Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап. Концептуальный: определение и формулирование концепции исследования.




Любое исследование начинается с замысла, т.е. с идеи, основного смысла, с того, что мы называем концепцией. Разберем понятие «концепция». В словаре встречаем вполне понятное определение.

Концепция [лат. conceptio – понимание, система] - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

На примере хорошо можно объяснить это понятие следующим образом. На тот или иной вопрос может существовать несколько ответов. Так, на вопрос о происхождении бытия и жизни есть два наиболее известных ответа: один – все произошло путем божественного Творения, другой – все произошло естественным путем, без вмешательства каких-либо потусторонних сил, путем естественной эволюции. Нетрудно догадаться, что первый ответ лежит в плоскости религиозного сознания, второй – научного познания. Эти ответы являются концептуальными. То есть, говоря более строгим языком, перед нами религиозная и научная концепции. Каждая религия по-своему может описывать сам процесс Творения, то, как Творец сотворил небо и землю, вселенную и человека. Здесь уже начинаются разночтения, но все они сходятся на одном – никто не сомневается в том, что все сотворено Богом. Это и есть объединяющее концептуальное положение (посылка) для всех религиозных учений. Точно также и в науке – есть разные научные гипотезы относительно происхождения мира, но все концептуально будут уверены в его естественном происхождении. Концепция – это своеобразный идейный стержень, на который нанизываются те или иные идеи, вот почему в определении есть такое ее толкование - как конструктивный принцип деятельности, т.е. концепция конструирует нашу дальнейшую работу, она - системообразующий принцип (см. в переводе с латинского «система»).

Понятие «концепция» сегодня очень широко распространено. Без него нет искусства (замысел художественного произведения, например, концепция спектакля), понимания развития той или иной сферы государственного регулирования (концепция развития образования, культуры, здравоохранения и т.д.). Сегодня можно встретить такие словосочетания, как «концепция развития университета», «концепция развития фирмы» и т.п. Это то, ради чего все начинается и что планируется развивать.

Нельзя путать концепцию и программу. А это случается. Концепция – это то, чего мы хотим достичь в итоге (цель, основные направления), т.е. это своеобразная стратегия, а программа – это то, как мы будем этого достигать, т.е. тактика, программа конкретных действий. Даже визуально в на примере документов можно увидеть, что концепция всегда небольшая по объему (в отличие от программы).

Итак, научное исследование начинается с концептуального замысла. Вы должны понять, что Вы хотите изучать. При первой встрече с научным руководителем, как правило, все с этого и начинается. Он обязательно спросит Вас о том, что Вам интересно, о чем бы Вы хотели писать. Если Вам трудно определиться с замыслом, то научный руководитель может предложить уже разработанную тематику курсовых работ. Кстати, часто так бывает, что готовые темы сразу выдаются кафедрой и вообще не обсуждаются. Необходимо сразу акцентировать внимание на том, что когда у студента есть интерес к теме, работа выполняется намного успешнее. Как и в любом деле, личный интерес – мощный стимул и мотивация к выполнению работы.

 

Этап. Выявление и постановка (формулирование) проблемы.

Сформировав замысел предстоящей работы, исследователь приступает к выявлению научной проблемы. Выдвижение, обоснование проблемы, поиски ее решения играют ведущую роль в  научном познании. Есть мнение, что правильно сформулировать проблему — это значит наполовину решить ее.

Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном научном знании. «Объектом проблемы является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности. Если мы знаем, что нам неизвестно что-то об объекте, например, какие-либо его проявления или способы связи между его какими-то компонентами, то мы уже имеем определенное проблемное знание.

Проблема возникает в результате фиксации учеными реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит прогресс научного познания и практики: обобщенно говоря, проблема есть отражение противоречия между знанием и «знанием незнания» (по А. М. Новикову). Также под проблемой можно понимать ситуацию, когда старое знание обнаруживает некоторую несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы, вот почему мы опять же говорим о противоречии.

То есть проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Чтобы поставить проблему – надо выйти на эту границу.

Как выявить проблему? Это один из самых сложных вопросов для исследователя, тем более начинающего. Тем не менее, это возможно.

Прежде всего, чтобы выявить проблему, надо ознакомиться с состоянием научного знания по уже сформулированной Вами ранее концепции работы. Серьезное знакомство с литературой нас еще ждет впереди, но сейчас важно понять, существует ли проблема, чтобы не оказаться в ситуации «изобретения велосипеда». Для этого достаточно пока ознакомиться с информационным потоком (опубликованной литературой) на основе ознакомления с библиотечными и электронными ресурсами (как это делать, см. 1 этап 3 стадии), чтобы увидеть интерес научной общественности к теме и по названиям работ понять, насколько выбранный Вами ракурс хорошо освещен в науке.

В каких формулировках может быть представлена проблема?

Самые распространенные из известных – две. Рассмотрим их подробнее.

Формулирование проблемы в виде противоречия.

В общественных (гуманитарных) науках противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, несоответствие между желательным (например, с нормативной точки зрения, с точки зрения теории) и действительным (имеющимся на практике). Важно обратить внимание на то, что противоположности находятся внутри единого объекта. Кстати, может быть выявлен целый ряд противоречий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...