Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восстановление Белорусской ССР. Рижский мирный договор 1921 г.




Летом 1920 г. началось освобождение территории Беларуси от белопольской оккупации. 12 июля 1920 г. в Москве был подписан мирный договор между РСФСР и Литовским государством. Рассчитывая на победу Советской власти в Литве и ее конфронтацию с Польшей, правительство РСФСР включило в состав Литвы земли с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленский край с г. Вильно. Таким образом, Литбел юридически прекращала свое существование. Однако этот договор для Беларуси не имел юридической силы, т.к. он противоречил нормам международного права. Рада БНР постоянно обращала внимание на то, что правительство РСФСР  вообще не считалось с мнением белорусов. После освобождения от оккупации Минской губернии высшим органом власти на территории Беларуси стал минский губернский Военно-революционный комитет. По настоянию коммунистов-белорусов (А.Г. Червякова, Д.Ф. Жилуновича, Д.С. Чернушевича и др.) принимается решение выступить с декларацией о восстановлении Белорусской ССР. 31 июля 1920 г. в Минске на совместном заседании Минского губернского ВРК, ЦК КП Литвы и Беларуси, представителей Белорусской коммунистической организации, Бунда, Центрального бюро профессиональных союзов города Минска и Минской губернии принимается Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии. В ней говорилось о восстановлении положений, провозглашенных 1 января 1919 г. Манифестом Временного рабоче-крестьянского правительства, об отмене постановлений оккупационых властей, а также о том, что БССР «строится на принципах беспощадной диктатуры пролетариата и использования всего опыта Советской России». Декларация объявляла вне закона Раду БНР и до созыва съезда Советов передавала власть Военно-революционному комитету Беларуси. В отношении территории республики в Декларации говорилось, что западная граница ССРБ определяется «по этнографической границе между Белоруссией и примыкающими к ней буржуазными государствами», а граница с РСФСР и Украиной '»определяется свободным выражением воли белорусского народа на уездных и губернских съездах Советов в полном соответствии с правительством РСФСР и УССР». Несмотря на реальную возможность восстановить БССР в тех границах, что были определены I съездом КП(б)Б, республика была повторно провозглашена в пределах фактически одной Минской губернии. Важным в Декларации было провозглашение в БССР равноправия четырех государственных языков  - белорусского, русского, польского и еврейского.

Освободив в конце июля территорию Беларуси, Красная Армия продолжила наступление и в августе уже была под Варшавой, однако 16 августа 1920 г. польские войска перешли в наступление и снова оккупировали значительную часть белорусской территории. РСФСР вынуждена была пойти на мирные переговоры. 12 октября 1920 г. в Риге были подписаны предварительные условия мирного договора между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой, а 18 марта 1921 г. Рижский мирный договор закрепил раздел Беларуси между РСФСР и Польшей. 108 тыс.кв.км белорусской территории с населением свыше 4 млн человек осталось в составе Польши. Витебская, Могилевская губернии и западные уезды Смоленской губернии были включены в состав РСФСР. Территорию восстановленной БССР составили только шесть уездов Минской губернии с населением около 1,6 млн. человек. Рада БНР выступила с меморандумом протеста против раздела Беларуси на две части и поставила вопрос о своем участии в переговорах с Польшей, однако решение было принято без участия белорусских представителей. Ценой потери значительной части территории Беларуси и других территорий большевики получили возможность удержаться у власти.

Заключительным этапом становления белорусской советской государственности стал II съезд Советов БССР. О важности решений этого съезда, состоявшегося после окончания гражданской войны с 13 по 17 декабря 1920 г., говорит перечень обсуждаемых на нем вопросов: 1) о текущем моменте; 2) об участии БССР в мирных переговорах с Польшей; 3) отчет ВРК БССР; 4) о социалистическом землеустройстве; 5) о продовольственной политике; 6) О работе кооперативных организаций; 7) о социальном обеспечении; 8) о народном просвещении; 9) о восстановлении промышленности; 10) об организации Советской власти в Беларуси и принятии дополнений к Конституции БССР 1919 г.; 11) выборы ЦИК БССР и делегатов на УІІІ Всероссийский съезд Советов. Такая повестка дня была вызвана тяжелейшим  экономическим положением Беларуси, вызванным первой мировой войной, оккупацией территории, гражданской войной, а также распадом Литовско-Белорусской ССР.

Съезд Советов определил основные направления восстановления и развития народного хозяйства республики и законодательно закрепил восстановление БССР, приняв Дополнения к Конституции Белорусской ССР 1919 г. Основное содержание Дополнений сводилась к созданию Совета Народных Комиссаров - высшего органа государственного управления, который был подотчетен съезду Советов БССР и ЦИКу. Отдельными отраслями народного хозяйства руководили создаваемые народные комиссариаты (иностранных дел, военных дел, внутренних дел, просвещения, продовольствия, труда, здравоохранения, земледелия, народной связи, социального обеспечения, финансов, юстиции). На правах наркоматов были также Рабоче-крестьянская инспекция, Совет народного хозяйства и Чрезвычайная комиссия. Наркоматы возглавляли народные комиссары, которые входили в состав СНК БССР. Однако, некоторые вопросы, которые не были решены Конституцией БССР 1919 г., по-прежнему не регламентировались (о порядке образования и системе местных органов власти, об избирательном праве и др.). По этим вопросам имелась оговорка: «в отношении уездных съездов, их исполкомов и отделов, а также по всем остальным вопросам советского строительства в ССРБ съезд постановляет руководствоваться Конституцией и постановлениями УП Всероссийского съезда Советов». В Дополнениях даже не уточнялось, какой именно конституцией следует руководствоваться, т.к. само собой разумелось, что Конституцией РСФСР 1918 г. и российскими законодательными актами.

Глава 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО БЕЛОРУССКОЙ ССР

В 1920-1930 ГОДЫ

 §1.Взаимоотношения БССР с РСФСР. Образование СССР.

После окончания гражданской войны и провозглашения Декларации о независимости БССР от 31 июля 1920 г. Республика, находившаяся в состоянии тяжелейшей хозяйственной разрухи, приступила к мирному строительству. В центре внимания высших органов власти и управления БССР прежде всего были вопросы восстановления разрушенного войной хозяйства. Тяжелое экономическое положение (почти полное уничтожение предприятий, разрушение городов и деревень, сокращение более чем наполовину посевных площадей, безработица и др.) усугублялось недовольством крестьян продразверсткой.

Однако переход к НЭПу и замена продразверстки продналогом в 1921 способствовали более активному восстановлению народного хозяйства республики. В этот период активизируется деятельность высших органов власти и управления БССР: Всебелорусского съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета и его Президиума, а также Совета Народных Комиссаров. Образованный на первой сессии ЦИКа БССР 18 декабря 1920 г. СНК, возглавляемый председателем ЦИК и СНК А.Г. Червяковым, принимает меры по восстановлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к НЭПу, уделяет внимание народному образованию, здравоохранению, подготовке необходимых кадров, стабилизации обстановки в республике, укреплению советской власти и др.

Руководство БССР уделяет также внимание вопросам, связанным с суверенитетом и территориальной целостностью республики. Находясь в положении «младшего брата» по отношению к РСФСР, о чем было заявлено на I съезде Советов БССР, республика начинает всё более проявлять себя как самостоятельное государство. Первый шаг в этом отношении был сделан на II съезде Советов БССР, когда было принято решение о подтверждении мандата, выданного ВРК правительству РСФСР на ведение от имени БССР мирных переговоров с Польшей. Новый уровень взаимоотношений Белорусской ССР с РСФСР закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г., ратифицированный ВЦИК РСФСР и ЦИКом ССРБ в июле 1921 г. В нем признавались «независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон», при этом подчеркивалось, что «из самого факта прежней принадлежности территории ССРБ к бывшей Российской империи для ССРБ не вытекает никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было» (История Советской Конституции / Под ред. С.С.Студеникина. М., 1957. С.265-266). В договоре говорилось, что с целью военного и хозяйственного союза объединяются следующие наркоматы: 1) военных и морских дел; 2) Высшего Совета народного хозяйства; 3) внешней торговли; 4) финансов; 5) труда; 6) путей сообщения; 7) почт и телеграфа. Объединенные наркоматы входят в состав правительства РСФСР, руководство ими осуществляет Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а в СНК БССР они имеют своих уполномоченных. Договор свидетельствовал о некотором расширении прав БССР, т.к. наметилась тенденция законодательной регламентации взаимоотношений обеих республик. Кроме того, соответственно договору, только по вопросам, связанным с деятельностью объединенных наркоматов, преобладали полномочия РСФСР. Другие же вопросы Беларусь имела право решать самостоятельно. О расширении полномочий республики свидетельствует также декрет ЦИК БССР от 21 января 1922 г., в котором говорилось, что все декреты и постановления российских центральных учреждений «обязательны для Белоруссии только в том случае, если они в установленном порядке подтверждены с опубликованием о том в «Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства ССР Белоруссии» или, в соответствующих случаях, сообщены подлежащей Центральной властью ССРБ для исполнения непосредственно на месте» (Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах. Мн.:Акадэмія МУС, 2003. С.230).

Проблема взаимоотношений советских республик систематически обсуждалась на партийных и советских съездах. В августе 1922 г. ЦК РПБ(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейшем взаимоотношении республик, в которую вошли представители всех республик. Подготовленный руководителем Народного комиссариата по делам национальностей И.Сталиным так называемый проект «автономизации» был подвергнут резкой критике, особенно со стороны В.Ленина. В связи с этим был подготовлен новый проект об образования СССР, в котором говорилось, что республики должны были войти в новый союз на основе принципов свободного волеизъявления и равенства. 14 декабря 1922 г. ІV съезд Советов БССР принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических связей. Для подписания необходимых документов съезд избрал делегацию. 30 декабря 1922 г. первый общесоюзный съезд Советов утвердил в основном проекты двух документов - Договора и Декларации об образовании СССР, которые в связи с их чрезвычайной важностью передавались республикам на дополнительное рассмотрение. V Всебелорусский съезд Советов одобрил проект общесоюзной Конституции. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена первая Конституция СССР.

21 марта 1921 г. постановлением ЦИК БССР было принято положение о представительстве ССРБ при правительстве РСФСР, которое образовывалось с целью координации деятельности и обобщения практической работы органов и учреждений обеих республик. Полномочное представительство БССР явилось новым типом советского учреждения, выполнявшим функции дипломатической миссии. Одним из направлений деятельности этого учреждения являлась работа среди белорусского населения Витебской и Гомельской губерний, отошедших к РСФСР, а также оказание помощи в возвращении беженцев.

 После восстановления БССР в 1920 г. ее территория состояла только из шести уездов Минской губернии (Бобруйского, Борисовского, Игуменского (с 1923 г. Червенского), Мозырского, Минского и Слуцкого площадью 52, 3 тыс.км2 и населением в 1544 тыс. чел.), т.к. в процессе создания Литовско-Белорусской ССР в 1919 г. к РСФСР отошли Витебская, Могилевская и западные уезды Смоленской губернии, а территория Западной Беларуси на основе Рижского мирного договора от I8 марта 1921 г. отошла к Польше. В связи с этим руководство БССР неоднократно поднимало вопрос о неполноте территориального устройства республики. Летом 1921 г. в центральных органах РСФСР был поднят вопрос о создании единого экономического района с центром в Смоленске, в состав которого должны были войти Витебская, Гомельская, Смоленская, Брянская губернии и БССР. Однако руководство БССР предложило свой проект создания единого экономического района путем расширения территории республики и включении в ее состав исконно белорусских земель. Проект был представлен в Совет труда и обороны и Госплан РСФСР. Несмотря на то, что он был поддержан Председателем Президиума Госплана РСФСР Г.М.Кржижановским, его практическое осуществление началось только после продолжительной настоятельной просьбы БССР.

В декабре 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил состав специальной комиссии, которая рассматривала конкретные материалы по каждому уезду. При рассмотрении этого вопроса было решено руководствоваться принципом преобладания белорусского населения в том или ином уезде, однако это решение не было соблюдено. В результате первого укрупнения территории БССР, утвержденного Президиумом ВЦИК РСФСР в феврале 1924 г., в состав республики были возвращены из Витебской губернии - Витебский, Полоцкий, Сенненский, Суражский, Городокский, Дриссенский, Лепельский и Оршанский уезды, а в РСФСР остались Себежский, Невельский и Велижский уезды (в апреле 1919 г. Могилевская губерния была преобразована в Гомельскую); из Гомельской губернии - Климовичский, Рогачевский, Быховский, Могилевский, Чериковский, Чаусский уезды, а в РСФСР остались  Гомельский и Речицкий уезды; из Смоленской губернии - 18 волостей Горецкого и Мстиславского уездов. Территория БССР увеличилась более чем в 2 раза (110,5 тыс. км2), а численность населения возросла до 4,2 млн. человек. Витебская губерния была ликвидирована. 17 июля 1924 г. ЦИК БССР упразднил прежнее административно-территориальное деление и ввел новое: округа, районы, сельсоветы. Было создано 10 округов (Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий), в которые входили 100 районов и 1202  сельсовета. В декабре 1926 г. состоялось второе укрупнение территории БССР, в результате которого в состав республики были возвращены Речицкий и Гомельский уезды, переименованные впоследствии в округа. Гомельская губерния была ликвидирована. К 1927 г. территория БССР составила 125,8 тыс. км2 с населением 5 млн. человек. 9 июня 1927 г. были ликвидированы Борисовский, Калининский, Речицкий и Слуцкий округа, а 26 июля 1930 г. — последние шесть округов. Количество районов в БССР также изменилось. 15 января 1938 г. в Белорусской ССР было введено областное деление: Витебская область включала 20 районов. Гомельская - 14, Могилевская - 21, Минская -20, Полесская - 15.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...