Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отчетность центров ответственности; порядок учета по центрам ответственности, порядок калькулирования себестоимости по центрам ответственности.




Отчеты по уровням управления. Одним из принципов формирования отчетности является принцип многоступенчатой отчетности по уровням управления, или «иерархический» принцип.

Принцип «иерархичности» отчетности подразумевает уменьшение детализированности отчетов по мере повышения ранга руководителя, которому они представляются. Суть этого подхода, называемого управлением по исключениям, заключается в том, что руководителю более высокого уровня управления нет необходимости проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне, до тех пор, пока не возникнет какая – либо управленческая проблема.

В основе формирования отчетов по уровням управления лежит принцип контролируемости затрат, который подразумевает, что в отчете структурного подразделения должны отражаться плановые и фактические величины только тех видов расходов, на величину которых руководитель центра ответственности может оказывать влияние.

  Отчеты об исполнении сводной сметы затрат. Для оценки общего объема потребленных организацией за отчетный период ресурсов все затраты группируются по экономическим элементам. Для установления суммарной величины расходов организации необходимо объединить информацию о затратах всех подразделений организации. Это позволит также определить долю издержек каждого центра ответственности в общем объеме потребленных организацией ресурсов.

  Отчеты функциональных подразделений организации. Формы управленческих отчетов во многом зависят от функций, выполняемых подразделением в системе управления.

Для формирования отчета по исполнению бюджета фактические значения могут формироваться на счетах бухгалтерского учета, а отклонения выявляться внесистемным методом путем сравнения фактических и бюджетных данных. При этом необходимо выделять для каждого вида центра ответственности и соответствующего бюджета синтетические и аналитические счета.

  Корреспонденция счетов по учету затрат (расходов), доходов, инвестиций, выявлению результатов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с принятой методологией учета.

Для эффективного функционирования этой системы учета необходимо соблюдать следующие условия:

- выделение для каждого центра ответственности синтетического или аналитического счетов, которые могут быть привязаны к действующему Плану счетов бухгалтерского учета или ориентироваться на применение специальных счетов управленческого учета;

- ужесточение требований к оформлению первичной документации: точность формулировки операций и возможность ее идентификации с центром ответственности, соблюдение принципов кодирования;

- своевременность обработки первичной документации;

- перераспределение затрат при оказании взаимных услуг подразделениями;

- обязательное использование компьютерной техники, прикладных бухгалтерских программ.

Организация системы учета предполагает специальную кодировку доходных и расходных статей соответствующих бюджетов с целью составления отчета по исполнению бюджета и аналитического отчета. В бюджетах для аналитических целей выделяются два основных классификационных признака затрат, поэтому целесообразно ввести дополнительную шифровку по этим основаниям. Каждой статье затрат присваивается два дополнительных признака:

первый:

1 – переменные затраты;

2 – постоянные затраты;

второй:

3 – контролируемые затраты;

4 - неконтролируемые затраты.

Кроме кодировки бюджетных затрат, следует ввести кодировку дохода для бюджета продаж (обычная деятельность) и других бюджетов, имеющих статьи дохода.

Такая кодификация незначительно усложнит работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера – аналитика всей необходимой информацией. Признаки статей затрат и доходов определяются им при формировании бюджетов.

Таким образом, кодировка в системе бюджетирования предполагает выделение к основному балансовому счету нескольких уровней аналитичности: 1-й уровень – центр ответственности, 2-й – место формирования затрат, 3-й – статью дохода, 4-й – статьи затрат, 5-й – первый классификационный признак затрат, 6-й – второй классификационный признак затрат.

Для повышения результативности бюджетного контроля и анализа необходимо в Плане счетов предусмотреть счета отклонений, в частности, бюджетов. С этой целью следует ввести в План счетов новые синтетические счета управленческого учета: счет 36 «Отклонения по бюджетам затрат (ЦО затрат)», счет 37 «Отклонения по бюджетам продаж (ЦО дохода)».

Счет 36 «Отклонения по бюджетам затрат (ЦО затрат)» – несальдовый, регулирующий. По кредиту учитывается общая сумма бюджетных затрат по центру ответственности, по дебету – фактические затраты по центру ответственности. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами определяет величину бюджетных отклонений: при превышении дебетового оборота – неблагоприятное отклонение, при превышении кредитового оборота – благоприятное отклонение. Выявленное отклонение списывается на соответствующие балансовые синтетические счета согласно принятой методологии учета.

К данному счету при необходимости можно открывать аналитические счета по видам центров ответственности разного порядка. Так, возможна следующая классификация с использованием аналитических счетов 1-го порядка:

счет 36-1 – бюджет затрат (ЦО затрат для основного производства),

счет 36-2 – бюджет затрат (ЦО затрат для вспомогательного производства),

счет 36-3 – бюджет затрат (ЦО затрат для общепроизводственных расходов),

счет 36-4 – бюджет затрат (ЦО затрат для общехозяйственных расходов),

счет 36-5 – бюджет затрат (ЦО дохода для коммерческих расходов),

счет 36-6 – бюджет затрат (для ЦО инвестиций).

При учете движения готовой продукции с использованием счета 40 в качестве нормативных затрат могут использоваться бюджетные затраты, что не изменяет в целом принятую методологию учета.

Необходимо учитывать также особенность использования счета 36 «Отклонения по бюджету затрат (ЦО затрат)» для выявления отклонений по центру ответственности инвестиций (ЦО инвестиций). Для этого целесообразно к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» открыть субсчета: 84–1 «Нераспределенная прибыль полученная», 84–2 «Нераспределенная прибыль к использованию», 84–3 «Нераспределенная прибыль в обращении».

Для выявления отклонений по бюджету закупок материально – производственных запасов действующим Планом счетов предусмотрено выявить отклонения между фактическими и нормативными значениями, в качестве которых могут выступать бюджетные показатели, и использовать традиционную технологию учета (счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Счет 37 «Отклонение по бюджету продаж (ЦО дохода)» – несальдовый, регулирующий. По дебету учитывается выручка от продаж (доход от обычной деятельности) по бюджету, по кредиту – фактическая выручка от продаж с учетом налогов. Разница между кредитовым и дебетовым оборотами определяет величину бюджетных отклонений по продажам: в случае превышения дебетового оборота – неблагоприятное, кредитового – благоприятное. Выявленное отклонение списывается согласно принятой методологии на счет 90 «Продажи» прямой записью или методом «красное сторно». К данному счету можно открывать аналитические счета в разрезе номенклатуры изделий и ассортиментных групп.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...