Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Совершенствование устной и письменной речи учащихся требует специальных упражнений, специальных уроков. Программы по литературе, методические пособия, учебники уделяют этому большое внимание. Изучение предмета «Литература» в школе предполагает усвоение не только теоретических сведений, содержащихся в программе, но и практическую часть. Практическая часть предмета литература представлена уроками развития речи и внеклассного чтения. Во всех классах предполагается написание аудиторных и домашних сочинений, в 5-6 классах не менее 4 сочинений. Авторская программа по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной позволила по-новому взглянуть на организацию работы по развитию речи учащихся: цели литературного образования, заявленные в программе, постоянно обращают внимание учителя на развитие речи в той или иной форме, в программе указано точное количество часов на развитие речи. Задания по развитию речи, представленные в учебнике по литературе для 5 класса Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной, разнообразны, интересны. Особенностью авторской программы под редакцией Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной является четкое распределение часов по каждому классу на аудиторные занятия, аудиторные сочинения, внеклассное чтение, обобщение изученного, резерв; как видим, заявленная номинация (для учителя привычнее - классное) «аудиторные сочинения» в программе новая. Система формируемых умений в процессе изучения литературы в полной мере отражает умения, необходимые для работы по развитию речи. В процессе изучения литературы в 5 классе формируются такие умения, как: · выразительное чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения; · владение различными видами пересказа; · построение устных и письменных высказываний; · выражение своего отношения к прочитанному (в устной и письменной форме). В авторской программе есть резервные часы в каждом классе, которые можно использовать для работы по развитию речи учащихся. Кроме запланированных в программе уроков развития речи, отведенных на аудиторные сочинения, в учебнике представлены задания по развитию устной и письменной речи учащихся для проведения всех уроков литературы. Задания можно разделить на следующие виды: · работа со словом (задания, нацеленные на работу со словом, встречаются в каждой теме учебника; эта работа обеспечивает системное обогащение словарного запаса, учит грамотной устной речи); · работа с текстом: · выразительное чтение произведения (с использованием памятки в конце учебника); · заучивание наизусть; · пересказ текста (подробный, сжатый, с опорой на ключевые слова); · инсценирование; · чтение по ролям; · ответ на проблемный вопрос по тексту; · сравнительный анализ особенностей двух произведений, сравнительная характеристика героев одного произведения; · работа с иллюстрациями учебника; · создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения). Представленная система полностью соответствует трем направлениям работы по развитию речи, обозначенным в методике преподавания литературы (овладение нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение различным видам речевой деятельности). Обратимся к системе заданий в учебнике по литературе для 5 класса. Исходя из перечня заданий можно сказать, что задания В, Г, Д, Е, Ж, направлены на организацию работы по развитию речи, в них отражены и цели изучения литературы в авторской программе, и система формируемых умений в процессе изучения литературы. В целом учебник способствует развитию речи. В нем содержатся разнообразные тексты: текст об авторе, текст художественного произведения, текст, содержащий сведения по теории литературы. Произведения и статьи об авторе сопровождаются красочными иллюстрациями, оформленными в виде картин, опираясь на них, учитель может спланировать этап урока, направленный на усиление эмоционального восприятия литературного произведения. Каждая часть учебника завершается итоговыми заданиями, максимально приближенными к формату единого государственного экзамена: часть А с выбором ответа, часть В - ответ на вопрос одним словом, часть С предлагает дать письменный развернутый ответ (этот раздел учебника помогает организовать контроль в работе по развитию письменной речи). При изучении лирических стихотворений, выразительном их чтении задание Д предлагает обратиться к помощи памятки в конце учебника «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу». Обращение к памяткам уже с 5 класса нацеливает детей на тщательную работу с произведением, отрабатывает навык выразительного чтения, приучает грамотно строить устное высказывание. Авторская программа по литературе 5-го класса рассчитана на 70 часов, из них 6 часов отведено на уроки развития речи, но при этом не указано, на материале каких произведений их провести. Учитель может самостоятельно спланировать уроки развития речи.
Предлагаем вариант использования материала учебника для организации уроков развития речи. В таблице указано распределение заданий учебника: распределен материал, предлагаемый авторами УМК; незаполненные клетки таблицы не означают отсутствие работы по указанному виду: · В, Г, Е, Д, Ж – задания в учебнике по литературе для 5 класса; · (д/з) – домашнее задание. Таблица
Таким образом, для организации работы по развитию речи учащихся в 5 классе достаточный материал представлен, прежде всего, в самом учебнике по литературе. Система заданий, в том числе творческих, разработана авторами в соответствии с требованиями к литературному образованию выпускника основной школы. Для учителя методический аппарат учебника является основным ориентиром в достижении целей по выполнению практической части предмета.
Планирование уроков развития речи в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной Комментарий:в графе «Урок развития речи» представлены возможные виды сочинений в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (по 1 уроку развития речи в разделах: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение»; 2 урока - в разделе «Роман, повесть, рассказ»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |