Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применения разнообразных методов и приемов для развития одаренности младшего школьника.




Способности

Способности -индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, связанные с успехом какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Типы способностей

1) природные способности- являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к начальной коммуникации. Эти способности непосредственно связаны с врожденными способностями. На основе этих склонностей у человека при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы обучения, формируются специфические способности. 

2) Специфические способности:

 - Общие:Определяют успех человека в различных видах деятельности.

-Специальные:определяют успехи человека в определённых видах деятельности, для осуществления которых необходимы способности особого рода и их развития.

       Кроме того, способности делят натеоретическиеи практические.Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические - к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не сочетают друг без друга.

       Существует также разделение на учебные и творческие способности. Первые определяют успешность учебы, усвоения знаний, умений и навыков, а вторые - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Это умение непосредственно зависит от кругозора человека. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

 

 

( Слайд 5)

 

       Уровни развития способностей:

 1) задатки - естественные предпосылки способностей;

 2) способности;

 3) одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения любой деятельности;

 4) мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности;

 5) талант - высокий уровень развития специальных способностей;

 6) гениальность - высший уровень развития.

 

( Слайд 6)

 

Задатки

 

Отечественная психология считает, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые отличаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как "задатки".

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или других способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальным разновидностям деятельности. Внутри тех или других специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, который соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

 

( Слайд 7)

 

Одаренность

 

Понятия одаренности не достало общепризнанного определения. Самым распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна.

Одарённость или общая одарённость —уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием.

Одаренность - это естественный дар, который человек получает наследственно. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития.

 

( Слайд 8)

Талант

Талант -наивысший уровень способностей человека к определенному виду деятельности. Это сочетание способностей, которые дают возможность человеку успешно, самостоятельно и оригинально виполнять сложную трудовую деятельность.

      Талант- это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который выделяется новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда : в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерная потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порою оказывается в страсти к избранной делу.

       Сочетания способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

 

( Слайд 9)

 

Гениальность

 

Гениальность -самый высокий уровень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, имеет историческое значение для общества.

Гений, образно говоря, создаёт новую епоху в своей области знаний. Для гения характерна творческая продуктивность, овладение культурой и наследием пришлого, в то же время разрушение старых правил и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогресивному развитию общества.

Каких же детей необходимо называть одаренными и что такое одаренность? В настоящее время существует свыше 100(!) определений одаренности, при чем, среди них нет ни одного, которое полностью устраивало бы хоть какую-то часть психологов и педагогов. Дело в том, что прямо определить способности невозможно. Способности - это возможности человека к выполнению деятельности. Как бы мы не определяли способность, в центре внимания всегда будет именно деятельность.Большие возможности к выполнению деятельности означают и большие способности. Уровень способностей, который значительно отличается от среднего, как правило, называется одаренностью. Чем большая разница со средними способностями, тем более высокая одарённость.

В новейшем словаре отмечено что одаренным(талантливым) является тот, кто имеет большие способности; дар(талант) - это выдающиеся естественные способности, умение, одаренность.

Еще одно определение: одаренность - своеобразное сочетание способностей (отдельных психических качеств, которые обусловливают возможности человека в той или другой деятельности), единство, которое они складывают в своем взаимодействии; одаренность содержит в себе способность к обобщению, интеллектуальную потенцию, высокую креативность и высокий уровень мотивации.

 

( Слайд 10)

Виды одаренности

Существуют разные типы одаренности.

Так, очень дефицитная и наименее изучена лидерская или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные взаимоотношения, управлять ими. Существует много вариантов лидерской одаренности: есть эмоциональные лидеры, своеобразный "жилет" для каждого, с ними советуются, их любят, их мысль есть во многих случаях решающей; лидеры действия - умеют принимать решения, важные для многих людей, определять предел и направление движения, вести за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьной учебе недостаточен. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, имея сильный характер и независимость, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе толкает их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Нужна специальная иногда длительная и сложная работа, что бы повернуть таких учеников к школе.

Еще один тип одаренности - художественная. Этот тип одаренности, как правило, оказывается в высоких достижениях в художественной деятельности - музыка, танцы, живопись, скульптура, сцена. Как и в предыдущем случае этот тип одаренности может оказываться у школьников с разными степенями широты : есть дети с разнообразием художественных способностей (ребенок поет, танцует да еще и чудесно рисует), и есть такие, в которых ярко выражена лишь одна способность такого рода.

Психомоторная (спортивная)одаренность оказывается очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляет специального интереса. Ученики со спортивной одаренностью часто не совсем хорошо учатся. Это связано в первую очередь с недостачей времени и надлежащего желания. Если у школьников, что увлекаются спортом создать соответствующую мотивацию, то есть настой, то они, как правила, могут чудесно учиться.

Прямое отношение к школе имеют таких три типа одаренности: академическая, интеллектуальная и творческая(креативная).

Академическая одаренность являет собой ярко выраженную способность учиться. Академически одаренные школьники - это всегда гении сама учеба, это блестящие профессионалы школьного труда, чудесные мастера быстрого, крепкого и качественного усвоения. Школьные медалисты - в первую очередь именно ученики с академической одаренностью.

Интеллектуальная одаренность - это не только и даже не столько способность учиться, сколько умение думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Носители такой одаренности - умники и умницы. Они иногда блестяще, иногда неплохо, иногда чудесно разбираются в одних предметах и плохо в других - это зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты среди них тоже есть, но очень редко.

Творческая одаренность (креативная) - это то что, оказывается в нестандартном виденье мира, в нешаблонном мышлении и в том, что общество оценивает превыше всего. У творческой одаренности много разных вариантов: есть ученики которые обнаруживают незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую берутся, но бывают ученики, в которых такое нестандартное видение оказывается достаточно ярко лишь в одной сфере. Каждый одаренный (талантливый) ребенок - индивидуальность и нуждается в особенном подходе. Выявить талант должны психологические службы, а создать условия для выявления - сугубо педагогическое задание.

 

( Слайд 11)

 

Критерии для выявления признаков одаренности у детей младшего школьного возраста:

- прекрасная память;

- яркое воображение;

- тонкая моторная координация;

- развитая оперативная память и логическое мышление;

- обладание искусством языковой коммуникации, оригинальность словесных ассоциаций;

- огромная любознательность;

- предрасположенность к активному окружающему миру;

- успех во многих начинаниях;

 

( Слайд 12)

 

- установка на творческое выполнение заданий;

- овладение основными компонентами умения учиться;

- создание в воображении альтернативных систем;

- упорство в своих действиях, часто направленная на полную самоотдачу;

- нечёткое разделение реальности и фантазии;

- себялюбие (эгоцентризм);

- желание дружбы со старшими детьми и взрослыми;

- острая реакция на несправедливость;

- несдержанность чувств и эмоций.

Последние пять признаков свидетельствуют сами за себя: воспитание одаренного ребенка – дело очень сложное и серьезное.

 

( Слайд 13)

 

Как же заявляет о себе одаренный ребенок младшего школьного возраста, и что должны знать взрослые, воспитывая такого ребенка?

- у талантливого ребенка сразу заметны: тонкая наблюдательность, сосредоточенность, усидчивость, умение настойчиво преследовать поставленную цель, самостоятельность и независимость в деятельности;

- немотивированное давление и принуждение, навязывание занятий задерживают проявления настоящих естественных наклонностей;

- слишком ранняя специализация и "профессионализация" обедняют личность, усложняют её дальнейшую жизнь. Поэтому на первый план целесообразно выдвигать идею гармоничного развития совокупностей телесных, душевных и умственных, сил, вооружение ребенка знаниями и умениями, которые будут представлять реальную пользу в жизни, помогут воспитаннику занять достойное место в обществе;

- талантливому ребенку необходимо предоставлять не только свободу самодеятельности, но и возможность в определенных пределах обсуждать со взрослыми свои намерения. Благодаря такой свободе она познает свои собственные силы, производит привычку оперировать своими умственными, физическими и моральными ресурсами. В результате производится самоуважение и способность критически оценивать свои способности и действия;

- интенсивному развитию естественных задатков помогают ознакомления с разнообразной деятельностью, глубокие и умеренно многочисленные впечатления.

Нужные для творчества краски, звуки, формы, движения талантливые дети находят в общении с природой, которая пробуждает мышление, воображение, фантазию.

 

 

( Слайд 14)

 

"Не принуждайте душу ребенка, внимательно присматривайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к ее особенностям, стремлениям, потребностям".

 

Вопрос для самоконтроля

1. Дайте определение способностей.

2. Какие существуют типы одаренности?

 

 

Дополнение

 

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого-педагогическое сопровождение детей.

 

 

 

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

 

4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ, в школьной газете. Ценные призы в рамках конкурса «Ученик года». Стенд «Созвездие талантов». Материальная поддержка талантливых и одарённых детей.

 

5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании)

 

 

 

6. Работа по темам самообразования: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

 

7. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:

В школе реализуется Программа «Одарённые дети». Мы стараемся повысить интерес учащихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

 

 

Основные направления:

    олимпиадное движение,

    исследовательская работа,

    Создание и защита творческих проектов,

    интеллектуальные марафоны,

    конкурсы разных уровней,

    школьная организация СМИД .

Уже в начальной школе я знакомлю детей с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи. Мои учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

 

 

Опросник
«Каков Ваш творческий потенциал»

ОПИСАНИЕ
Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности.
Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.
Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Уровень творческого потенциала можно определить с помощью предлагаемого ниже опросника.
ОБРАБОТКА
Подсчитайте общее количество баллов следующим образом:
за ответ "а" - 3 балла,
за ответ "б" - 1 балл,
за ответ "в" - 2 балла.
Вопросы :
1, 6, 7 определяют границы Вашей любознательности,
2, 3, 4, 5 - веру в себя,
8 и 14 - постоянство,
9 - амбициозность,
10 - зрительную память,
11, 12 - слуховую память,
13 - Ваше стремление быть независимым,
15, 16 - способность абстрагироваться,
17 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажут уровень Вашего творческого потенциала.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Уровни выраженности:
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
22-45 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
21 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
ИНСТРУКЦИЯ: «Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа».



























Текст опросника

1. Считаете ли Вы что окружающий Вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) нет, я хочу научиться только самому основному;
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.
8. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
9. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечивает.
10. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
11. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не смогу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
12. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
13. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
14. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
15. Когда Вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.
16. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) только наедине с собой;
в) только там, где будет не слишком шумно.
17. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Литература:

Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. / Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.

 







































































Применения разнообразных методов и приемов для развития одаренности младшего школьника.

( Слайд 15)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...