Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение идей обучения слепых детей в XV-XVIII вв.




Несмотря на то, что сила и влияние феодальной идеологии в XV-XVIII вв. еще очень велики, появляются идеи, выражающие настроение и мысли зарождающегося «третьего сословия», которое представляло в тот период интересы прогрессивного класса буржуазии. Идеология эпохи Возрождения характеризуется интересом к реальной жизни, появлением новых философских систем. Буржуазии, как прогрессивному классу, нужны были люди, полные сил, знающие природу, способные поставить ее на службу человеку. Высказывается мысль о том, что не Бог является началом всех начал, а природа и человек должен преобразовать ее. «Природа, писал Я.А. Коменский, источник счастья на земле. Чтобы этот источник использовать рационально, следует познать в совершенстве природу, необходимо быть мудрым и радушным» [26].

Интерес к человеку, к его назначению и месту в обществе резко возрастает, возникает потребность в людях, обладающих научными знаниями. Старая схоластическая школа уже не могла удовлетворить запросы нового общества. В области общественных и педагогических наук возникают взгляды обучения, коренным образом пересматривающие задачи, содержание, методы обучения подрастающего поколения.

Наиболее ярко отразились эти новые педагогические идеи в учениях и воззрениях Томаса Мора (1478-1535 гг.), Эразма Роттердамского (1466-1536 гг.), Я.А. Коменского (1592-1670 гг.), Д. Локка (1632-1704 гг.) и др. Несмотря на двойственность мировоззрения, утопичность некоторых взглядов, религиозность в определении задач и содержания обучения, гуманисты эпохи Возрождения, отражая социально-экономические изменения в обществе, сыграли большую роль в развитии педагогических наук.

Изменения, происходившие в обществе, его идеологии и уровне развития педагогических и других наук, отразились и во взглядах на физически дефективного человека.

Высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни слепому, сколько в организации учреждений, где каждый нуждающийся может найти себе приют и возможность трудиться. Нищенство не освобождает слепых от нужды, оно морально унижает и развращает слепого человека. Выдвигается и обосновывается идея возможности элементарного образования слепого, воспитания в нем «нравственности» и «благочестия».

«Можно ли, пишет Я.А. Коменский, приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что не человека».

Среди слепых появляются люди (как правило, из числа состоятельных семей), которые становятся известными музыкантами. Среди них Арнольд Шлик (1455-1525 гг.), известный пианист Франческо Ландино (1325-1397 гг.), органист из Флоренции, получивший на конкурсе музыки и поэзии в Венеции лавровый венец, и др. Широкую известность получили ослепший поэт Л. Мильтон (1604-1674 гг.), который после потери зрения работал над историей Англии и Московии, и математик Саундерсон (1682-1739 гг.), ученик Ньютона, который не только сделал ряд открытий в области математики, но и изобрел слепым доску для вычислений и другие приспособления.

В Палермо в 1662 году возникает небольшая музыкальная школа для слепых на 30 человек. Организаторы этой школы (сами слепые) выработали устав, согласно которому нищенство для слепого является позором, и слепые могут и обязаны трудиться.

Хотя эта школа просуществовала сравнительно недолго, значение ее в истории развития профессиональных учреждений для слепых огромно. В Англии создаются «братства» слепых, которые тоже пытаются найти пути для своего самостоятельного существования. Там слепых обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улицам Лондона. Общество предлагало иностранцам услуги слепых в качестве провожатых в туманные дни и вечера, когда зрячим, плохо знающим Лондон, легко было заблудиться. Конечно, это были лишь жалкие попытки изменить судьбу слепых из народа, в судьбе которых почти никакого участия не принимало государство. Однако это свидетельствует о новом взгляде на слепых, создает предпосылки для начала их систематического обучения и включения в трудовую деятельность.

Важным шагом на пути развития обучения слепых явились попытки некоторых общественных деятелей предложить способы письма и чтения с помощью осязания.

Наиболее распространенным был тогда способ письма на вощеной бумаге острой палочкой обычных букв, которые затем на ощупь воспринимались слепым. Этот способ письма был малопригоден для слепых. Он не учитывал особенностей и возможностей их осязания. Важным в истории развития письменности слепых была попытка распространения точечного шрифта Ф. Лана (1670 г.), который, изучив некоторые особенности осязания, предложил свой шрифт, основанный на комбинации двенадцати точек.

Предложенный шрифт не получил широкого распространения, а сам автор, аббат Ф. Лана, за вмешательство в судьбу слепого, которая, как утверждали церковники, предопределена самим Богом, был сурово наказан церковью, но этот опыт создания точечного шрифта, отражающий возможности осязания слепого, имеет важное значение в истории развития письменности, без которой невозможно никакое обучение слепых грамоте. Косвенно шрифт Ф. Лана сыграл свою положительную роль в создании шрифта Брайля, которым пользуется сейчас большинство слепых мира.

В XVIII веке случаи индивидуального обучения слепых из числа состоятельных семей участились, некоторые из них получают широкую известность. О них сообщают газеты Франции, Англии и других стран мира, как о «чуде». Среди них Ф. Дулон (1769-1826 гг.), музыкант исполнитель на духовых инструментах; И. Клейнганс (1776-1850 гг.) вошел в историю как мастер резьбы по дереву; Д. Стенди (1713-1786 гг.), органист и композитор. Широкую известность получила в Европе пианистка М. Парадиз (1759-1821 гг.) и др.

Путем невероятных усилий, не имея научной системы обучения овладевали некоторые слепые знаниями, преуспевая главным образом в области гуманитарных наук и в музыке. Все они были людьми талантливыми, происходили из среды

С историей возникновения и развития шрифтов слепых студенты знакомятся на II курсе, изучая курс тифлотехники. Дворянства или буржуазии, затрачивали огромные средства на свое обучение. Своими успехами они доказали возможность обучения слепых. Однако низкий уровень развития психолого-педагогических наук, господство идеалистической философии, возведенной в ранг государственного мировоззрения, отсутствие в большинстве стран закона об обязательном обучении для народа не давали возможности до середины XVIII века теоретически обосновать необходимость и возможность обучения массы слепых детей. Как все дети из народа, слепые дети были лишены феодальным государством права на образование.

Лишь накануне Французской революции просветители, подвергнув критике церковно-феодальную идеологию, выступили с пропагандой новых идей, широко распространенных в период подготовки буржуазной революции в работах Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро и других просветителей уделяется большое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения. Разделяя идеалистические взгляды на философию, объясняя общественные пороки лишь невежеством людей, просветители высказываются за отмену сословной школы, за широкое образование народа. Один из руководителей кружка просветителей Д. Дидро (1713-1784 гг.) сыграл важную роль в теоретическом обосновании идеи обучения слепых. Будучи материалистом, в понимании процессов развития природы, он высказывает правильные взгляды на процессы познания человека. В 1749 году Д. Дидро выпустил книгу «Письма о слепых в назидание зрячим». Поводом к этому послужила удачная операция доктора Реомюра на человеке, слепом от рождения. В «Письмах» автор рассказывает о жизни и деятельности известных ему слепых, достигших высокого интеллектуального развития, овладевших не только элементарной грамотой, но и профессией, которая давала возможность самостоятельного существования. Безобидная по названию книга послужила поводом для заключения Д. Дидро в тюрьму, так как в ней содержалась резкая критика тогдашней господствующей идеологии, католической церкви и со догм. Именно в «Письмах» впервые Д. Дидро выступает как материалист, объясняя процессы познавательной деятельности человека. Он доказывает, в противовес общепринятой теории о «врожденных идеях», что все наши представления, вся «духовная жизнь» зарождается под влиянием опыта. Этот вывод он подтверждает деятельностью прозревшего кузнеца, который долгое время после операции работал «как слепой», воспринимая предметы осязанием. Только путем длительного опыта у него формируются зрительные представления, на основе их понятия, которые «вовсе не внушены ему сверху». Правда, Д. Дидро оставался последовательным материалистом только в объяснении законов развития природы. При этом пути познавательной деятельности человека трактовались им с позиций метафизического и механистического материализма.

Законы общественного развития решались Д. Дидро с идеалистических позиций. Так, например, он считал, как и другие просветители, что широкое образование народа в рамках абсолютной монархии может привести к созданию великого справедливого общества.

Выражая идею просветителей о роли образования народа в развитии цивилизованного общества, Д Дидро делает вывод о возможности и необходимости массового систематического образования слепых, основываясь на изучения деятельности взрослых слепых, он выдвигает мысль о том, что хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств (осязание, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому «открыть двери» через которые он познает окружающий мир. Д Дидро сумел увидеть в образовании слепых возможности компенсации некоторых сторон их личности, описывая жизнь и трудовую деятельность известных ему слепых (пчеловода Губера, винодела Пьюзо, вязальщицу Шепани де-Салиньяк и др.) Д. Дидро делает вывод о необходимости воспитания у слепых желания трудиться и тем самым выйти из-под опеки частных лиц.

В изданной под его редакцией «Энциклопедии» в разделе Слепой Д. Дидро проДОЛулиС! paobll^JTb свои материалистические взгляды на процессы познания у слепых, привлекая внимание общественности к судьбе людей, которые были лишены не только зрения, но и юридических прав.

В конце жизни, в 1783 году, Д Дидро выпустил дополнение к «Письмам». В них он подтверждает сделанные ранние выводы, описывая свои наблюдения над слепыми в течение 30 лет. Несмотря на методологические ошибки Д. Дидро, ограниченность его материализма, ошибочность его суждению личности слепого, «Письма» сыграли огромную роль в истории развития обучения слепых. Они теоретически обосновали возможность и необходимость обучения слепых, привлекли широкою буржуазную общественность накануне Французской революции к этому вопросу, подготовили почву для деятельности будущих тифлопедагогов, осуществивших идеи Д. Дидро на практике.

Таким образом, во Франции в конце 80-х годов XVIII века сложились благоприятные экономические и политические предпосылки для создания на основе индивидуального опыта образования слепых научно обоснованной системы их обучения.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1 Л.И. Белоруков Путями веков М, 1940

2 Д. Дидро Письма о слепых в назидание зрячим. Избранные философские произведения. М 1941

 

ГЛАВА II

ТИФЛОПЕДАГОГИКА И ПРАКТИКА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 701.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...