Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Как комплектовать классы, группы для детей с ОВЗ
Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, имеют право получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах (ч. 4 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
В школе при наличии достаточного числа детей одной категории с заключениями ПМПК и при согласии родителей могут создаваться отдельные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы начального, основного или среднего общего образования. Если количества детей с ОВЗ одной категории (например, глухих) недостаточно для открытия класса или так решили родители, ребенок с ОВЗ (в т. ч. с инвалидностью) может обучаться в обычном классе совместно с нормально развивающимися одноклассниками по адаптированной образовательной программе.
В детских садах для детей с ОВЗ организуют группы компенсирующей и комбинированной направленности (при достаточном числе детей одной категории с заключениями ПМПК и при согласии родителей).
В группе компенсирующей направленности обучают детей с ОВЗ одной категории. Такие группы формируют с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В группах комбинированной направленности реализуют инклюзивное образование – совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых детей (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).
Численность обучающихся с ОВЗ в группе, классе не превышает 15 человек.
Количество детей в группах компенсирующей направленностирекомендовано в пункте 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26:
Вид ОВЗ
| Количество детей в группах компенсирующей направленности
| до трех лет
| старше трех лет
| Дети с тяжелыми нарушениями речи
| 6
| 10
| Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи
| –
| 12
| Глухие дети
| 6
| 6
| Слабослышащие дети
| 6
| 8
| Слепые дети
| 6
| 6
| Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием
| 6
| 10
| Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| 6
| 8
| Дети с задержкой психического развития
| 6
| 10
| Дети с умственной отсталостью легкой степени
| 6
| 10
| Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой
| –
| 8
| Дети с аутизмом
| –
| 5
| Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
| 5
| 5
| Дети с иными ОВЗ
| 10
| 15
| Количество детей в группах комбинированной направленности (п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26):
Общее количество детей в группах комбинированной направленности
| Количество детей с ОВЗ в группе
| до трех лет
| старше трех лет
|
| 10
| –
| не более 3 детей с ОВЗ
| –
| 10
| не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом
| –
| 15
| не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени
| –
| 17
| не более 5 детей с задержкой психического развития
| В школах классы и группы для детей с ОВЗ комплектуют в зависимости от категории учащихся и вариантов программы согласно СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.
Вид ОВЗ
| Вариант программы предполагает
| Образование соответствует образованию сверстников, получается в их среде и в те же сроки обучения
| Образование получается в пролонгированные сроки обучения
| Образование не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, получается в пролонгированные сроки
| Образование не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, получается в пролонгированные сроки и по специальной индивидуальной программе развития
| Максимальное количество обучающихся в классе (группе)
| Глухие обучающиеся
| Не более 2 глухих детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом – не более 20 детей, при 2 глухих – не более 15 детей
| 6
| 5
| 5
| Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
| Не более 2 слабослышащих или позднооглохших детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 детей, при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 детей
| I отделение: 8
II отделение: 6
| 5
| –
| Слепые обучающиеся
| Не более 2 слепых детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 детей, при 2 слепых – не более 15 детей
| 9
| 7
| 5
| Слабовидящие обучающиеся
| Не более 2 слабовидящих детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем – не более 25 детей, при 2 слабовидящих – не более 20 детей
| 12
| 9
| –
| Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
| Не более 5 детей с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 детей
| 12
| –
| –
| Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
| Не более 2 детей с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 ребенке с НОДА – не более 20 детей, при 2 – не более 15 детей
| 5
| 5
| 5
| Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
| Не более 4 детей с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 детей
| 12
| –
| –
| Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
| Не более 2 детей с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 ребенке с РАС – не более 20 детей, при 2 детях с РАС – не более 15 обучающихся
| Не более 2 детей с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 детей
| Не более 1 ребенка с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 детей
| Не более 1 ребенка с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 детей (не более 2 детей с РАС в классе с учащимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта))
| Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
| –
| –
| 12
| 5
| Внимание: готовятся поправки к СанПиН 2.4.2.3286-15 в части возможности обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях.
«Как комплектовать классы, группы для детей с ОВЗ». Е.Н. Кутепова © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/22022/dfasgym8qz/?of=copy-9f2fc3d9ff
|