Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Урок «А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Беседа. Дома вы работали со статьёй учебника «Лирическое стихотворение». Основные положения этой статьи. -Какие способы отражения мира в художественном произведении ты знаешь? - Какой род литературы тебе ближе? - Чем стихотворная речь отличается от прозаической? - Какое стихотворение можете прочитать в классе? Прочтите и объясните свой выбор. - Какое стихотворение подобрали к картине Грабаря «Февральская лазурь»? Прочитайте его, обоснуйте свой выбор. Сегодня продолжим знакомство с непревзойдённым мастером лирических стихотворений А.С.Пушкиным. - Подумайте, почему у него много стихотворений, в названии которых употреблено существительное в дательном падеже: Дельвигу, Пущину и т.д.? 2. Слово учителя. Одним из излюбленных жанров у поэта был жанр послания, посвящения, так как он был человеком сильных чувств и выше всего ценил и воспевал чувство любви и дружбы. Самым близким лицейским другом его был И.И.Пущин. 3. Работа с учебником. Чтение и беседа по прочитанной статье учебника на стр. 23. Выразительное чтение стихотворения «И.И.Пущину». - Какие черты обращения к близкому человеку увидели вы в этом послании? Другим близким человеком А.С.Пушкина была его няня. - Что вы о ней знаете? (Ответы учащихся). Чтение и беседа по прочитанной статье учебника «Няне». - Послушайте, как обращается к Арине Родионовне поэт. Выразительное чтение стихотворения «Няне» учителем. 4. Беседа по вопросам учебника на стр.26. - Объясните, почему эти два стихотворения называются посланиями? - Случайны ли в них совпадения однокоренных или близких по смыслу слов и выражений? Найдите их и объясните. - Какое из посланий кажется вам более оптимистичным, энергичным, а какое – более печальным, лиричным и нежным? Почему? Какие слова, выражения показались вам особенно выразительными? Почему употреблена форма местоимения ТЫ? 5. Работа с учебником. Прочитайте памятку на стр. 252 и приготовьтесь к выразительному чтению стихотворений. 6. Выразительное чтение стихов учащимися. 7. Домашнее задание: выучить стихотворения наизусть; задание Ж на стр. 26. Урок «Лирика Ф.И.Тютчева. Природа – храм, в котором живет человек» Цель урока: показать красоту русской природы через эмоциональное восприятие лирики Ф.И.Тютчева и произведений русской художественной культуры. Аннотация содержания урока: урок знакомства с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева в контексте русской художественной культуры.Организация групповой проектной деятельности учащихся. Защита проектов. Подготовка к уроку. Класс делится на 4 группы по 4-м временам года. Каждая группа должна показать, каким образом то или иное время года представлено в мировой художественной культуре, подробно остановившись на стихотворениях Ф.И.Тютчева. Выступление должно включать в себя презентацию, чтение поэтических произведений, чтение и анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, помещенных в учебнике (часть 2, с.37 – 42). Группа, представляющая зиму, должна самостоятельно найти стихотворения Ф.И.Тютчева об этом времени года. Для успешной реализации проекта лучше использовать сдвоенный урок: 1 часть – защита проекта, 2 часть – творческая работа. На подготовку проекта может уйти от двух до трех недель (в зависимости от уровня подготовки класса). Совместно с группой выработать план выступления. Предварительно просмотреть презентации учащихся, внести необходимые коррективы, ориентируясь на цели урока. Оказать помощь в подготовке анализа стихотворений Ф.И.Тютчева, используя вопросы на с. 41 – 42. Ход урока 1. Вступительное слово учителя о Тютчеве и особенностях его лирики (по материалам статьи на с.36 – 37). Почему Тютчева называют лириком-философом? Какое место занимает в его творчестве пейзажная лирика? Почему? Постановка цели урока. Введение темы. Помните сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня, оказавшись на поляне у рождественского костра, совершает путешествие во времени. За короткие мгновения она увидела все времена года. Сегодня мы совершим такое же путешествие. Вспомним, чем прекрасно каждое из времен года. Обратившись к стихотворениям Ф.И.Тютчева, мы попытаемся раскрыть тайну поэтического слова, который видел в природе храм. (Введение темы урока). В конце урока попрошу вас написать о том, что вы услышали, поделиться своим впечатлением в творческой работе «В чем красота русской природы?» 3. Выступления групп. Защита проектов. 4. «Открытый микрофон». Обсуждение результатов проектной деятельности. 5. Творческая работа «В чем красота русской природы?». 6. Домашнее задание: Ж с.42 – 43, А с. 43 (словарная работа). Урок «Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» Ход урока Слово учителя. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с удивительным поэтом – лириком Ф.И.Тютчевым. Мы слышали шум бурлящей весенней воды, насладились светом яркого весеннего солнца, пережили буйную радость от звуков первого весеннего грома. Попробуем передать ощущения, которые испытали, знакомясь со стихами Ф.И.Тютчева о весне. Прочитайте, пожалуйста, выразительно стихотворение, которое вы выбрали для чтения наизусть. (Читают стихи наизусть, отвечают на вопросы задания Ж на с.42-43). - Сегодня наше знакомство с творчеством поэта продолжается. Мастерство Ф.И.Тютчева-лирика проявляется не только в создании неповторимых миниатюр – зарисовок времён года, но и в изображении более коротких мгновений, еле уловимых смен времён суток. Послушайте стихотворение «Осенний вечер» и скажите, какие чувства вызвало оно у вас? Выразительное чтение учителем стихотворения «Осенний вечер». Беседа по содержанию стихотворения. - Совпадает ли ваше представление об осеннем вечере с картиной, нарисованной автором? - Какие эпитеты помогли автору нарисовать яркую картину вечера? - В стихотворении почти нет глаголов. Как вы думаете, почему? - Какие части речи преобладают? Объясните результаты своих наблюдений? - Почему среди прилагательных-эпитетов почти нет слов со значением цвета? - Как вы понимаете смысл слов: умильная, зловещий, томный, лазурь, кроткая? - Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение? - Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Постарайтесь через чтение передать своё понимание произведения. Выразительное чтение стихотворения учащимися. - А сейчас поэт поможет нам ненадолго возвратиться в самое любимое время года – лето. Послушайте стихотворение «Летний вечер». Чтение учителем стихотворения «Летний вечер». Беседа по содержанию стихотворения. - Какие воспоминания о лете навеяло это стихотворение? - Какие эпитеты показались вам наиболее выразительными? Чем отличаются они по настроению от тех, которые вы увидели в первых двух стихотворениях? - Прочитайте глаголы, которые использовал поэт. Чем необычны они? - Какие сравнения использовал автор? - Обратите внимание на ритм стихов. Чем два данные стихотворения ритмически отличаются от первых двух? Выразительное чтение стихотворения учащимися. Работа с иллюстративным материалом. - В учебнике помещены репродукции картин И.И.Левитана «Вечерний звон», «Весна – большая вода». Подумайте, какие из прочитанных стихотворений можно было бы проиллюстрировать с помощью приведённых иллюстраций. Итоги урока. - Мы сегодня увидели, как человек, тонко чувствующий и понимающий природу, может с помощью обычных слов передать малейшие изменения её, передать свои чувства, ощущения. Природа – это могучее средство воздействия на человека, она поднимает настроение, успокаивает, вдохновляет на создание таких произведений, которые мы называем шедеврами. 10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений, изученных на уроке, нарисовать иллюстрацию к одному из них; по желанию: напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Летний вечер», «Осенний вечер».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |