Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подэтап 2. Работа с понятийно-категориальным аппаратом.




Следует помнить, что освоение любой темы или проблемы научного исследования, дисциплины начинается с усвоения ее понятийно-категориального аппарата. Аналитическое категориальное мышление – основа профессионального роста, овладения специальностью, так как именно оно способно справляться с профессиональными задачами и с проблемами социального характера. Общеизвестно, что освоение категорий и понятий способствуют развитию абстрактного и ассоциативного творческого мышления.

Дадим определение двум важным понятиям: «понятие», «категория».

ПОНЯТИЕ - форма мышления (форма научного знания), отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей предмета или явления.

Наше мышление понятийно. Человеку свойственно через понятие обобщать свойства предмета или явления, обозначать им объемное содержание. В одном понятии отражается множество признаков, например, я вижу перед собой стол, который мне надо описать, в результате - одно понятие «стол» вместило в себя следующие признаки: деревянный, светло-коричневый, письменный, состоит из четырех досок и т.д. Это пример простого понятия. Его объем небольшой (в логике есть такое выражение «объем понятия»), так как включает не так уж много свойств. Но есть более объемные понятия. Вспомните, например, понятия из философии – «бытие», «сознание», «универсум», «социум» и т.д. Для таких понятий есть другое определение – «категория», то есть это понятия с большим объемом свойств, признаков, отношений. Дадим определение «категории».

КАТЕГОРИЯ – наиболее общие понятия. 1) Крайний предел обобщения понятий; научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т. д.); 2) классификация вещей по их природе; группа, разряд явлений, предметов или лиц, объединенных по какому-либо признаку.

В ходе работы с литературой Вы должны выявить наиболее важные понятия и категории в рамках Вашей темы, причем не только их усвоить, но и уметь свободно оперировать ими. В первую очередь, это понятия, отраженные в объекте и предмете Вашего исследования. Чтобы успешно оперировать понятиями, необходимо уяснить их содержание. Важно понимать, что если Вы не владеете специальными понятиями и терминами, то не сможете «включиться» в изучаемый материал. Содержание понятия не обнаруживается непосредственно в выражающем его слове, его нужно определить. Определить понятие – значит раскрыть его существенные признаки, составляющие его содержание. Поэтому следует уделить большое внимание определениям, данным в специальных научных публикациях, проработать их с помощью справочной литературы.

Важнейшие требования к любой научной работе – это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Следует заметить, что в курсовой работе в первой главе Вы обязательно должны отразить знание понятий, приводить их толкование.

Алгоритм работы с понятиями: этапы.

1. Работа с общими словарями. На данном этапе речь идет о работе с общеупотребительными понятиями. К общим словарям относятся: энциклопедические словари и энциклопедии, толковые словари русского языка В. И. Даля, С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова, Этимологический словарь русского языка, Словарь иностранных слов. Эти источники дают однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. При этом, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснения значений слов, что позволяет лучше ориентироваться при использовании того или иного термина. Поэтому рекомендуется прочитать толкование термина в нескольких словарях.

Помните, что разбор понятия начинается всегда с его этимологии (первоначального значения). Если Вы работаете с термином иностранного происхождения, то используете словарь иностранных слов и смотрите и перевод и толкование, если же они из русского языка, то открываете этимологический словарь. Этимологическое содержание понятия очень помогает понять тот или иной термин.

Кстати, при написании текста полезен бывает Словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучительно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не повторять его много раз подряд в процессе написания текста в одном предложении, в одном абзаце и т.п.

2. Работа с философскими словарями. Следующий этап – отработка сугубо философских, гносеологических и методологических понятий – работа с соответствующими словарями. В философских словарях и словарях логики любому исследователю полезно познакомиться с содержанием таких понятий (категорий), как: абстрагирование, абстракция, аксиома (аксиоматический метод), алгоритм, аналогия, взаимосвязь, гипотеза, гносеология, дедукция, закон, знак, знание, значение, идея, индукция, информация, исследование, категория, качество, класс (например, класс явлений), количество, классификация, компонент, контекст, концепция, логика, мера, модель, наблюдение, непосредственное знание, непротиворечивость, норма, объект, обобщение понятия, объем понятия, определение понятия, особенное, опыт, основание, отношение, оценка, параметр, понятие, постулат, правила определения понятия, синтез, признак, практика, предмет, принцип, проблема, противоречие, процедура, семантика, система, свойство, содержание понятия, сравнение, структура, сущность, сходство, теория, термин, тип, условие, факт, форма, эксперимент и др.

3. Работа со специальными терминами, отраженными в узконаучных словарях.Речь идет об узконаучных терминах, имеющих существенное значение для конкретного исследования. Анализ их толкования приводится в научной литературе - монографиях, статьях и т.д. В первую очередь изучаются фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции берутся в основу исследования (см. выше). А если к определению понятия в науке существует несколько подходов, Вы должны продемонстрировать свое знание этих подходов, а затем выбрать из них (обязательно обосновать) наиболее подходящее для Вас определение, то есть оно концептуально должно соответствовать Вашему пониманию проблемы, заявленной в исследовании. Итак, в курсовой работе Вы должны обосновать, почему Вы берете трактовку именно этого автора из всех имеющихся.

В работе с понятийным аппаратом необходимо напомнить еще раз одно обстоятельство, имеющее важное значение. Отбор и систематизация понятийного аппарата, используемого в каждом конкретном исследовании, определяется его объектом, предметом, поставленными целями и задачами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...