Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личная история художника М. М. Потапова




О. В. Бондаренко,

ФГОИ «Преображение», искусствовед

С. И. Лапин, хранитель

Музея-квартиры М. М. Потапова

«Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он»

К. Бальмонт, «Люби»

О художнике Михаиле Потапове за последнее время много сказано в Соликамске. С 2009 года здесь проходят «Потаповские чтения», участники которых стремятся всесторонне прочувствовать и осмыслить жизнь и творчество удивительного человека. Музей-квартира М. М. Потапова в лице его хранителя С. И. Лапина совместно с Фондом гражданских и общественных инициатив «Преображение» развернули активную деятельность, связанную с популяризацией имени уникального художника, а также с проникновением в его творчество людей самых различных категорий. Издана книга «Михаил Потапов. Иконопись», проводятся «Потаповские уроки», раздаются наборы открыток и календари.

Очень важным элементом настоящей популяризации творчества художника является работа на базе Музея-квартиры М. М. Потапова, расположенного по адресу г. Соликамск, 20 лет Победы, д. 55, кв. 51. В настоящее время там проводятся экскурсии, связанные с общим обзором жизни и творчества Михаила Потапова (в то время как в Троицком соборе нашего города рассказывают об иконописи мастера, вписанной в общий контекст истории православия Соликамской земли).

В связи с музейной работой следует упомянуть о докладе Р. Г. Серебренниковой, прозвучавшем на «Потаповских чтениях – 2013» и описавшем в частности характер фондов Музея-квартиры М. М. Потапова.

«1. В коллекции предметов быта и одежды находятся старинный мольберт, церковное облачение протодиакона Михаила, служебник Потапова – подарок архимандрита Пантелеймона и многое другое.

2. Фотографические материалы: семейный альбом, фотографии деятелей культуры прошлого столетия – с автографами, также фотографии великих священнослужителей.

3. Поэтические альбомы, литературные труды.

4. Коллекция произведений изобразительного искусства: картины серий «Эхнотониана», «Египет», «Иконопись», эскизы театральных декораций, эскизы к портретам.

5. Редкие книжные издания XIX-XX вв.

Приобретение книг было делом жизни Михаила Потапова, ибо знания он получал из книг. Среди раритетов – «Византийская живопись» профессора В. Н. Лазарева. Книга испещрена заметками Михаила Михайловича. По ней он учился писать фрески. Редчайшая книга «Сокровища страны фараонов» на английском языке – также в коллекции музея. …

Знакомство с книжным фондом открыло такое обстоятельство: художник делал переводы итальянского, английского, французского, арабского, знал древнеегипетские иероглифы, иврит, украинский, венгерский.

6. Коллекция личной переписки составляет более 5 тыс. единиц. Среди адресатов: Семпер Наталья Евгеньевна (60-е-95 гг.) – 236 писем, Государственный Дарвиновский музей (1959-1999 гг.), Государственный Эрмитаж (1959-1994 гг.) – письма Б. Б. Пиотровского. Данная коллекция содержит также переписку с великим тенором Иваном Семеновичем Козловским, с Государственным музеем изобразительного искусства им. А. С. Пушкина (1986-1987 гг.), в том числе письма директора Ирины Антоновой, с Центральной студией документальных фильмов, со школьным другом Леонидом Владимировичем Ивановым (1950-1960 гг.) – 111 писем, с семьёй Апельбаум (Польша – 1953-1996 гг.) – 86 писем, переписку со священнослужителем митрополитом Ленинградским, с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием (1996 г.). Общественный наблюдательный совет по воссозданию Храма Христа Спасителя (1997 г.), епископ Пермский Афанасий (1980-2001 гг.) – 35 писем, Дьякова Ольга Николаевна из Санкт-Петербурга – 204 письма, Всесоюзная Ассоциация востоковедов (Институт востоковедения РАН), посольство Арабской республики Египта, Бруклинский музей США, музей Рериха, Александрийская библиотека, Валентина Ивановна Орешкина (1990-2007 гг.) – 1094 письма – также обменивались корреспонденцией с М. М. Потаповым! География адресов: Австрия, Канада, Литва, Латвия, Азербайджан, Дальний Восток, Чебоксары. Евгения Ивановна Селезнева писала художнику из Бостона, США, она вместе с Потаповым была осуждена по политической статье и отбывала с ним срок в одном лагере.

В фондовое собрание входят 5 фильмов о художнике Потапове, публикации, документы, характеризующие деятельность Михаила Михайловича.

Особое место в системе собрания принадлежит литературным трудам Михаила Потапова. Часть из них опубликована.

Основу научно-вспомогательного фонда музея Потапова составляют профессиональные снимки иконописных работ, выполненные в церквях и соборах Украины.

Даже только из перечисленного становится понятным, что богатейшие фонды музея М. М. Потапова – это часть культурного достояния нации.»[1]

Таким образом, можно говорить о большой актуальности научной работы и других мероприятий, связанных с музейным фондом. Видимо, необходимо составление плана научных исследований.

В данной статье мы представляем небольшое исследование, связанное с личной жизнью художника. Да, к сожалению надо признать, что интерес к частным обстоятельствам биографии известных людей в последнее время носит порой нездоровый характер. Однако нельзя забывать и том, что личная жизнь в её узком смысле как часть биографии знаменитого человека не может не нести духовно-воспитательного потенциала. Хотелось бы, чтобы в нашем случае играл роль именно этот потенциал.

Исследование основано на фотографических и эпистолярных материалах Музея-квартиры М. М. Потапова, а также на воспоминаниях хранителя заведения С. И. Лапина, ученика и помощника М. М. Потапова, о беседах со своим учителем.

Знакомых женщин в жизни художника было много. Были и те, которые помогали чем могли, принимали участие в его жизни. Были поклонницы творчества. Здесь могут быть перечислены Вера Евгеньевна Хренникова, г. Одесса, Ольга Николаевна Дьяконова, г. Санкт-Петербург, Наталья Евгеньевна Семпер, исследователь-египтолог, г. Москва и многие другие. Но одну он полюбил на всю свою жизнь в 20-е годы в Севастополе. Это Вера Алексеевна Агапова. Как иногда это бывает, сначала она была подругой приятеля Михаила Потапова Лёни Иванова. Все трое входили в один круг мистически, философски и в общем духовно ориентированной молодёжи того времени. Окончательный выбор Верочки пал на Михаила.

Вера и Михаил не только полюбили друг друга, но и стали большими друзьями. Михайлович Михайлович верил в невесту как в самого себя. И имя у неё было для этого символичное – Вера!

Наступили 30-е годы ХХ века – страшные годы репрессий. В их мясорубку попал и молодой теософ Потапов. Как известно, в 1935 году, работая в Дарвиновском музее Москвы, ранним ноябрьским утром он был арестован, после чего обвинён по 58 статье тогдашнего кодекса. Невеста была единственной, кто поддерживал молодого человека в несчастье. Она ездила на свидания, посылала посылки, письма, не боясь того, что её могли также заподозрить в контрреволюционную деятельности.

Выйдя из заключения в 40-е годы, Потапов вновь встречается с Верой. Свидания были кратковременными и малочисленными.

Вскоре начавшаяся вторая мировая война окончательно разделила судьбы любящих друг друга людей. Несмотря на то что после этой войны Потапов начал разыскивать невесту, знакомые ему сообщили, что она была эвакуирована в Ташкент со своей матерью и там, познакомившись с польским военным, вышла за него замуж. Поляк увёз жену на свою родину в Варшаву. По всей видимости, Вера работала там переводчицей и преподавателем.

Очевидно, совершенно не надеясь, что Михаил Михайлович жив, в послевоенные годы женщина всё-таки пишет письмо Михаилу Михайловичу. И находит его! Начинается переписка. А в 70-е годы, после развода с мужем, Вера Алексеевна приезжает в Советский Союз. Развод формально был обусловлен культурно-религиозными противоречиями: муж Веры, польский еврей, желал воспитывать их совместных детей – Ирен и Виктора – в иудейской вере, на что не получил согласия жены.

Предварительно списавшись, женщина приезжает в Закарпатье для встречи с бывшим женихом. Можно подумать, что, столкнувшись с очень скромным образом жизни художника, при этом пережив западное влияние – Вера была неприятно удивлена. Однако подорванное здоровье, испорченные нервы (сказалась жизнь в оккупации в Крыму и репрессии) привели к разговорам резком тоне. Брат Владимир был за соединение двух людей: «Что бы вам не соединиться? Дети взрослые. Здесь никто не понимает творчества и увлечений Михаила! Езжайте в Польшу!»

Не найдя хорошего психологического контакта, Вера Алексеевна, однако, не решается на такой шаг.

Дружеские, эпистолярные, почти родственные связи сохранились. Поддерживалась регулярная переписка, отсылались поздравления практически со всеми праздниками. Один раз Вера, через сына, сделала Михаилу Михайловичу приглашение в Польшу. Но он неправильно заполнил анкеты – и ему отказали.

В доме Веры Агаповой-Апельбаум в Польше хранились произведения Михаила Потапова.

Она умерла в 1982 г. Её дочь вышла замуж за шведа и живёт в Швеции. Сын остался жить в Польше в г. Щецине. Он имеет интересы, связанные с мистикой. В архиве Музея-квартиры М. М. Потапова хранятся письма из переписки художника с сыном его невесты.

Приведём, однако, фрагменты писем и открыток Веры Алексеевны к Михаилу Михайловичу. Они демонстрируют характер отношений между двумя людьми, уровень их культуры, а также личностные особенности каждого.

20.12.1960 – поздравительная открытка с Новым Годом: «…Поздравляю тебя с Рождеством Христовым, а также с наступающим Новым Годом. Прошу передать поздравления и привет твоему брату с семьёй. Шлю пожелания здоровья, благополучия, хорошего настроения. Я очень хочу прочитать твою повесть, а также сделаю всё, что только возможно, чтобы помочь тебе в твоих стараниях. Для этого надо, чтобы ты переслал рукопись в Л-д. Там сейчас находится мой знакомый доктор, он её привезёт. Иначе пересылать нельзя. Он будет ехать обратно через 2-3 месяца. Если не он, то кто-нибудь другой – бывают такие оказии. …»

29.01.1970 – письмо, которое, на наш взгляд, отражает в том числе либо одиночество Потапова, либо большие чувства, в силу которых он и проявил неуверенность и резкость в при встрече в Закарпатье: «От Лёни [Иванова?] получила милое письмо и ноты «Прелюдии № 1», написанной в [19]49 году. Он пишет, что всё ещё болеет. Ну что же, подкралась старость и к нам, надо и эту неприятность принять покорно. Очень хорошо, что ты решился приехать к нам, надеюсь, что не пожалеешь … Кто же так тебя убедил приехать? Не этот ли поклонник Томаса Манна? Я не читала «Доктор Фауст» - но, если не ошибаюсь, это довольно тяжело написано, а мрачный сюжет навеян атмосферой Германии, предшествующей нарождению фашизма. Когда-то ты мне написал, жестоко критикуя Т. Манна, что он просто жид – а я вот если найду, то пришлю тебе книгу Вальтера Манна – старшего брата Томаша под заглавием «Было нас пятеро», там он рассказывает о своей семье – от дедушек – из которой без сомнений ясно, что они немцы, а то, что Гитлер их собирался ликвидировать, так это за то, что не стали на его стороне. …

Уже несколько лет не подхожу к пианино и совсем позабыла  всё, что умела когда-то играть. Теперь всё свелось к тому, чтобы заработать на жизнь. Но это всё пустяки – я хочу только не болеть и быть полезной моим детям. …

Я не понимаю, почему ты всё-время извиняешься за «внеочередное» письмо? Позволяю тебе на одно моё отвечать десятью, я не рассержусь. …»

19.02.1975 – также характерное письмо, начинающееся так: «Дорогой Миша! Вчера получила твоё письмо о том, что ты был в Киеве на выставке Тутанхамона. …

Что касается моего желания приехать, то я не понимаю, почему ты так сильно удивляешься. Если бы ты меня пригласил когда-нибудь приехать, я бы и каждый год могла бы, наверное, приезжать …»   

Дальнейшее исследование переписки, может, видимо, вскрыть особенности характера художника, особенности его отношений с людьми, в том числе духовно близкими, специфику взаимосвязи его творчества с личной жизнью. Кажется, такую взаимосвязь проследить крайне трудно, однако при условии большого человеческого внимания к художнику и его наследию, при большом желании проникнуть в души людей, страдавших и любивших в страшные годы ХХ века – всё возможно.

Следует сказать, что представляемая работа демонстрирует возможности музея, о котором идёт речь, в том числе в аспекте формирования новых экскурсий и занятий на базе заведения и связано с общим с туристическим потенциалом нашего города. 

 

 

  


[1] Серебренникова Р. Г. Развитие частного музея М. М. Потапова // Михаил Потапов. Линия жизни. Потаповские чтения – 2013: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Соликамск, 2013










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...