Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕПЫХ В ДРЕВНЕМ МИРЕ




В.А. ФЕОКТИСТОВА

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ

ЗАРУБЕЖНОЙ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

И

ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Ленинград 1973

 

Научный редактор профессор А.И. Зотов

 

ОТ АВТОРА

Существенная перестройка в нашей стране обучения и воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения предполагает повышение теоретического и практического уровня подготовки будущих специалистов учителей школ слепых и слабовидящих.

Курс («История тифлопедагогики»), читаемый на дефектологических факультетах, развивая исторический кругозор студентов, учит их правильно устанавливать принципиальные различия в понимании русскими и ведущими зарубежными тифлопедагогами XVIII-XX в. коренных теоретических вопросов в свете достижений советской тифлопедагогической науки.

Изучение курса «История тифлопедагогики» обеспечивает понимание студентами закономерностей развития тифлопедагогики на разных этапах в зависимости от общественных отношений. В конечном итоге наряду с другими учебными предметами этот курс способствует подготовке высококвалифицированного специалиста-тифлопедагога, решающего задачи современной советской школы слепых и слабовидящих.

Издание учебного пособия по истории зарубежной тифлопедагогики диктуется необходимостью иметь систематизированный материал для подготовки студентов очного и заочного отделения «Истории тифлопедагогики», так как со времени последних изданий иностранной тифлопедагогической литературы прошло свыше 30 лет. Большая заслуга в переводе и печати на русском языке трудов зарубежных авторов принадлежит Г.П. Недлеру, В.Л. Гандеру, Ю.Д. Жаренцовой.

Имеющаяся литература вследствие ее немного численности доступна лишь узкому кругу специалистов и требует критического анализа, а также оценки с позиций современной советской тифлопедагогики. Предлагаемое пособие создано на основе анализа имеющейся в нашей стране специальной литературы на русском и иностранном языках, в переводе которой принимали участие студенты дефектологического факультета ЛГПИ имени А.И. Герцена Ю. Гордей, Л. Курочкина, И. Костырева, Л. Прохорова, П. Пьянковская и др.. Кроме того, в главе IV использовался материал личных бесед автора с тифлопедагогами различных стран, приезжающими для изучения опыта обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей в СССР.

Учебное пособие по истории зарубежной тифлопедагогики по структуре изложения отличается от учебников по истории общей педагогики. Это объясняется особенностями развития тифлопедагогики и школы.

Так, возникновение большинства учебных заведений для слепых детей было связано с благотворительной деятельностью разных общественных организаций и частных лиц. Директора или попечители занимались разработкой содержания и методики обучения слепых детей в своих учебных заведениях.

Вопросы, поднятые и частично решенные в созданных ими методических пособиях, хотя и основывались на достижениях педагогических наук, но часто определялись субъективными взглядами и интересами создателей первых училищ и институтов для слепых.

Многие десятилетия то или иное учебное заведение (например, Парижский институт для слепых во Франции) оставалось фактически единственным в стране. Поэтому мы вынуждены при анализе развития зарубежной тифлопедагогики останавливаться на деятельности отдельных учебных заведений и взглядах возглавлявших их педагогов.

Только в конце 70-х гг. XIX века с накоплением опыта обучения, расширением сети учебных заведений для слепых появляется возможность говорить о возникновении направлений в тифлопедагогике. Но и в этом случае мы ссылаемся на опыт работы ведущих учебных заведений для слепых, руководители который явились создателями того или иного направления в зарубежной тифлопедагогике.

Данное пособие может быть полезно учителям слепых и слабовидящих детей.

Институтами слепых назывались основные учебные заведения повышенного типа для слепых.

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи истории тифлопедагогики, основные периоды ее развития.

История тифлопедагогики это наука о возникновении и развитии теории и практики обучения и воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения тотально слепых, частично зрячих, слабовидящих.

Как наука, история тифлопедагогики выделилась из общей системы тифлопедагогических наук сравнительно недавно, в 30-х гг. XX века, хотя попытки осмыслить историю развития теории и практики обучения и воспитания слепых были сделаны уже в конце XIX начале XX века, как в России, так и за рубежом в исследованиях известных тифлопедагогов. К ним относятся работы: И. Клейна (Австрия), А. Меля (Германия), С. Ватера (Чехословакия), А.И. Скребицкого, 3.И. Марголина, Л.И. Белорукова (Россия, СССР) и др.

Факт сравнительно позднего выделения истории тифлопедагогики в самостоятельную науку объясняется тем, что до конца 70-х гг. XIX века тифлопедагогика полностью не определила своего содержания. Фактически в течение целого столетия она оставалась «наукой о призрении слепых», содержала материал гигиены, офтальмологии, тифлотехники, частных методик. Лишь в конце XIX начале XX века из нее выделяются тифлопсихология, частные методики и т. д.. Это положение свидетельствует об определенном уровни развития тифлопедагогики, объясняет содержание некоторых разделов настоящего пособия, которое включает материал относящийся, с точки зрения современной тифлопедагогики, к смежным наукам.

С другой стороны, уровень развития тифлопедагогики до последнего времени не дает возможности осветить такие вопросы, которые решались общей педагогикой. Например, проблемы урока и учебников в истории тифлопедагогики. Тифлопедагогика не могла научно обосновать требования к учебникам для слепых, так как до конца XIX века не был решен вопрос об их месте в учебном процессе. Что касается содержания учебников, то они с большим сокращением дублировали учебники народных школ.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Советская история тифлопедагогики с позиций марксистско-ленинской философии изучает возникновение и развитие зарубежной и русской теории и практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей с древнейших времен до наших дней.

В данном учебном пособии анализируется материал по истории зарубежной тифлопедагогики, практики обучения детей с дефектами зрения, что позволяет вскрыть классовую сущность и ограниченность теории и практики обучения слепых и слабовидящих за рубежом, показать борьбу передовых и реакционных направлений, выявить все полезное и рациональное в методах и содержании обучения, отразить роль известных тифлопедагогов в мировой тифлопедагогической науке.

Прежде чем приступить к изложению систематического курса, считаем необходимым остановиться на характеристике общих признаков возникновения и развития зарубежной тифлопедагогики на всем протяжении ее истории.

Все вопросы теории и практики обучения детей с дефектами зрения решались и решаются с позиций господствующего класса, хотя идеологи тифлопедагогики и пытались доказать независимость своих взглядов. Менялись типы антагонистических обществ, но их классовая сущность оставалась и остается общей: господствующий класс, как в сфере производственных отношений, так и в сфере идеологии отстаивает интересы своего класса. Даже наиболее демократические тифлопедагоги, сделавшие много полезного в области обучения и воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения, страдали классовой ограниченностью в определении задач содержания обучения слепых и слабовидящих (В. Гаюи, И. Клейн, А. Цейне, С. Гоу и др.).

Наиболее ярко классовая ограниченность проявилась в трудах тифлопедагогов, отражающих официальные взгляды правительств, на службе у которых они находились.

Сущность современной зарубежной буржуазной тифлопедагогики также остается классовой и вытекает из идеологии господствующих классов, хотя и делаются отчаянные попытки доказать, что капиталистические государства в настоящее время отражают интересы всех классов общества.

Второй особенностью зарубежной тифлопедагогики на всем протяжении ее развития является то, что подавляющее большинство ее представителей руководствовалось идеалистическим философским учением по вопросам познания мира. Многие из них активно защищали идеалистическую теорию познания и пытались своими исследованиями по психологии слепых и слепоглухонемых опровергнуть положения материалистов о путях познания человеком окружающей действительности.

Даже прогрессивные тифлопедагоги, разделявшие передовые педагогические взгляды своего времени и внесшие значительный вклад в разработку науки и практики обучения слепых, объясняли успехи обучения с позиций идеалистической теории познания.

Правда, в своей практической деятельности в разработке методики первоначального обучения слепых и слабовидящих некоторые австрийские, американские, немецкие тифлопедагоги вынуждены были признавать правоту материалистической теории познания о роли чувственного в развитии мышления. И это сыграло свою положительную роль в разработке прогрессивных принципов и методов обучения слепых, в частности во внедрении в практику обучения слепых принципа наглядности.

Однако, делая лишь уступку материалистической теории познания, зарубежные тифлопедагоги в главном остаются верны идеалистической теории, что отрицательно сказывается на разработке тифлопедагогической науки и методики обучения слепых и слабовидящих детей.

Изучая зарождение тифлопедагогической теории и практики обучения детей с тяжелыми формами нарушения зрения, мы должны указать на зависимость их развития от уровня смежных наук, прежде всего общей специальной психологии, офтальмологии, физиологии и т. д. Достижения в области смежных наук, внедрявшиеся в практику обучения, часто являлись базой для дальнейшего развития тифлопедагогики. Опираясь на эти достижения, тифлопедагогика пересматривала свои взгляды по важнейшим вопросам теории и практики обучения детей с тяжелыми формами нарушения зрения.

Подтверждение высказанному, будет дано при изложении соответствующих разделов учебного пособия.

Возникновение и развитие тифлопедагогики неразрывно связаны с практикой обучения детей с дефектами зрения. Правда, мысли и предложения о необходимости и возможности обучения той или иной группы детей с дефектами зрения выдвигались часто задолго до того как появлялись условия для их осуществления. Но, как правило, эти положения высказывались философами, общественными деятелями, педагогами на основе вскрытия общих закономерностей развития ребенка, выражали точку зрения автора на роль образования и переустройства общества, но не были подкреплены практикой. Так, о возможности и необходимости обучения слепых говорил за два столетия до начала их систематического обучения Я.А. Коменский, об обучении слепоглухонемых Ван Чун, М.В. Ломоносов и др.

Потребовалось два столетия, чтобы эти идеи получили свое практическое осуществление, что можно объяснить, прежде всего, условиями общественного развития, которые обеспечили возможность претворения передовых идей педагогов в жизнь.

Высказанное положение не отрицает того, что наука об образовании и воспитании слепых и слабовидящих детей с различными формами нарушения зрения начинает развиваться только с широким распространением практики их обучения. Есть основания говорить, что практика обучения, как правило, опережала научную разработку вопросов методики обучения детей с дефектами зрения.

Так, например, опыт обучения слепоглухонемых возник в 1837 году, а научно обоснованные методы их обучения складываются лишь в конце XIX века. Обучение умственно отсталых слепых проводится в ряде школ в конце 70-х гг. XIX века, а научно-обоснованные методы их обучения и воспитания тифлопедагогика была не в состоянии определить даже в середине XX века. Школа для слабовидящих, как тип учреждения для детей с частичным дефектом зрения, возникает в 1910 году, а научная теория их обучения складывается через несколько десятков лет.

Зарубежная тифлопедагогика долгий период носила нормативный и описательный характер, ее выводы относительно методов и принципов обучения строились на субъективных данных. Основная причина такого пути развития тифлопедагогики объясняется тем, что тифлопсихология не давала всех достоверных данных, вскрывающих, основные закономерности развития познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей. Тифлопсихология выделяется как самостоятельная наука из системы тифлопедагогических наук лишь в конце 70-х гг. XIX века.

Значение объективных выводов и положений тифлопсихологии для развития тифлопедагогики понимали многие ведущие тифлопедагоги.

Очень образно об этом сказал известный русский тифлопедагог Р.Ф. Лейко на I съезде по педагогической психологии в 1906 году: «Необходимо заниматься разработкой психологии. Тифлопедагогика бродит в потемках. Тифлопсихология это факел, который помог бы нам осветить путь обучения и воспитания слепых» [38].

Развитие экспериментальной тифлопсихологии вооружает тифлопедагогику научно достоверными данными об обособленностях развития слепого и слабовидящего ребенка, что положительно сказывается на развитии теории и практики тифлопедагогики, возникновении различных направлений и методов обучения и воспитания. Данное положение не исключает, а предполагает критический анализ основных предпосылок развития зарубежной тифлопедагогики, так как они часто основываются на антинаучных, ошибочных теориях.

Это, конечно, не означает, что зарубежная тифлопедагогика лишена рационального и полезного содержания, подлежащего тщательному изучению. Разработка зарубежными тифлопедагогами принципов и методов первоначального обучения слепых письму, раскрытие некоторых вопросов физического, трудового и нравственного воспитания и т. п. заслуживают пристального и внимательного изучения.

В.И. Ленин на III съезде комсомола сказал: «...чтобы предусмотреть будущее, надо знать и понять настоящее, и поможет это сделать прошлое» [2]. Именно поэтому так необходимо изучение наследия зарубежной тифлопедагогики в ее развитии. Она располагает богатым объективным материалом, доказывающим возможность развития слепых, усвоения ими теоретических знаний. Многие положения частных методик, приемы ориентировки, физического воспитания и др. не утратили своей научной ценности до настоящего времени.

Периодизация в истории развития тифлопедагогики. Наука и практика обучения и воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения прошли в своем развитии несколько периодов. Каждый период характеризуется уровнем научной теории и практики, задачами и методами обучения, которые выдвигались тифлопедагогами и отражали принципиальные положения тифлопедагогики.

Предложенная в пособии периодизация развития тифлопедагогики и школы не совпадает с этапами развития общей педагогики. Это объясняется особенностями развития теории и практики обучения слепых. (Причины данной нами периодизации обосновываются в соответствующих параграфах каждой главы пособия.).

I период хронологически охватывает почти 100 лет с 1784 года (начало систематического обучения) до конца 70-х гг. XIX века. В общественно-экономическом отношении это был период утверждения капиталистического способа производства в большинстве стран Европы и Америки.

II период охватывает меньший промежуток времени: конец 70-х гг. XIX века 20-е годы XX века. По значению он наиболее важен, так как в этот период тифлопедагогика выдвигает свою методологию, свои направления в науке, пытается теоретически обосновать задачи, содержание и методы обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения. В общественно-экономической жизни общества этот период может быть охарактеризован как период загнивания капитализма, когда из движущей силы общества капитализм превращается в тормоз его развития. Капитализм в это время, как показал В.И. Ленин, вступает в свою последнюю стадию империализм. Его идеология находит отражение в методологии и содержании тифлопедагогической науки.

Начало III периода в развитии тифлопедагогики связано с победой пролетарской идеологии в России, где Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом меняет классовую сущность государства, где уже в первые годы его существования путем ряда политических и юридических актов (законов о передаче школ слепых в руки государства, о праве слепых на равный труд, о их гражданских правах и т.д.) создается фундамент принципиально новой тифлопедагогики, основанной на диалектико-материалистической философии. Все это оказывает влияние на развитие зарубежной тифлопедагогики. Огромное количество военноослепших в результате первой мировой войны вливается в ряды слепых, заставляет буржуазные государства активно участвовать в помощи слепым, что также отражается на практике и теории их обучения.

Научные открытия в области физиологии, психологии педагогики приводят к пересмотру некоторых положений тифлопедагогики II периода, выдвигают новые проблемы и задачи обучения детей с дефектами зрения, как видно из вышеизложенного начало систематического обучения слепых относится к концу XVIII века. Что касается предыдущей истории человечества, то мы можем говорить лишь об индивидуальном опыте обучения детей, лишенных зрения. Развитие философской мысли, индивидуальный опыт обучения приводят к зарождению идей образования и воспитания массы слепых из народа и появлению первых учебных заведений, где решались задачи не только призрения, но и обучения и развития слепых детей.

 

ГЛАВА I

ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕПЫХ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

 И В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 696.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...