Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

 

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Кафедра теоретических основ физической культуры и спорта

 

 

заведующий кафедрой __________________

_____________ _______________________

(подпись)                                       (Ф.И.О.)

«_____» _______________________2015 г.

 

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ

НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Студент-исполнитель          Иванов Иван Петрович

Научный руководитель           

Оценка за работу                 ______________________________________

                                                                                     (прописью)

Председатель ГАК              _____________ ________________________

                                                    (подпись)                         (Ф.И.О.)

                                                    «_____» ____________________2015 г.

 

 

Москва – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  cтр.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….………… 4
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…   7
1.1 Состояние здоровья подрастающего поколения как фактор, требующий внедрения новых эффективных физкультурно-оздоровительных занятий…………………………………………………….     7
1.2 Физическая подготовленность школьников на основе развития основных двигательных качеств……………………………………………..   10
1.3 Аэробика, как элемент фитнеса и здорового образа жизни…… 13
1.3.1 Характеристика основных видов аэробики……………………. 15
1.4 Особенности влияния занятий аэробикой на физическое и функциональное развитие человека………………………………………….   19
1.5 Возрастныеморфофункциональныеособенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………...   24
Заключение по главе…………………………………………………… 27
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………..…………………   28
2.1 Цель и задачи исследования …………………………………… 28
2.2 Методы исследования …………………………………………… 28
2.3 Организация исследования ……………………………………... 34
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………….…………………     36
3.1 Оценка двигательной подготовленности школьниц 10-11 лет…. 36
3.2 Организационные особенности занятий по аэробике со школьниками…………………………………………………………………..   37
3.3 Методика обучения младших школьников аэробике……………. 42
3.4 Эффективность и влияние секционных занятий по аэробике на двигательную подготовленность младших школьников…………………...   45
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………… 60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Снижение функциональных резервов организма, высокая заболеваемость, низкая продолжительность жизни, рождение нездорового потомства и многое другое характерно для современного населения России.

В течение последнего десятилетия появились многочисленные данные об ухудшении здоровья и, как следствие, о низкой физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Среди прочих, одной из основных причин этого является не достаточное использование средств физической культуры. В развитых странах Европы до 60-70% людей регулярно занимаются физическими упражнениями. В России эта цифра составляет не более 6%.

Программы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях морально и методически устарели, школьники не посещают уроки физической культуры, не находят их полезными для себя и интересными.

Программы школьных уроков физической культуры, а также программы всех вне учебных занятий, в том числе секционных, должны быть разнообразными, современными эффективными, интересными детям и подросткам. Только такие занятия могут привлечь современных школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Как известно, аэробика является современным и очень популярным видом двигательной активности, во всём мире и в России в том числе. Все фитнес центры предлагают своим клиентам занятия различными видами аэробики.

Однако, дети школьного возраста не могут посещать такие занятия из-за их высокой стоимости, удалённости от школы. Да и большинство методик рассчитано на женщин, как на наиболее обеспеченный слой населения, для детей и подростков в настоящее время предлагается крайне мало фитнес-программ.

В данной ситуации представляется актуальным разработать и обосновать эффективность методики занятий аэробикой с современным спортивным инвентарём, адресованной школьницам 10-11 лет для занятий в условиях секционной работы, направленной на развитие их двигательной подготовленности.

Объектомнашего исследования являлся учебно-тренировочный процесс занятий аэробикой с использованием современного фитнес-инвентаря.

Предмет исследования – средства и методы развития двигательных качеств младших школьников посредством аэробики.

Цель исследования – определить влияние занятий аэробикой на двигательную подготовленность детей младшего школьного возраста.

В основу исследования положена следующая гипотеза – предполагаем, что разработанная методика занятий аэробикой с использованием современного фитнес-инвентаря будет более эффективной в развитии  двигательных качеств девочек 10-11 лет. 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутого предположения в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ специальной научно-методической литературы, определить теоретико-методические основы подготовки младших школьников, изучить состояние проблемы и особенности развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать динамику уровня развития двигательных качеств младших школьников в процессе занятий аэробикой.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики секционных занятий аэробикой с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Новизна работыобусловлена уточнением методических особенностей, влияющих на содержание подготовки школьников 10-11 летнего возраста в условиях общеобразовательного учреждения и разработкой педагогических условий, повышающих эффективность развития двигательных качеств младших школьников в школьной секции.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания учащихся младшей общеобразовательной школы при организации внеклассных занятий, а также на старших ступенях общего образования.

Контингент: школьники 10-11 лет (девочки), в количестве 16 человек, посещающих школьную секцию по аэробике.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы (59 источников), 3 приложений. Объем работы составляет 73 страницы, в тексте имеются 5 таблиц и 5 диаграмм.

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Состояние здоровья подрастающего поколения как фактор, требующий внедрения новых эффективных физкультурно-оздоровительных занятий

 

Появление новых реалий в жизни человечества в связи с ускорением темпов социальных, экономических, технологических, экологических, климатических и других изменений в мире – закономерность, которая обязательно приведет и уже приводит к формированию новых проблем, связанных с состоянием здоровья населения.

Снижение функциональных резервов организма, нарушение реактивности и резистентности процессов саморегуляции и репродукции, рождение ослабленного потомства и многое другое характерно для современного поколения людей.

В России заболеваемость в настоящее время  на 30-40% выше, чем в Европе. Например, количество людей с сердечно – сосудистыми заболеваниями превышает показатели Европы и Америки на 40-50%. Говоря о здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность: около 70% россиян находится в так называемом состоянии «предболезни» (еще не болен, но уже не здоров) [14,26].

Здоровье является сложной категорией, его можно определить как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и наличием функциональных резервов, достаточных для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания. Еще в 1941г. американский теоретик медицины Г.Сигерист писал: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает отсутствие болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» [4].

В настоящее время на основе альтернативы «здоров – болен» немыслимы абсолютная болезнь и абсолютное здоровье. В упрощенном виде соотношение процессов здоровья и болезни (речь идет об их биологической основе) рассматривают в виде системы сообщающихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития и манифестации патологического процесса, и наоборот: развитие и проявления патологического процесса возможно только тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья, вследствие, их ослабления или мощности действующего фактора или комплекса факторов здоровье и болезнь находятся в динамическом противостоянии, и то, в какую сторону перевесит чаша весов, зависит от резервных возможностей человека, сопротивляемости организма. Напомним основные факторы, приводящие к возникновению тех или иных заболеваний. Это гиподинамия, стресс, социальная изоляция, окружающая среда (внешние факторы), неправильное питание.

Между состоянием здоровья и болезнью выделяют так называемое «третье состояние», которое характеризуется «неполным» здоровьем, «когда резервы функциональных систем организма сдвинуты в сторону истощения». Субъективно в «третьем состоянии» ощущается недомогание, пониженная работоспособность, повышенная нервно – эмоциональная возбудимость и т.п. В свою очередь «третье состояние» включает в себя состояние предболезни и неманифестированного патологического процесса [12,13].

В отечественной науке проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья чаще всего относится к оригинальному направлению, которое определяется как валеология. С 1996 г. В России издается специальный журнал «Валеология». Это молодая наука, которая пытается охватить различные стороны жизни человека, рассматривая ее как часть биосферы Земли. Основными задачами валеологии являются:

- Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов его оценки, а также прогнозирования;

- Количественная оценка уровня здоровья практически здорового человека, характеристика образа и качества его жизни; формирование индивидуальных оздоровительных программ;

- Формирование психологии здоровья, мотивация к коррекции образа жизни индивидов в целях укрепления здоровья;

- Реализация индивидуальных оздоровительных программ в целях укрепления здоровья, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

За рубежом аналогом валеологии в определенной мере является фитнес (fitness). Понятие «фитнес» включает в себя не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не «работает» один из компонентов, то не действует и сама система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления [15,19,30].      

В заключении отметим, что в настоящее время высокая заболеваемость и снижение функциональных резервов организма – характерные признаки состояния общества. Около 70% россиян уже находятся в так называемом состоянии «предболезни» (еще не болен, но уже не здоров). Поэтому нужно глубоко задуматься и предпринимать попытки внедрения и пропаганды активного образа жизни и заботы о своем здоровье у подрастающего поколения, с целью предотвращения высокой заболеваемости и развития патологических процессов в обществе, и особое внимание следует обратить на молодых девушек, поскольку именно от их здоровья зависит здоровье следующих поколений и в целом здоровье нации.

 

 

1.2 Физическая подготовленность школьников на основе развития основных двигательных качеств

 

Как установлено специалистами и учеными в ходе многочисленных исследований между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно.

Занятия физическими упражнениями ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств, но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы [1,5,12,34].

В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.

В ряде литературных источников (Л.П. Матвеев; Н.Г.Озолин; А.О. Романов; В.М. Заумерский; З.И. Кузнецова), физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечнососудистой и дыхательной систем.

А.Д. Новиков считает, что физическая подготовка спортсмена – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма.

Н.А. Лупандина подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, естественных прикладных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта.

Н.Г. Озолин, Б.А. Ашмарин, так же как и Лупандина, делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

Таким образом, Н.Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент.

Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов прежних лет [9,20,42]. Н.Д. Граевская и В.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей [31,46].

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта.

Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения [39,21].

Другие изучали «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни». Для обследования ими предлагались «тесты», с помощью которых выявлялись умения одеться, умыться, завязать узел, вдеть нитку в иголку и др. [37].

Некоторые авторы изучали «моторную деятельность» [25,29]. По методике А.В. Ермоленко изучались: ходьба по прямой, по кругу, хватания, перепрыгивания (в длину с разбега), умение быстро встать и лечь, переноска тяжестей и др. [44].

И.М. Яблоновский, М.В. Серебровская, при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся [29,25]. Они изучали: бег, прыжки с места в длину и в высоту, метание и др. Но в различных возрастных группах в их методиках предлагались разные задания и требования: в беге – разные дистанции, в метаниях – разные метательные предметы, неодинаковое расстояние до цели и т.п. Отсюда крайне затруднялось выявление особенностей возрастного развития по некоторым видам движений.

Однако эти работы в свое время послужили некоторым обоснованием к программе по физическому воспитанию школьников.

Развитию движений у школьников были посвящены работы Р.И. Тамуриди. Автор изучала развитие таких движений, как прыжки, метание и др. В результате была показана по некоторым движениям возрастная динамика. Т.С.Попова в своей работе по анализу развития ходьбы у детей в возрасте от 3 до 10 лет убедительно показала особенности развития и структуры движений у детей [28].

Первостепенное значение для учащихся имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой.

Физическую подготовленность школьников, как указывает З.И. Кузнецова, характеризуют два показателя:

- степенью владения техникой движений;

- уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках и тренировках. Но лишь при одном условии, если педагог обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества. Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников.

Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.

 

1.3 Аэробика, как элемент фитнеса и здорового образа жизни

 

Фитнес – это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Фитнес – это также совершенство физической формы, равновесие эмоционального состояния. Единого и окончательного определения фитнеса не существует. До сих пор наблюдается разночтение даже в написании слова «фитнесс» и «фитнес». В буквальном переводе с английского слово фитнес (fitness) означает пригодность, соответствие. Под термином «фитнес» понимается разностороннее развитие физических способностей при улучшении самочувствия во время занятий фитнесом.

Фитнес – это образ жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму. Фитнес позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска. С помощью фитнеса развиваются потенциальные физические способности.

Фитнес – образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека. Фитнес включает в себя и занятия в тренажерном зале, и аэробику, и правильное питание – одним словом, фитнес – это образ жизни, который принято называть «здоровым» [7,11].

Фитнес – это стиль жизни – здоровый, активный, красивый, обаятельный. Фитнес непременно ассоциируется с успехом в жизни и молодостью.

Аэробика, как неотъемлемая часть фитнеса, была создана американским врачом Кеннетом Купером и предназначалась для борьбы с такими факторам развития сердечнососудистых заболеваний, как гиподинамия, нервное перенапряжение, избыточное питание, и другое.

С помощью упражнений, выполняемых в аэробном режиме, и питания с низким содержанием животных жиров в организме человека наиболее активно разрушается избыточный холестерин – главный враг сосудов. Физические нагрузки устраняют гиподинамию, а эмоциональность при проведении занятий улучшает настроение, ликвидируя негативное влияние стрессов [12].

Регулярный, относительно медленный бег, на глазах оздоравливал сердце в любом возрасте и успешно помогал похудению. Долгое время аэробный тренинг так и понимали – как бег трусцой. Потом американская актриса Джейн Фонда придумала танцевальную аэробику. Своей эмоциональностью она пришлась многим по вкусу, и о скучном беге постепенно забыли. Во всяком случае, сегодня при слове аэробика мы сразу же вспоминаем оглушительную музыку и девушек в аэробной «униформе».

Со временем в арсенал аэробного тренинга вошли и многочисленные тренажеры, имитирующие разные виды аэробной нагрузки – езду на велосипеде, бег, ходьбу, коньки и лыжи. Позже появились «наездники» – совершенно особые тренажеры, которые дают вам аэробную нагрузку, но вдобавок и немного силовой.

Помимо тренировки сердечнососудистой системы, аэробика стимулируют секрецию энзимов, пережигающих жир, ускоряет рост микроскопических внутриклеточных структур - митохондрий, которые служат своего рода топками для сжигания жира. Чем больше в клетках митохондрий, тем больше лишнего жира они могут пережечь [8].

Все это позволяет сделать такой вывод, что занятия аэробикой устраняют гиподинамию, а эмоциональность при проведении занятий улучшает настроение, ликвидируя негативное влияние стрессов, воздействуют на формирование сбалансированного красивого тела [5,8,12].

Таким образом, аэробика – это неотъемлемая часть здорового образа жизни, привлекающая людей, особенно женщин и девушек, и дающая огромный оздоровительный эффект для всего организма, эмоциональную подзарядку и хорошее настроение и её потенциал должен быть использован в физическом воспитании населения, в том числе юных девочек и девушек.

 

1.3.1 Характеристика основных видов аэробики

 

Одним из разделов фитнеса является аэробика. Аэробику «открыли» в 70-х прошлого века. Впервые этот термин был введен доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом. Свою оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов (в первозданном виде она создавалась для военных, а потом была перенесена на широкие массы). Он назвал «аэробикой» - от слова «аэробный» - кислородный.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород» [12, 17]. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода [9, 12].

Сейчас эффективность аэробики общепризнанна. Аэробика – это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой. Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами:

- общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;

- объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание объема легких с более высокой продолжительностью жизни;

- сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;

- повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина к ЛВП снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза;

- укрепляется костная сисема аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами.повышается работоспособность.

Аэробика – это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно – поточным методом [9].

Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяет возможность эффективного развития выносливости, гибкости, силы, координации движений. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий благодаря музыкальному сопровождению и специфическому комментарию в процессе занятий инструкторами аэробики позволяет этому виду оздоровительной тренировки на протяжении двух десятилетий удерживать высокий рейтинг, а также использовать ее в системе подготовки спортсменов различной специализации (гимнастов, фигуристов и др.).  

Оздоровительная аэробика – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др.

Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардио-респираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Спортивная аэробика – это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоинтенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики «базовые» аэробные шаги и их разновидности.

Прикладная аэробика – она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта (аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений [17, 26].

Дадим характеристику основным направлениям оздоровительной аэробики [12, 26, 27].

Танцевальная аэробика. Укрепляет мышцы, особенно нижней части тела, стимулирует работу сердечно – сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишний вес.

Степ – аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц и восстановления после травм колена.

Аква (водная) – аэробика. Укрепляет тело, улучшает гибкость, растягивает мышцы и связки, сжигает лишние калории, успешно восстанавливает после травм, полезна для всех возрастов и для беременных женщин.

Слайд – аэробика. Самый оптимальный вид аэробики для женщин, желающих избавиться от жировых отложений в области бедер. Служит для укрепления основных мышц тела.

Памп – аэробика. Направлена на коррекцию фигуры и укрепление мышц.

Тай – Бо – аэробика. Служит для снятия стресса, повышает тонус и настроение, регулирует работу сердца, улучшает общее самочувствие.

Ки – Бо – аэробика. Развивает силу и выносливость, тренирует дыхательную систему, развивает гибкость и координацию, и помогает сбросить лишний вес.

Бокс – аэробика и каратэ – аэробика. Направлена на то, чтобы фигура стала совершенной и была такой постоянно.

А – Бокс – аэробика. Необходима и для мужчин, и для женщин для снятия стресса и раздражения. Развивает координацию, быстроту реакции, выносливость.

Кик – аэробика. Необходима для улучшения общей и силовой выносливости, ловкости и координации. Развивает силу и гибкость мышц.

Тай – Кик – аэробика. Рекомендуется для желающих максимально сжечь подкожные жировые отложения.

Спиннинг или сайкл рибок. Укрепляет мышцы рук и ног, ягодиц и живота. Позволяет сбросить лишние килограммы.

Резист – Бол. Помогает скорректировать фигуру, развивает координацию движений, гибкость. Способствует исправлению осанки и укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем. Предназначена и для детей, и для взрослых.

Треккинг – аэробика. Необходима для улучшения общего физического состояния организма. Улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

В заключении отметим, что аэробика разнообразна и интересна, что люди различного возраста смогут подобрать себе те занятия, которые им наиболее подходят. В настоящее время для детей эффективными являются занятия, такие как танцевальная, аква–аэробика, резист–бол, треккинг и пилатес – аэробики.

 

1.4 Особенности влияния занятий аэробикой на физическое и функциональное развитие человека

 

Как известно, в основе аэробики лежит развитие  двигательных качеств.

Общая аэробная выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременно быстрым восстановлением после нагрузки. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс включаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

Скоростная выносливость – способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает, насколько мышцы могут создавать повторные усилия и, в течение какого времени поддерживать такую активность. Силовая выносливость имеет большое значение при любом виде активных занятий фитнесом: от анаэробных повторных подъемов тяжестей до интенсивной аэробной активности при беге [15,24].

Скоростно-силовая выносливость – способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Повышенная гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

 Быстрота – способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила – способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц – «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия [30,33].

Композиция (состав) тела – соотношение жировой, костной и мышечной тканей вашего тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние вашего здоровья и физической подготовки в зависимости от вашего веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и много другого [24].

Не смотря на то, что избыточный вес со временем приводит к нарушению обмена веществ и заболеваниям сердечнососудистой системы, число полных людей растет с каждым годом. По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, сегодня ожирением страдает около пятой части всего населения Земли [8].

Накопление в организме всего 4-5 кг лишнего жира создает некоторые изменения в обмене веществ, которых уже достаточно для развития атеросклероза. Принято считать, что в идеале вес тела человека должен оставался на протяжении всей жизни примерно таким, каким он установился в 25 лет.

Следует также различать понятия «ожирение» и «избыточный вес». Ожирение – это избыточное накопление жировой ткани в организме ставящее под угрозу здоровье человека.

Избыточный вес – наличие у человека лишних килограммов без серьезной угрозы здоровью. При внешней схожести разница между этими состояниями весьма существенная. Хотя ожирение возникает по различным причинам, важнейшими из них являются две – избыточное питание и недостаточная двигательная активность [7,16].

Для осуществления своих жизненных функций (движение, теплообразование, обновление тканей) организм человека нуждается в определенном количестве энергии. Необходимую для жизнедеятельности энергию организм получает с пищей. Для поддержания постоянного веса тела необходимо строго учитывать потребление калорий и их расход (энергозатраты). Если организм получает калорий больше, чем расходует, человек начинает набирать вес.

Чтобы избавляться от излишнего веса необходимо выполнять следующие рекомендации:

- Соблюдать необходимые рекомендации по питанию;

- Увеличить энергозатраты. Увеличить расход энергии можно с помощью повышения уровня физической активности (аэробика, фитнес – тренинг и др.) [9].

Не секрет, что тренировки придают желаемый внешний вид только мускулатуре и позволяют выглядеть более стройной. Но физические нагрузки нужны человеку на протяжении всей жизни. Без них человек быстрее стареет, приобретает букет болезней. Многочисленные исследования выявили целый список отрицательных последствий, к которым приводит отсутствие регулярных физических упражнений [31].

У людей, ведущих сидячий образ жизни, показатель эффективного объема легких (VO2 мах) уменьшается на 1% в год, начиная с 25-летнего возраста.

Тренированному сердцу для выполнения той же работы нужно производить меньшее количество ударов в минуту. Программа для улучшения состояния здоровья может снизить частоту сердечных сокращений в покое примерно на 5-15 ударов в минуту, а, чем ниже ваша ЧСС, тем вы здоровее. Это означает, что быстрее будете проходить процесс восстановления после произведенного усилия, ЧСС и дыхание будут быстрее возвращаться к нормальным значениям, и у вас будет больше энергии.

Из-за недостаточного использования соединительные ткани, связанного с сидячим образом жизни, связки, суставные сумки, сухожилия теряют свою подвижность [13].

Регулярные занятия физкультурой могут удлинить жизнь. Спортивная форма, как было установлено, напрямую связана с уровнем смертности. Умеренный уровень интенсивности тренировок, который называют «приемлемым для большинства взрослых», оказывается достаточной защитой от ранней смерти.

Фитнес помогает избежать разрушительного воздействия многих заболеваний, связанных с возрастом. Многие из проблем, возникающих с возрастом, связаны отнюдь не с болезнями, а с потерей физической формы.

Исследование 10224 мужчин и 3120 женщин, проводившееся в Исследовательском Институте по Аэробике в Далласе в течение 8 лет, показало, что уровень смертности был наивысшим в группе наименее тренированных людей и низшим в группе наиболее тренированных людей [7].

Недостаточная физическая активность является одним из краеугольных камней в предупреждении сердечнососудистых и других заболеваний, включающих ишемическую болезнь сердца, инсульт, повышение артериального давления, инсулинозависимый диабет, остеопороз. Низкая физическая активность и сидячий образ жизни являются доказанным фактором риска их возникновения и развития.

По данным исследования, опубликованным в журнале «Circulation», люди, не занимающиеся спортом, подвергаются такому же риску сердечных заболеваний, как курильщики, выкуривающие одну пачку сигарет в день или с теми, у кого уровень холестерина составляет 300 и более единиц.

В ходе другого исследования группа под руководством доктора Ральфа С. Паффенбаргера изучала связь между образом жизни и долголетием среди 16936 выпускников Гарварда. Оказалось, что чем больше в жизни человека физической активности, тем дольше он может прожить.

Это исследование показало, что люди, которые расходовали 2000 и более калорий в неделю на такие действия, как ходьба, подъем по лестнице и игровые виды спорта, жили дольше, чем те, кто расходовал на физическую активность менее 2000 калорий в неделю. А те, кто расходовал на это более 3500 калорий в неделю, жили дольше всех.

Гарвардское исследование показало также, что у людей, занимающихся физкультурой, вероятность смерти от сердечного приступа, инсульта и других сердечно-сосудистых заболеваний была на 31% ниже, чем у их однокурсников, ведущих сидячий образ жизни. И, как отмечается в результатах исследования, у людей, мало занимавшихся физической активностью либо совсем не занимавшихся ею, кровяное давление – основной фактор риска сердечных заболеваний – обычно было выше, чем у занимавшихся физкультурой [16, 22].

В ходе еще одной работы, выполненной в университете Бэлл, исследователи в течение четырех лет собирали данные о группе мужчин, чтобы выяснить, существует ли связь между вероятностью коронарной болезни сердца и уровнем физической подготовки человека. Они выяснили, что у тех, кто выдерживал наименьшие физические нагрузки, риск преждевременного развития коронарной болезни сердца был выше, чем у тренированных людей.

Размер, сила и вес сердца увеличатся с помощью упражнений. Так же как волокна других мышц вашего тела увеличиваются в размере в результате адаптации к увеличивающейся нагрузке, то же самое происходит и с сердцем. Сеть кровеносных сосудов в сердце будет также разрастаться и сделает ваше сердце более сильной мышцей, которая за одно сокращение перекачивает больше крови [16].

Подведя итоги данного раздела скажем, что занятия аэробикой оказывают существенное влияние на развитие всех основных физических качеств организма человека: выносливость, быстроту, гибкость, силовые и координационные способности, предотвращают появление избыточного веса и накопление жировой ткани в организме, придают желаемый внешний вид и удлиняют жизнь, что доказано многочисленными исследованиями.

 

1.5 Возрастныеморфофункциональныеособенности развития детей младшего школьного возраста

 

Для большинства детей, по мнению ряда исследователей – период от 6-7 до 11-12 лет – это время, когда они радикально меняют образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности, и более полно развивают ранее сложившиеся формы поведения [17,23,55]. Это период приобретения новых и усовершенствования старых навыков – от чтения и письма до игры в баскетбол, танцев, катания на роликовых коньках и т.д.

Младший школьный возраст (или среднее детство) – это время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более способны научиться различным видам спорта: плаванию, акробатике, спортивных играм, единоборствам и т.п. [7,16,22].

Процесс физического воспитания в общеобразовательной школе, прежде всего, должен быть построен с учётом возрастных особенностей физического развития обучающихся детей. Его эффективность целиком зависит от того, насколько учтены физиологические особенности систем и органов растущего организма, наиболее благоприятные или сенситивные периоды развития физических качеств и на это в своих работах указывают большинство авторов, разрабатывающих проблемы физического воспитания
[7,18,42].

По мнению ряда авторов [5,42,51], с позиции физиологии растущего организма должны быть рассмотрены и показатели в развитии физических качеств ребёнка. Ведь существуют периоды ускоренного и замедленного периодов в развитии физических качеств, и они индивидуальны в отношении каждого физического качества.

Возрастной период младшего школьного возраста, охватывающий промежуток от 7 до 11-12 лет, характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся перестроек организма [1,4,36,63].

С момента поступления ребенка в начальную школу наступает период равномерного роста, который длится примерно до 9 лет у девочек и до 11 лет у мальчиков, то есть до  того времени, когда начинается пубертатный скачок роста [1,14].

По мере того как тело растет в доступных простому наблюдению измерениях, происходят и внутренние изменения. Эти изменения охватывают скелетную систему, подкожный жировой слой и мышечные ткани, а также головной мозг.

В среднем детстве происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах, что может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы в среднем возрасте. В среднем детстве также увеличиваются мышцы по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе [8,29,63].

Между шестью и восьмью годами передний мозг испытывает небольшой скачок роста. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. В период среднего детства развитие мозга, по-видимому, влечет за собой более эффективное функционирование различных структур, например лобных долей (коры головного мозга). Лобные доли ответственны за мышление и сознание [14,35]. 

В период младшего школьно возраста у ребенка продолжается развитие силы, быстроты, координации и контроля, необходимых для совершенствования грубой и тонкой моторики [15].

Ребенок в возрасте 7-9 лет способен выполнять контролируемые, целенаправленные движения (Нельсон) [18,54]. К тому времени, когда ребенок поступает в начальную школу, он обладает достаточно сформированными навыками локомоции: умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Эти движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок, например в постановке стопы или действиях рук.

Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что безусловно важно для психического здоровья.

Физиологическое развитие претерпевает существенное изменение. По мере роста тела происходят внутренние и внешние изменения: рост физической силы у мальчиков и девочек, совершенствование грубой моторики, познавание и развитие всех частей тела, участвующих в движении (включая координацию), развитие способности объединять моторные навыки в более связанные сложные действия, улучшать способности сохранять равновесие.

 

 

Заключение по главе

 

Анализ научно – методической литературы свидетельствует о том, что уровень здоровья подрастающего поколения низок, качество преподавания не способствует стремлению детей и подростков к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг, школа теряет квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу.

Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников [19].

Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического воспитания особо выделяется аэробика. Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

На наш взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом мотивирования процесса обучения, что в свою очередь позволит повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности младших школьников.

Аэробика – это не только стимуляция сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Занятия аэробикой развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение.

 

ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Цель и задачи исследования

 

Цель исследования – определить влияние занятий аэробикой на двигательную подготовленность детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутого предположения в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ специальной научно-методической литературы, определить теоретико-методические основы подготовки младших школьников, изучить состояние проблемы и особенности развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать динамику уровня развития двигательных качеств младших школьников в процессе занятий аэробикой.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики секционных занятий аэробикой с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

 

2.2 Методы исследования

 

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики [2,45,69].

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы. В процессе подготовки выпускной квалификационной  работы был проведен анализ научно-методической литературы по теме общих закономерностей и аспектов проведения занятий по аэробике с детьми младшего школьного возраста. А также анализ литературы по рассматриваемой теме смежных наук (анатомия, общая и возрастная физиология, теория и методика физического воспитания).

Поиск литературных источников осуществлялся в библиотеках (в том числе электронных библиотеках), анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, авторефераты диссертационных работ, монографии, учебные и научно-методические пособия по проблеме исследования, использовались сведения из системы Интернет. Всего было изучено более 50 работ. В результате теоретического анализа и обобщения литературных данных, была выявлена суть работы, установлена её актуальность.

Педагогические наблюдения проводились во время проведения секционных занятий аэробикой. Наблюдение велось за внешними признаками утомления, за двигательной активностью детей, за правильностью выполнения упражнений, за реакцией занимающихся на различные тренировочные воздействия. В процессе наблюдения мы регистрировали данные в блокнот. Нам было важно понять значимость занятия для младших школьников, оценить их желание заниматься на уроках. Наблюдение было открытым, непосредственным и непрерывным.

Педагогическое тестирование – метод педагогических исследований, применяемый для оценки уровня подготовленности детей, оценки эффективности применяемых средств и методов физического воспитания [44].

Педагогическое тестирование позволило выявить уровень физического развития и физической подготовленности у испытуемых до и после педагогического эксперимента. Оно проводилось с помощью контрольных упражнений – стандартизированных по форме и условиям проведения двигательных действий [16, 18, 20, 32].

С ориентацией на мнение ведущих ученых была создана батарея тестов, которая предоставила возможность объективно оценить уровень физического развития девочек 10-11 лет, учащихся 4-х классов.                                                                                           

Контрольные испытания проводились два раза – в начале эксперимента (октября 2014 г.) и после эксперимента (март 2015 г). Сроки тестирования были согласованы со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Это позволило проследить в динамике уровень физической подготовленности школьников, оценить эффективность обучения и организации занятий по аэробике в общеобразовательной школе.

Для оценки развития двигательных качеств обследуемых детей в качестве тестов мы выбрали следующие виды испытаний:  

 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

Методика проведения теста: упражнение выполняется из ИП: упор лежа на платформе высотой 5 см, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола платформы, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 сек., продолжить выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи. Ошибки: касание пола коленями, бедрами, тазом; нарушение прямой линии «плечи - туловище – ноги»; отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП; разновременное разгибание рук.

 «Поднимание туловища из положения лежа на спине».

Методика проведения теста: упражнение выполняется из ИП: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий (за 1 мин.), касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП. Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища. Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.

 «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на скамейке».

Методика проведения теста: упражнение выполняется из ИП: стоя на скамейке, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. При выполнении испытания (теста) участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 сек. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Ошибки: сгибание ног в коленях; фиксация результата пальцами одной руки; отсутствие фиксации результата в течение 2 сек. Выполняется одна попытка.

 «6-ти минутный бег» (тест К.Купера). С его помощью мы определяли уровень развития общей выносливости, показатели кардио-респираторных возможностей организма девочек, которые очень важны при занятиях аэробикой (Иванова, О. А. Занимайтесь ритмической гимнастикой». М.: Советский спорт. 1988).

Методика проведения теста: группа испытуемых по сигналу «Марш!» начинают бежать в одном направлении по стадиону в течение 6-ти минут в умеренном темпе. По окончании времени дается сигнал «Стоп!». В протокол записывается количество метров, которое пробежала каждая из испытуемых девочек.

Необходимое оборудование: свисток, рулетка, секундомер, скамейка, линейка, маты.

Все полученные результаты тестирования заносились в протокол, обрабатывались с помощью методов математической статистики и затем анализировались.

Педагогический эксперимент представляет собой вид научной работы, когда испытуемые ставятся в определённые условия, на фоне которых осуществляется их деятельность [2,44,56].

В нашем случае педагогический эксперимент носил линейно-параллельный характер, т.е. сравнивались показатели развития двигательных качеств детей экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента (октября 2014 г. – март 2015 г).

В данной работе использовался так же сравнительный эксперимент, с помощью данного метода стало возможным сравнение полученных при измерении и проведении тестирования результатов. Суть его заключалась в том, что в конце эксперимента сравнивались между собой показатели экспериментальной группы и показатели контрольной группы, а так же сравнивались средние статистические результаты обеих групп с показателями норм указанных в литературе.

В эксперименте участвовали девочки школьного возраста 10-11 лет, обучающиеся в 4-х классах. Девочки экспериментальной группы, в количестве 16 человек, занимались в школьной секции по аэробике, дети контрольной группы, в количестве 15 человек, не посещали спортивные секции и занимались аэробикой только в рамках программы дисциплины «Физическая культура».  Всего было обследовано 31 школьница в возрасте 10-11 лет.

Методы математической статистики. В нашем исследовании статистическая обработка предусматривает получение следующих показателей: X - значение отдельного признака; средняя арифметическая величина; n – общее число наблюдений;  – среднее квадратическое отклонение; t - критерий достоверности различий Стьюдента ошибка средней арифметической величины [44,49,69].

Среднее значение, средняя – один из основных параметров, характеризующих распределение как выборки, так и генеральной совокупности (математическое ожидание).

Получение средней величины и квадратических отклонений средней величины находят по формуле:

 

 

где:

xi — наблюдаемые значения величины x (i = 1, 2, ..., n);

n — число наблюдений.

Среднее квадратическое (или стандартное) отклонение .Основной мерой статистического измерения изменчивости признака у членов совокупности служит среднее квадратическое отклонение  (сигма, стандартное отклонение).

В основе среднего квадратического отклонения лежит сопоставление каждой варианты  со средней арифметической данной совокупности. Так как в совокупности всегда будут варианты как меньше, так и больше, чем она, то сумма отклонений , имеющих знак «-», будет погашаться суммой отклонений, имеющих знак «+», т.е.

Отклонение варианта от своей средней арифметической выражает изменчивость признака. Среднее квадратическое отклонение имеет следующую формулу:

 

 

Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента – общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.

Получив средние величины и квадратические отклонения, мы могли определить достоверность различий между двумя обследованными группами по критерию t-Стьюдента. С этой целью мы использовали следующую формулу [52]:

t = , где:

М - средняя величина;

m - ошибка средней, которую можно рассчитать по формуле: m = d/

Для того чтобы определить достоверность различий, мы обращались к специальной таблице, в которой представлены граничные значения критерия t-Стьюдента для 5% уровня значимости от числа степеней свободы.

Так же в своей работе для определения прироста результатов по каждому показателю (в %) мы применяли формулу S.Brody:

100 х (V2 – V1)

W= ---------------------------, где:

0,5 х (V2 + V1)

V1 и V2 – исходный и конечный результаты, 

W – величина прироста.

 

Все вычисления проводили на ПЭВМ с использованием стандартных статистических пакетов Excel.

 

2.3 Организация исследования

 

Поставленные в работе задачи определили следующую организацию исследования.

Первый этап (сентябрь 2014 г). Это был период поиска и выявления направления исследования: определена область исследования, установлены объект и предмет работы, первоначально сформулирована научная гипотеза и цели исследования. Проводился тщательный анализ научных первоисточников, подготовлена программа исследований, велся отбор контрольных упражнений, адекватный задачам исследования.

На втором этапе (октябрь 2014 г.) проводилось первое исследование уровня развития двигательных качеств младших школьников. Нами было обследовано 31 школьница в возрасте 10-11 лет, обучающихся в 4-х классах.

Исследования проводились на базе ГБОУ СОШ № 584 г. Москвы Школа имеет хорошую материальную базу, что позволило не испытывать недостатка в инвентаре при проведении тестирования и занятий.

Третий этап (октябрь 2014 г – март 2015 г.) был посвящен собственно педагогическому эксперименту.Девочки экспериментальной группы, в количестве 16 человек, занимались в секции по аэробике, девочки контрольной группы, в количестве 15 человек, не посещали спортивные секции и занимались аэробикой только в рамках программы дисциплины «Физическая культура».

Параллельно с экспериментов проводились и педагогические наблюдения на занятиях по аэробике в школьной секции.

На четвертом этапе (апрель 2015 г.), проводилось повторное тестирование испытуемых как экспериментальной, так и контрольной группы. Результаты тестов позволили определить уровень развития двигательных качеств у младших школьниц 10-11 лет за 6 месяцев.

Пятый этап (вторая половина апреля – май 2015 г.) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных, проводилась обработка полученных результатов эксперимента с использованием методов математической статистики и последующий их анализ, оформлялась выпускная квалификационная работа.

 

ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

3.1 Оценка двигательной подготовленности школьниц 10-11 лет

 

С целью решения основной задачи исследования, были сформированы две группы: контрольная (n=15) и экспериментальная (n=16). Возраст девочек 10-11 лет. Испытуемые КГ занимались в секции аэробики в течение года 2 раза в неделю по 40 минут. Мы оценили уровень их физического развития с помощью тестирования. Упражнения, выбранные для проведения тестирования, описаны во 2 главе пункте 2.2 «Методы исследования». Время и место проведения – в разделе 2.3 «Организация исследования». Результаты тестирования двигательных качеств указаны в таблице 1.

Мы провели предварительное исследование (октябрь 2014 г.) – оценку физической подготовленности девочек 10-11 лет, занимающихся в секции аэробики и не занимающихся, в ходе которого установили, что физические качества младших школьниц в контрольной и экспериментальной группе развиты примерно одинаково, но не достаточно.

 

Таблица 1 – Результаты тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной группы до эксперимента

 

Контрольные упражнения (тесты) Группа Исходный результат (Х±s)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

контрольная (n-15) 3,7±1,9
экспериментальная (n-16) 4,3±1,7
t 0,1
р <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. (кол-во раз)

контрольная (n-15) 9,4±1,7
экспериментальная (n-16) 10,1±1,9
t 2,1
р <0,05

Наклон вперед из положения сидя (см)

контрольная (n-15) 9,1±1,6
экспериментальная (n-16) 8,7±2,2
t 2,3
р <0,05

6-минутный бег (тест Купера) (м)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...