Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности человека




 

Значение нервной системы в жизнедеятельности человека.

Человек как живое существо имеет две наиболее характерные составные части: организм и психику.

Психикаэто свойство нервной системы.

Нервная система - это совокупность структур в организме, которая объединяет деятельность всех органов и систем, и обеспечивает функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой.

Фактически люди имеют две нервные системы: центральную и вегетативную. Центральная нервная системаруководит отношениями человека с внешним миром. Она включает: спинной мозг, большие полушария головного мозга, которые связаны с промежуточным мозгом, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг, мозжечок. Вегетативная нервная система руководит деятельностью внутренних органов.

Установлено, что функция левого полушарияоперирование вербально-знаковой информацией, чтение, счет, тогда как функция правого полушарияэто оперирование образами, ориентирование в пространстве, распознавание музыкальных тонов, идентификация сложных предметов, продуцирование сновидений.

У людей с поврежденным левым полушарием головного мозга нарушается разговорная речь, страдает или отсутствует логика в суждениях.

При нарушении целостности правого полушария резко обедняется эмоциональная сторона жизнедеятельности. Если затронута лобная часть головного мозга, то страдает двигательный механизм языка, регуляции форм поведения, мышления. Если поражена височная часть головного мозга, то нарушается восприятие слуховых, вкусовых параметров, анализ и синтез звуков, память.

Доминирующим в процессе формирования личности есть развитие компонентов мышления, контролируемых левым полушарием. Мышление, которое продуцируется правым полушарием мозга, то есть образно-творческое мышление, постепенно удручается при недостатках воспитания и обучения, и талантливые дети становятся обычными «стандартными» взрослыми.

На мозг человека непрерывно действуют разнообразные по количеству и качеству раздражители с внутренней и внешней среды. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой.Наступает неспецифичная реакция организма в ответ на эту ситуацию— стресс.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов и связана с центральной системой.

Связь между ощущением и поведением устанавливается преимущественно в определенных участках коры головного мозга и, в зависимости от раздражителя, происходит адекватное действие организма — рефлекс. Рефлексы могут быть двух видов - безусловные и условные.

Безусловные рефлексы— это стереотипы поведения, приобретенные человеком в постоянных условиях внешней среды, которые сформировались в процессе всей предыдущей истории развития и передаются на генном уровне.

Условные рефлексы— это поведение, которое приобретают в результате обучения или в случае действий, которые часто повторяются, особенно если последовательность их выполнения долго остается неизменной. Это позволяет выполнять эти действия в полуавтоматическом режиме. Такие действия называют динамическим стереотипом.

Одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы есть ее способность создавать центры торможения и центры активности (доминанты). Способность к долговременной активной работе и противодействию усталости зависит от индивидуальной выносливости нервной системы по отношению к возбуждающему и тормозящему процессам, т.е. от ее силы.

Наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании работы, активного отдыха и сна. Устранение физической усталости и нервного переутомления реализуются при чередовании одного вида деятельности с другим, при этом нагрузки будут ощущать поочередно разные группы нервных клеток. В условиях высокой автоматизации производства профилактика переутомления достигается личной активностью работника, его творческой и материальной заинтересованностью, регулярным чередованием моментов работы и отдыха.

Психика человека и безопасность жизнедеятельности.

Если бы была возможность наглядно сравнить современного человека с людьми, которые жили 20-30 тыс. лет тому назад, то можно было бы заметить, что за этот период человек извне почти не изменился.

Все это объясняется спецификой эволюционного развития человека: он происходил главным образом в психике. Развитие психики— это результат эволюции нервной системы:под влиянием окружающей среды усложняется нервная система.

Психика— это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы— это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (например: ощущение, восприятие, память и мышлениеи т.п.).

Психические состоянияотображают сравнительно продолжительные душевные переживания, которые влияют на жизнедеятельность человека (эмоции, аффект, настроение, депрессия, стресс).

Психические свойства— стабильные душевные качества, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют ее способность отвечать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллекти т.п.).

Психические процессы

Итак, психические процессынапрямую связаны с понятием способностей и волевых качеств человека.

Способности — это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия, внимание).

Различают общие и специальные способности. Специальные способности, которые проявляются в творческом решении задач, называются талантом, а людей, которым они присущи, — талантливыми. Наивысшая степень развития способностей — гениальность.

Полученные каждым человеком в наследство на генном уровне возможности интеллектуального развития называют задатками. Задатки развиваются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности. К задаткам относятся психологические процессы, степень их проявления. Одной из особенностей психологического процесса есть ощущение.

Ощущениеэто основа знаний человека об окружающем мире, отображение свойств предметов, которые возникают у человека при непосредственном воздействии их на его органы чувств.

Оно имеет рефлекторный характер, физиологической основой которого есть нервный процесс, стимулирующийся действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Отображение действительности понимают как восприятие.

 Восприятиеэто отображение в сознании человека предметов, как целостных образов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие делится на виды по нескольким признакам:

• ведущему анализатору (зрительное, слуховое, касательноеи т.п.);

• форме существования материи (пространство, время, движение);

• активности (восприятие невольное и преднамеренное).

Восприятие вообще и способности относительно восприятия информации имеют существенное значение для реализации других психических процессов, особенно памяти.

Память- одна из важнейших функций человеческого мозга.

Если восприятие - это начальный этап познавательного процесса, отображения объективной реальности, которая действует на органы чувств в данное время, то память - это отображение реальности, которая действовала в прошлом.

Память— это способность человека фиксировать, сохранять и воссоздавать информацию, опыт (знания, привычки, умения, навыки). Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую (видовую эволюционную) и приобретенную (прижизненную).

Мышление — это высшая форма отображения действительности и сознательной целенаправленной деятельности человека, которая направлена на усреднение, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Важнейшее значение в процессе мышления имеют слова, язык, анализаторы.

Вся мыслительная деятельность (суждение, понимание, формирование понятий) состоит из таких умственных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Анализ — это мысленное разделение предмета, явления на составные части, признаки, свойства и выделение этих компонентов.

Синтез — мысленное объединение в единое целое отдельных частей, признаков, свойств предметов, явлений или понятий.

Обобщение — выделение на основе сравнения главного, общего, особого или частного, что является характерным для определенного явления, предмета, объекта.

Абстракция — выделение существенных особенностей группы предметов, явлений или понятий.

Конкретизация — переход от общего к частному, связь теории с практикой, переход к конкретной действительности, чувствительному опыту.

Психомоторныеспособности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.

Внимание — это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, которая оказывает содействие повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

К основным функциям внимания отнесен выбор влияний, регулирование и контроль деятельности до тех пор, пока не будет достигнута её цель. Внимание характеризуют концентрация, стойкость, распределение, переключение и объем.

Психические состояния

Существенно влияют на жизнь человека сравнительно продолжительные душевные переживания, то есть психические состояния,которые являются проявлением эмоциональной стороны жизнедеятельности.

Эмоции — это психические процессы, которые отображают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживания.

Проявление эмоциональной жизни человека происходит в таких состояниях, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Аффект — это сильнейшая эмоциональная реакция. Аффект полностью захватывает человека и подчиняет его мысли и движения. Он всегда ситуационный, интенсивный и относительно короткий. Аффект возникает как следствие какого-то сильного потрясения.

Собственно эмоции — это более продолжительные реакции и те, что возникают не только вследствие события, которое произошло, а и те, что предполагаются или вспоминаются.

Чувства — стойкие эмоциональные состояния, которые имеют четко обозначенный предметный характер и выражают отношение как к конкретному событию или людям, так и к воображаемому явлению.

Настроение — наиболее стойкое эмоциональное состояние. Настроение отражает общее отношение к восприятию или не восприятию человеком мира. Настроение может быть производным от темперамента.

Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную ситуацию; это физиологическая реакция, которая мобилизует резервы организма и готовит его к физической активности типа противостояния, борьбы, бегства.Стрессовая реакция имеет разное проявление у разных людей: активное — возрастает эффективность деятельности, пассивное — эффективность деятельности резко уменьшается. Эмоциональная уравновешенность благоприятно влияет на жизнедеятельность человека, уменьшает его склонность к опасности.

 

Психические свойства

Все психические свойства человекаможно классифицировать по двум основным признакам: атрибутам и чертам.

атрибуты — это неотъемлемые свойства, без которых человека нельзя вообразить и без которых он не может существовать (пол, возраст, темперамент, здоровье, язык, направленность).

Пол— это совокупность анатомо-физиологических признаков организма, которая обеспечивает продолжение рода и дает возможность различать в большинстве организмов женские и мужские особенности. Отличия полов: генетические, морфологические, физиологические, психологические.

Возраст — понятие, которое характеризует период (продолжительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Отсчет возраста ведется от рождения до физической смерти. Можно выделить четыре подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

Психологическийвозраст тесно связан с понятием психологического времени, а именно с тем, как человек сам оценивает во внутреннем мире свой возраст. Так, молодые люди (от 20 до 40 лет) оценивают себя старшими, чем они есть, и так же — других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди воспринимают себя младшими, чем они есть. И чем старшими они становятся, тем более «молодеют», и лишь биологический возраст напоминает о настоящих годах.

Возрастная психология определяет, что взрослым человек становится после 25 лет (понимание полной ответственности за свою жизнь, за свои решения, за свои действия).

Различают такие периоды развития взрослого человека:

ранняя зрелость(25-35 лет) — включение во все сферы человеческой деятельности, социальная и профессиональная адаптация, первый психологический кризис переоценки жизненного пути;

средняя зрелость(35-45 лет) — поиски ответа на основные вопросы: что такое жизнь? О чем мечтал? Чего достиг? Переоценка целей и достижений, кризис средины жизни — осознание того, что не все реализовано, цели не достигнуты, и т.д.;

поздняя зрелость(45-60 лет) - глубинное обновление личности, происходит концентрация интересов на себе, появляется чрезмерная забота о себе;

в 50-60 лет — наблюдается высокая производительность, наличие второго пика творчества;

преклонный возраст(60-70 лет);

старость(70-90 лет);

долгожитель(после 90 лет).

Темперамент — это черта, которая определяет нашу индивидуальность.

Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды. Эти особенности проявляются в умственной и практической деятельности. В некоторых видах деятельности от типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик)может зависеть не только ход выполнения, но и конечный результат. В нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходима дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или сильными влияниями — раздражителями.

При определении типа темперамента целесообразно пользоваться такими формулами:

1) «Доверяй, но проверяй» потому, что сангвиник имеет:

-плюсы – жизнерадостность, увлеченность, чуткость, дружелюбие;

-минусы – склонность к зазнайству, рассеянности, легкомысленности, поверхностности, высокомерию, ненадежности, склонность к обещаниям и их не выполнению, требует постоянного контроля.

2) „Ни минуты покоя”потому, что холерикимеет:

-плюсы – энергичность, увлеченность, пристрастие, подвижность, целенаправленность;

-минусы – вспыльчивость, агрессивность, нездержанность, нетерпимость, конфликтность, способность направлять свою активность на коллектив и разлагать его изнутри.

3)«Не подгоняй»потому, что для флегматика характерны:

-плюсы – стойкость, постоянство, активность, терпимость, самообладание, надежность;

-минусы – заторможенность, равнодушие, «толстокожесть», сухость, нетерпимость к работе в режиме дефицита времени, его нельзя подгонять, он только сам рассчитывает свое время и делает дело в своем ритме.

4)«Не навреди»потому, что у меланхолика:

-плюсы – высокая чувственность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию;

-минусы – низкая трудоспособность, подозрительность, ранимость, замкнутость, стыдливость; на него нельзя кричать, чересчур давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чрезвычайно восприимчивый к интонации и очень ранимый.

При организации рабочих пар учитывают, что наиболее эффективна работа в парах: холерик-сангвиник; сангвиник-меланхолик; меланхолик-флегматик.

От типа темперамента зависит, как сам человек реализует свои действия. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияет на скорость воспроизведения и прочность запоминания, подвижность умственных операций, стойкость и переключение внимания и т.п. На базе темперамента у человека формируются его черты, качества, и во многом - жизнь.

Черты –это стойкие свойства и особенности поведения, которые проявляются постоянно и повторяются в разных ситуациях (ум(интеллект), настойчивость, смелость, нежность, самостоятельность и т.п.). Они существенно влияют на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект(толк, ум, благоразумие) в общем понимании это мыслительные способности человека. Сущность интеллекта сводится к способности человека выделить в ситуации существенные особенности и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в условиях, которые сложились, и применительно к ним действовать.

К важнейшим характеристикам интеллекта относятся: глубина, критичность, гибкость, широта ума, скорость, оригинальность, любознательность.

Жизнедеятельность человека вообще и любая деятельность в частности невозможны без ответственности ее субъекта.

Ответственность— это понятие, которое отображает объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления выдвинутых взаимных требований. Ответственность определяет отношение человека к обязанностям и к следствиям своего поведения.

Базовые черты конкретного человека можно определить с помощью тестов. Для лиц мужского пола характерными являются такие черты: суровость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность в контактах.

Для женского пола — сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.

Знание собственных черт — это путь не только к эффективной деятельности, а и возможность избежать опасностей или уменьшить их влияние на организм человека, сохранить здоровье.

Характер — это стабильные черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности, общении и предопределяют типовые для нее способы поведения. Характер является совокупностью определенных черт личности. Существует несколько подходов к классификации характера человека, но нас интересует классификация по отношению к определенным аспектам деятельности: к работе; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.

Итак, цепи действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека, и его безопасность.

Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему, такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.

Уровни развития нервной системы определяют типы поведения человека. Человеку присущи такие виды поведения: инстинкт, привычки, сознательное поведение.

Инстинктивное поведение— это действия, поступки, которые наследуются видом «Ноmо sаріеns». На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества. К известным действиям и поступкам инстинктивного поведения человека принадлежат те, которые связаны с самосохранением, продолжением рода и т.п.

Поведение по привычкам— это действия, которые сложились и применяются во время обучения до автоматизма или путем проб и ошибок, или путем тренировок. Как следствие человек вырабатывает привычки, у него формируются привычки и под контролем сознания (тренировка), и без него (пробы и ошибки).

Сознательное поведение— высший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных исторических условиях.

Познав психику человека, можно найти путь к повышению безопасности его жизнедеятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...