Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы общественного сознания
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской. Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия. Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи. Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях. 41. Категории связь и развитие. Философские принципы всеобщей связи и развития. Категория диалектики –наиболее общие понятия,которыми оперирует философия дляраскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектикиотносятся: – сущность и явление; – форма и содержание; – причина и следствие; – единичное, особенное, всеобщее; – возможность и действительность; – необходимость и случайность. Основными принципами диалектики являются: – принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. – принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. – принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. – принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: а) вечность, неуничтожимость истории и мира; б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Философские категории, раскрывающие организацию бытия. Имеет ряд своих основных категорий, понятий: 1) понятие бытия – (Парменид) существование. Бытие фиксирует все, что существует. Одни считают, что бытие – все, что есть, было и будет. Другие считают, что бытие – только то, что есть. 2) понятие небытия – отсутствие, нереальность. Бытие и небытие связаны между собой. Небытие – безусловно творческое начало: всегда забирает бытие и рождает его. Лао Цзы: «Небытие – мать всех вещей». 3) Субстанция (понятие появилось в средние века). Особенно активно этим понятием Р.Декарт. Субстанция – подлежащее, незыблемая основа всего. 4) Материя – очень близко сходится с понятием субстанция. С точки зрения того, что понимается под субстанцией (дух. или матерю) философов делят на идеалистов и материалистов. Философские категории, раскрывающие детерминизм бытия. Детерминизм -философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленностиявлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм». Основой принципа детерминизма является учение о причинности,то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно- следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных. Детерминизм базируется не только на принципе причинности,поскольку причинность–не единственный видобусловленности и упорядоченности явлений, но и на представлениях о наличие в объективной действительности закономерных связей и отношений.Понятие закономерности(закона)длясвоего раскрытия требует анализа категорий сущности и явления, которые, соответственно, выражают глубинный и поверхностный уровни постижения действительности. Диалектика о единстве и борьбе противоположностей. Закон единстваиборьбы противоположностейзаключается в том,что все сущее состоит изпротивоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д. Можно также выделить различные виды борьбы: – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития; – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития; – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в процессе развития
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество –стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество –исчисляемые параметры предмета или явления(число,величина,объем,вес,размер и т.д.). Мера –единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиальноновое качество может произойти: – резко, одномоментно; – незаметно, эволюционно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |