Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей первых лет жизни (Приходько О.Г.)




В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зави­симости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или Доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анам­нестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста.При проведении ранней диаг­ностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ори­ентироваться на традиционную схему нормального развития доно­шенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт,1996).

Комплексное всестороннее психолого-педагогическое обследование детей первых лет жизни позволяет получить специалистам полную картину недостатков развития познавательной и речевой деятельности, а также наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного обследования является согласованность действий специалистов медико-психолого-педагогического профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, невропатолога, врача ЛФК. В экспериментальном исследовании необходимо опираться на данные всех специалистов о ребенке.

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, сенсорного, речевого развития.

Диагностическая программа исследования состоит из нескольких блоков:

1-й блок – изучение компонентов социального развития: контактности, эмоциональной сферы, средств общения, навыков самообслуживания (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены).

2-й блок – изучение компонентов познавательного развития: сенсорного

развития (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, пространственного восприятия), уровня развития деятельности (предметных действий), уровня развития познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, запаса знаний об окружающем, внимания, обучаемости и использования фиксированных видов помощи.

3-й блок – изучение компонентов речевого развития: особенностей доречевого развития, уровня понимания обращенной речи, уровня собственной (экспрессивной) речи: словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой

структуры слов, фонетического строя речи, фонематических процессов, общей

разборчивости речи, дыхания, голоса, просодики.

4-й блок – изучение компонентов двигательного развития: общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики.

С целью более детального выявления особенностей развития детей с ОВЗ

учитываются качественные показатели по каждому блоку заданий, которые позволяли зафиксировать специфику нарушений развития ребенка. При этом определяется степень выраженности нарушений развития (тяжелая, умеренно выраженная, легкая).

Для объективизации оценки вводятся количественные показатели, позволяющие проследить степень выраженности показателей. Количественная оценка действий ребенка единая для всех изучаемых «линий развития».

Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального – 1 балл до максимального – 4 балла):

1 балл – отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень);

2 балла – умеренно выраженные нарушения (средний уровень);

3 балла – незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень);

4 балла – нормальное развитие функции (высокий уровень).

На основании качественного анализа полученных данных на каждого ребенка заполняется специальная карта-схема комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (в раздаточном материале).

 

4.2. Экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка «Лонгитюд»

Экспертная система «Лонгитюд» - это ассистент специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей. Экспертная система предназначена для:

• определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;

• выявления у детей отклонений в психомоторном развитии;

• контроля динамики развития ребёнка;

• подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.

Экспертная система представляет собой два блока – диагностический и развивающий.

Диагностический блок представляет собой набор вопросов и заданий для обследования детей разного возраста специалистом и бланков вопросов и заданий для родителей. Возможно использование нескольких видов опросников:

·
стандартный, соответствующий определённому возрастному диапазону и наиболее широкому и глубокому характеру обследования (для индивидуального обследования);


В случае «углублённого» обследования предъявляется расширенный набор вопросов и заданий, ответы на которые будут полезны для более точной диагностики.

 

·
подготовленный индивидуально для ребёнка. В случае, если ребёнок обследуется повторно или при подозрении на отставание можно задать вопросы не только для календарного возраста обследуемого ребёнка, но и для более раннего возраста (например, если ребёнку 5 лет, а ему необходимо предъявить дополнительно вопросы на 4-х летний возраст) или расширить возрастной диапазон в сторону более старшего возраста.

·
специально подготовленный опросник для группы детей по какому то одному или нескольким параметрам.


Общие параметры диагностики делятся на более мелкие субпараметры, но их все можно сгруппировать в несколько разделов:

 

1. развитие социально-эмоциональной сферы (4 субпараметра);

2. моторное развитие (4 субпараметра);

3. умственное развитие (18 субпараметров);

4. речевое развитие (5 субпараметров);

5. развитие деятельности (5 субпараметров).


Т.о. родители заполняют предложенные им бланки (анкетные данные, анамнез и ответы на опросник) при первичном обследовании. Далее специалист проводит самостоятельное обследование ребёнка и вводит в компьютер все полученные данные. В результате их обработки специалист получает заключение, которое включает в себя как обобщённые качественные оценки (например, обнаружение признаков отставания или необходимость дополнительного обследования) так и количественные данные (числовые значения параметров и ориентировочный возраст развития по разным параметрам).

При необходимости можно создать файл графического представления результатов всех проведенных исследований в виде таблицы.

В данной системе также предусмотрена возможность создания «Программы развития» для ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Она представляет собой план занятий с ребёнком на ближайшие 3-6-8 месяцев и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребёнку и способствуют его дальнейшему развитию. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оценивались во время обследования, формируется с учётом индивидуальных показателей развития обследованного ребёнка отдельно по каждому параметру. Каждый раздел включает теоретические положения, рекомендации по организации занятий, игры. Если для игры необходимы какие-то игрушки, то приводится их описание или изображение. В основу построения программы развития положены требования, предъявляемые к умениям и навыкам детей каждого возрастного периода, изложенные в Программах, утверждённых Министерством образования Российской федерации.

Программа предназначена не для замены специалиста, а для помощи ему в работе с детьми и родителями. Специалист может просмотреть текст программы и удалить рекомендации, не подходящие для ребёнка по особым индивидуальным причинам, которые не могут учитываться при автоматизированной обработке данных. Специалист может дополнить представленный текст собственными рекомендациями. Далее специалист проводит консультацию для родителей по результатам обследования и передаёт родителям иллюстрированную «Программу развития».

Реализовывать программу можно как под руководством специалиста на специальных занятиях, так и дома родителями самостоятельно. Конечно, занятия со специалистом рекомендуются в первую очередь детям с отставанием. Через указанный в программе промежуток времени проводится повторное обследование с подготовкой «Программы развития» на следующий период.

Основные цели, на которую направлена данная система - это скрининговая диагностика, выявление детей, требующих дополнительного обследования и занятий, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по развитию ребёнка на основе диагностики зоны его ближайшего развития.

Использование экспертной системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон,но недостаточно для диагностики отклонений. Если проблема выявлена, обязательно необходима консультация узкого специалиста с использованием специализированных и более сложных методов обследования (логопеда, дефектолога, психолога, окулиста, специалиста по физическому развитию и т.д.) Поэтому ошибкой является как чрезмерное доверие к выводам экспертной системы, так и ориентация на использование только субъективного мнения специалиста при определении наличия и степени отклонения от нормы.

Программа развития может использоваться в работе с детьми, имеющими значительные нарушения психомоторики, только после предварительной редакции специалистом, наблюдающим ребёнка, т.к. рекомендации и игры даны в общем виде и не учитывают специфику разнообразных заболеваний.

 

3. Систематика  речевых нарушений у детей с 0 до 3 лет с органическими поражениями ЦНС.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

Возраст ребенка, месяцы Что не удается делать ребенку?
К концу 1 месяца Криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.
К концу 4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.
К концу 5 Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»).
К концу 7 Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.
К концу 9 Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).
К концу 10 Малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание.
К концу 12 Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).
К концу 15 Не употребляет осмысленно слова «мама», «папа».
К концу 19 Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.
К концу 29 Не понимает значения слов «большой — маленький».

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

· отоларинголога (проверит слух ребенка);

· невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);

· детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);

· учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).







ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

1. Внутриутробные патологии.

2. Наследственность.

3. Родовые патологии.

4. Заболевания первых лет жизни ребенка.

5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период стают:

· внутриутробная гипоксия;

· инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);

· травмы матери во время вынашивания малыша;

· несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;

· недоношенность и переношенность плода;

· курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;

· бесконтрольный прием матерью лекарств;

· попытка прерывания беременности;

· пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;

· стрессы.

Наследственность

Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

Родовые патологии

Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...