Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание программы обучения




Лекция

Организация труда учителя-логопеда в группе с ОНР

 Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-6 лет положены следующие принципы: (Левина Р.Е.)

- раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений

- развитие речи и опоры на онтогенез

- взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка

Дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения

Связи речи с другими сторонами психического развития.

А также учет общедидактических принципов:

1. принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

2. принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи

3. принцип формирования элементарного осознания явлений языка

4. принцип обогащения мотивации речевой деятельности

Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.

Вся коррекционная работа в группе с общим недоразвитием речи строится по программе разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

              Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В группе с ОНР работает один логопед и два воспитателя. Логопед занимается с детьми ежедневно 4 академических часа, воспитатель – ежедневно 5 часов. Количество детей в группе с ОНР до 12 человек (основание: «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», утвержденное Министром просвещения СССР 26 мая 1970 г.).

    Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

 

    С 1-15 сентября логопед проводит комплексную диагностику детей зачисленных в группу для детей с ОНР. После чего составляется перспективный план работы с группой, индивидуальный план работы на каждого ребенка. В зависимости от уровня речевого развития проводятся соответствующие занятия.

В зависимости от уровня речевого развития, года обучения, периода обучения логопед проводит различные занятия.

Занятия:

1. фронтальные (это со всей группой детей):

- по развитию лексико-грамматического строя и связной речи (занятие называется развитие речи)

- по развитию произношения (произношение)

- по обучению грамоте

2. подгрупповые

3. индивидуальные

Количество занятий варьируется также от периода обучения и года обучения детей.

 

II уровень речевого развития 1 год обучения - проводятся индивидуальные занятия по 10-15 минут в течение 2-х месяцев, а после формируют подгруппы из 2-3 , 3-4 человек. Время занятий увеличивается до 15-20 минут.

III уровень речевого развития 2 год обучения – данный год обучения делится ан периоды

1 период(сентябрь, октябрь, ноябрь):

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 2 раза в неделю

Индивидуальные, подгрупповые ежедневно.

Период (декабрь – март)

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 3 раза в неделю (2 раза по развитию лексико-грамматическому строю и одно по обучению рассказыванию)

Фронтальные по развитию произношения – 1 раз в неделю

Период (апрель, май, июнь)

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 3 раза в неделю (2 раза по развитию лексико-грамматическому строю и одно по обучению рассказыванию)

Фронтальные по развитию произношения – 2 раза в неделю

Третий год обучения (подготовительная группа)

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь):

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 3 раза в неделю

Фронтальные по развитию произношения – 2 раз в неделю

Индивидуальные, подгрупповые ежедневно.

Период (декабрь – март)

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 2 раза в неделю

Фронтальные по развитию произношения – 2 раза в неделю

Фронтальное занятие по обучению грамоте – 1 занятие

Период (апрель, май)

Фронтальные по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи (развитие речи) – 2 раза в неделю

Фронтальные по формированию произношения – 1 раз в неделю

Фронтальное занятие по обучению грамоте – 2 занятия

В июне логопед проводит только индивидуальную и подгрупповую работу.

Исходя из полученных данных диагностики логопед составляет планы работы с детьми.

           Документация учителя-логопеда:

1. Речевая карта

    Это основной документ логопеда, который заполняется во время проведения обследования (с 1 по 15 сентября). В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалистов.

2. Годовой план учителя-логопеда - общий план методической работы на учебный год

3. Индивидуальный план работы на каждого ребенка

    После обследования логопед составляет индивидуальный план работы на каждого ребенка. Индивидуальный перспективный план составляется на весь учебный год, планируются основные направления работы.     Индивидуальный календарный план составляется на каждый день. Он может планироваться на период, на месяц, на неделю.

4. Перспективный план коррекционной работы на всю группу - составляется после проведения обследования. В нем планируют количество занятий, виды занятий, основные задачи и направления работы, а именно запланирована работа по коррекции лексики, грамматики, фонетики, звукопроизношения, мелкой моторики, психических функций на каждую неделю. Данный план работы строится в соответствии с программными задачами.

5. Календарный план, в котором планируются все фронтальные занятия, задания, упражнения.

6. Индивидуальные тетради детей

    Для каждого ребенка заводится тетрадь, где логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.

7. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя

    В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

8. Отчет о проделанной работе

    В конце года логопед пишет отчет об эффективности проведенной работы и сдает его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1). Дата комплектования группы.

2). Количество детей поступивших в группу (распределение их по диагнозам).

3). Количество выпущенных детей, из них:

    а) с хорошей речью;

    б) со значительным улучшением;

    в) без значительного улучшения.

4). Рекомендовано направить:

    а) в массовую школу;

    б) в речевую школу;

    в) во вспомогательную школу:

    г) в массовый детсад.

5). Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.

6). Количество детей, выбывших в течение года.

7). Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.

В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

9. Паспорт логопедического кабинета - представляет небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

10. Конспекты или подробные планы занятий

    К каждому занятию логопед тщательно готовится, продумывает интересное, в игровой форме занятие на основе перспективного и календарного планов и составляет конспект занятия, в котором указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия, видов работы.

11. График работы (циклограмма)

Логопед составляет расписание всех занятий, расписание консультаций для родителей. График работы составляется в двух экземплярах и заверяется заведующим детским садом.

В своей работе учитель-логопед руководствуется:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Логопед должен знать свои должностные обязанности.

 

Содержание программы обучения

В группе для детей с ОНР программа строится в соответствии с концентрическим принципом. Который предполагает от года к году расширение и углубление программы в рамках одних и тех же тем. В коррекционной группе на неделю определяется лексическая тема, в рамках которой дети реализуют программные задачи по развитию всех компонентов речи. Темы подобраны и планируются по принципу от простого к сложному, а также с учетом природных изменений, возраста детей. Очень важна при планировании всей работы логопеда тесная взаимосвязь с воспитателем. Так как воспитатель тоже в течение недели работает по определенной лексической теме. Прилагается следующая последовательность изучения лексических тем: ( приложение).

В зависимости от уровня речевого развития , периода обучения в программе определены следующие задачи: (приложение)

 

Эффективность работы логопеда будет зависеть от организации совместной работы с воспитателями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, родителями.

 

Воспитатель в данной группе реализует общеобразовательную программу. Проводит занятия: ознакомление с окружающим миром и обогазщение словаря (развитие речи), ознакомление с художественной литературой, формирвоание жлементарных математических навыков, конструирование или лепка, рисование или аппликация, а также реализует и коррекционные задачи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий. Он всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда с детьми, записывает его ход и ошибки детей.

        В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм. При необходимости воспитатель исправляет речь ребенка. При этом речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, внятной, хорошо интонированной, выразительной.

      Каждый день воспитатель проводит занятия по программе, а также занятия по заданию логопеда. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: логопедические пятиминутки (планируются 2-3 раза в неделю и содержат материал по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков), подвижные игры и пальчиковая гимнастика – служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений. Во второй половине дня, после дневного сна, воспитатель занимается с отдельными детьми (от 3 до 7 детей) по заданию логопеда. В тетради для вечерних занятий записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемые ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям и объяснены воспитателям.

  В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения:

- по отработке артикуляционных упражнений;

- по автоматизации поставленных звуков;

- на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;

- для развития фонематического слуха;

- по формированию лексико-грамматической стороны речи.

        В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании одежды.

        Воспитатель должен создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

        Музыкальный руководитель занимается разучиванием песен, музыкальных распевов, логоритмических упражнений по общей лексической теме, в задачи которых входит не только развитие ритма, темпа, слухового внимания, дикции, но и развитие, обогащение словаря музыкальными терминами по теме. Музыкальные занятия в группе с общим недоразвитием речи проводятся два раза в неделю по полчаса.

    Инструктор по физическому воспитанию включает в свои занятия игры и упражнения, связанные с изучением темы, намеченной учителем-логопедом. Например, при изучении темы «Дикие животные» инструктор по физическому воспитанию может планировать такие игры как: «В гостях у лесных жителей», «Медведи и пчелы».

    Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с детьми оказывают существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности воспитанников.

    Также логопед взаимодействует с рядом других специалистов: ортодонтом, невропатологом, оториноларингологом, офтальмологом, логопедом детской поликлиники. В случае выявления каких-либо нарушений у ребенка логопед отправляет его на консультацию к специалисту, на лечение. Многие дети имеют хронические заболевания и находятся на постоянном учете специалиста, поэтому связь логопеда с ним должна быть обязательна.

    Следовательно, только от совместной работы, от преемственности всех специалистов зависит успех и эффективность коррекционной работы.

    В течение года логопед занимается оформлением своего кабинета, изготавливает и приобретает новые пособия.

  Г.Р.Шашкина в учебном пособии «Логопедическая работа с дошкольниками» (31) составила список оборудования логопедического кабинета в группе с общим недоразвитием речи.

В кабинете логопеда должно быть:

1. большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);

2. маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;

3. детские столы (не менее четырех) и стулья (6—10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам;

4. большой рабочий стол для логопеда;

5. шкафы для пособий и литературы;

6. навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая — приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок);

7. магнитофон для записи речи детей;

8. набор диагностического материала (альбом для обследования речи, Г.Р. Шашкина рекомендует: Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994; Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., 1998; материал для обследования психических функций – Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2003, Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2007; набор сюжетных, предметных, разрезных картинок, пирамидки, «почтовый ящик», кубики);

9. фланелеграф, наборное полотно;

10. предметные картинки по изучаемым лексическим темам;

11. сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;

12.карточки с заданиями по лексическим темам;

13. картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, стихотворения, загадки, чистоговорки, тексты);

14. набор пособий, игрушек по развитию фонематического восприятия (музыкальные инструменты, шумовые коробочки);

15. дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, «мыльные пузыри», перышки);

16. разрезная азбука;

17. кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов;

18. картотека словесных игр;

19. настольные игры, игрушки, конструкторы, кубики;

20. наборы игрушек, кукол, масок для инсценировки сказок;

21. методическая и учебная литература.

    Также кабинет логопеда необходимо оборудовать компьютером. Так как это позволит использовать современные компьютерные программы коррекции речи детей, тем самым, сделав работу учителя-логопеда более эффективной.

    Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...