного капитала.
• Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов.
• Отношение к налогам.
• Отношение с хозяевами, инвесторами, акционерами.
• Возможность использования альтернативных финансовых стратегий.
• «Рабочий» капитал: гибкость структуры капитала.
• Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек.
• Система учета издержек, составления
бюджета и планирования прибыли.
| • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации?
• Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями?
• Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности?
• Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации?
• Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику?
|
Таблица 6
Внешние возможности и угрозы (пример)
№
| Возможности
| Угрозы
| 1
| 2
| 3
| 1
| Улучшение уровня жизни населения
| Изменение покупательских предпочтений
| 2
| Изменение рекламных технологий
| Появление товаров-субститутов
| 3
| Развитие информационной отрасли
| Изменение правил ввоза продукции
| 4
| Появление новых поставщиков
| Сбои в поставках продукции
| 5
| Изменения моды
| Появление принципиально нового товара
| 6
| Снижение цен на сырье и готовую продукцию
| Снижение уровня жизни населения
| 7
| Снижение налогов и пошлин
| Рост темпов инфляции
| 8
| Совершенствование менеджмента
| Ужесточение законодательства
| 9
| Снижение безработицы
| Изменение уровня цен
| 10
| Разорение и уход фирм-продавцов
| Скачки курсов валют
| 11
| Уменьшение императивных норм законодательства
| Появление новых концернов
| 12
| Совершенствование технологии производства
| Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
|
Таблица7
Сильные и слабые стороны организации (пример)
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
| 1
| 2
| 3
| 1
| Достоверный мониторинг рынка
| Сбои в снабжении
| 2
| Отлаженная сбытовая сеть
| Недостатки в рекламной политике
| 3
| Широкий ассортимент продукции
| Средний уровень цен
| 4
| Высокий контроль качества
| Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
| 5
| Высокая рентабельность
| Неполная загруженность производственных мощностей
| 6
| Рост оборотных средств
| Неучастие персонала в принятии управленческих решений
| 7
| Высокая квалификация персонала
| Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
|
Таблица 8
Матрица SWOT-анализа (пример)
| Возможности внешней среды
| Угрозы внешней среды
| Вывод новой серии домов в сегмент выше среднего.
Расширение строительства объектов коммерческой недвижимости (торговые и развлекательные центры).
Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации строительных и финансовых проектов.
Программа улучшения качества строительства.
Продвижение в область, регионы.
| Усиление конкуренции на рынке типового жилья.
Уменьшение рентабельности строительства типового жилья.
Рост цен на строительные материалы.
Снижение спроса вследствие экономического спада.
| Сильные стороны
Готовность к сотрудничеству. Наличие финансовых ресурсов. Высокое качество оказываемых услуг. Продуманная стратегия контроля.
Высококвалифицированный персонал.
| Поле «Сила и возможности»:
- финансовый потенциал позволит выйти на новые рынки, расширить ассортимент;
- продуманная стратегия контроля деятельности и готовность к сотрудничеству позволит реализовать возможности
| Поле «Сила и угрозы»:
- появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
- продуманная стратегия контроля и финансовый потенциал помогут снизить негативные последствия экономического спада, инфляции и усилившейся конкуренции;
- высокое качество услуг поможет удержать клиентов при росте цен
| Слабые стороны
Непродуманная стратегия маркетинга и сбыта. Слабое применение НИОКР
Отсутствие делегирования полномочий. Неадекватная организационная структура. Неточное соблюдение сроков окончания заказа.
| Поле «Слабость и возможности»
- выход на новые рынки в
регионе потребует доработать стратегию маркетинга;
- изменение организационной структуры, партисипативное управление за счет расширения объемов производства;
- программа улучшения качества строительства потребует активного применения НИОКР и усиления контроля за соблюдением графика работ
| Поле «Слабость и угрозы»
- заключить с поставщиками фьючерсные договоры для стабилизации ценовой политики;
- усилить маркетинг, направить часть финансовых ресурсов на более глубокое исследование рынка;
- усилившаяся конкуренция потребует совершенствования рекламной политики
|
Определить действующую стратегию организации, пояснить, почему нужны изменения. Выбрать нужную стратегию.
Основная литература
Стратегический менеджмент : учебник для вузов / ред. А. Н. Петров. - 2-е изд. - М.; СПб.и др.: Питер, 2008. - 495 с.
2. Дополнительные источники:
1. Иванов, Л.Н. Анализ стратегических решений (эвристика) / Л. Н. Иванов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
2. Исаев, Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект / Д. В. Исаев. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 219 с.
3. Хангер, Д.Д. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов / Д. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. с англ. В. Н. Егорова. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 307 с.
4. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Б. Шифрин. - М.; СПб.и др.: Питер, 2008. - 240 с
|