Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Недостаточное развитие малого бизнеса




 

Малое и среднее предпринимательство в России (далее – МСП) - это в первую очередь микро и малый бизнес (97,5% от общего числа субъектов МСП). В секторе МСП занято около 25% от общей численности занятого населения России. По данным ФНС России по состоянию на 10.01.2018 малый и средний бизнес в России – это 6 млн хозяйствующих субъектов, в том время как на 10.01.2017 количество субъектов МСП составляло 5,8 млн[4].

Несмотря на наблюдаемый незначительный рост общего количества субъектов МСП на протяжении последних лет, статистические данные отражают одновременно значительное количество субъектов МСП, ежегодно прекращающих свою деятельность[5].

При этом доля вклада малого предпринимательства в ВВП России уже несколько лет стабильно составляет около 20%, а доля в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых в стране, составляет 25%.

Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России c другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП во многих зарубежных странах составляет более 50%[6].

Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (далее – Стратегия развития МСП), ориентиром данного документа является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40%).

Вместе с тем совокупный анализ статистических данных о показателях развития субъектов МСП в России за 2014-2016 гг. (оборот, объем инвестиций в основной капитал, удельный вес внеоборотных и оборотных активов, уровень обеспеченности основными средствами и др.) свидетельствует о том, что несмотря на увеличение экономического потенциала малых и средних предприятий (при увеличении инвестиций в субъекты МСП и показателей удельного веса их внеоборотных и оборотных активов), происходит снижение экономической эффективности таких предприятий. Кроме того, субъекты МСП теряют возможность содержания и увеличения штата сотрудников, что приводит к тому, что малые и средние предприятия сокращают штат сотрудников и делятся на более мелкие. Уменьшение официальных статистических данных о количестве занятых у субъектов МСП одновременно может свидетельствовать о переходе сотрудников в режим так называемой «неформальной» занятости, переходе в теневой сектор экономики.

В Стратегии развития МСП следует выделить ряд факторов, которые будут определять потенциал развития сектора МСП: макроэкономические условия (связанные с развитием или преодолением кризисных явлений в экономике) и институциональные условия развития МСП (связанные со снятием административных барьеров развития МСП и преодоление тенденций монополизации в ряде секторов экономики; оптимизацией мер поддержки МСП; реализацией мер поддержки МСП в областях с естественными ограничениями развития предпринимательства; формированием системы поддержки фирм, действующих в сфере продвижения инновационной продукции; применением эффективной системы финансового (налогового) стимулирования МСП; продвижением продукции МСП в отдельных отраслях, имеющих экспортных потенциал, развитие электронной торговли; постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов МСП).

Вместе с тем для достижения целей Стратегии развития МСП недостаточно принятия только нормативных правовых актов федерального уровня. Необходимо предпринять конкретные меры, направленные на снижение (исключение) случаев нарушения прав предпринимателей со стороны органов власти на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые зачастую приобретают массовый характер.

Так, например, по результатам проведенного «ОПОРА РОССИИ» мониторинга применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 220-ФЗ), предпринимателями сделан вывод о том, что в регионах сложилась ситуация, противоречащая принципам развития конкуренции и поддержки бизнеса.

Основной проблемой, с которой столкнулось предпринимательское сообщество, применяя 220-ФЗ, выступили нарушения прав проведения открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[7]. Только в Московской области по решению ФАС России проведение одного конкурса приостанавливалось пять раз: срок приема заявок на участие в конкурсе составлял менее 30 дней; несвоевременное размещение извещений о проведении конкурса, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколов оценок и сопоставления заявок на участие в конкурсе и др. В совокупности подобные нарушения лишают предпринимателей возможности участвовать в конкурсных процедурах на равных условиях и лишает возможности защиты своих прав в случае неправомерного недопуска к участию в торгах и нарушения порядка определения победителей торгов.

В Волгоградской области зафиксирована незаконная выдача свидетельств об осуществлении перевозок без проведения конкурса, а в Ростовской области прошел ряд судебных разбирательств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок под видом заказных (дело № А53-95/2015).

Не менее важной проблемой предпринимателей, как отмечает «ОПОРА РОССИИ», выступил факт включения в лоты сразу нескольких маршрутов. Большие лоты привели к ситуации, когда отдельные маршруты обслуживаются не силами компании, которая получает право работать на них по результатам конкурса, а отдаются ей на субподряд более мелким автотранспортным предприятиям или индивидуальным предпринимателям, кто не смог участвовать в конкурсе и претендовать на большие лоты. Такая ситуация характерна для Московской области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...