Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И СОБЕСЕДОВАНИЯ
Назначение данного раздела – быть основой для текущей, предэкзаменационной, и последующей (вплоть до выпускного государственного экзамена) проверки собственной теоретической подготовки. Одновременно – предложенные задания, которые охватывают все основные проблемы курса «Правовые основы журналистики» и сформулированы в двух видах (вопросов и тестов), могут использоваться в качестве дополнительных и уточняющих во время проведения экзамена, межсессионной аттестации, на практических и индивидуальных занятиях.
Проблемные (аналитические) вопросы Следует подчеркнуть, что если в основном выступлении на экзамене оцениваются полнота и систематичность полученных представлений, то при собеседовании (во всех его перечисленных выше случаях) – глубина и творческое усвоение материала, способность развивать полученные знания и прилагать их к конкретным ситуациям. Поэтому прямых и исчерпывающих ответов на предлагаемые вопросы в лекционном курсе может и не быть. Количество и выбор обсуждаемых в ходе собеседования проблем оставляется на усмотрение преподавателя, которому лучше других заметна степень подготовленности и общая эрудиция собственных слушателей. 1. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека. 2. Источники права о СМИ: общее и особенное. 3. Законотворчество о СМИ в субъектах РФ. 4. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации». 5. Специализированные СМИ: их назначение? 6. Что лично для Вас означает словосочетание «информационные потребности»? 7. В чем выражаются организационные возможности СМИ по отношению к власти и по отношению к обществу? 8. Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы. 9. Собственность информации. 10. Свобода доступа к информации на Западе. 11. Лицензирование деятельности в области связи. 12. Роль СМИ в исходе предвыборных кампаний. 13. Отличия физической собственности от интеллектуальной. 14. Что следует понимать под словом «цензура»? В каких социально-политических условиях и в какие исторические эпохи она особенно сильна? 15. Реклама и свобода массовой информации. 16. Защита от посягательств на честь, достоинство и репутацию. 17. Гарантии неприкосновенности частной жизни. 18. Проблемы правового регулирования в условиях конвергенции - слияния возможностей вещания, телекоммуникаций и информационно-компьютерной технологии.
Тесты. Предлагаемые задания служат, в основном, целям самопроверки. Из четырех указанных ответов необходимо выбрать один – правильный. 1. Устав редакции принимается: а) учредителем; б) регистрирующим органом; в) главным редактором; г) коллективом редакции. 2. Размер суммы возмещения морального вреда устанавливает: а) судья; б) прокурор; в) истец; г) бухгалтер СМИ. 3. К числу журналистов можно отнести: а) редактора; б) корректора; в) полиграфического работника; г) издателя. 4. Смежные права принадлежат: а) соавторам; б) исполнителям; в) интервьюируемому; г) плагиаторам. 5. Редакция СМИ освобождается от ответственности за содержание пересказанного в СМИ: а) материала другого СМИ; б) сообщения информационного агенства; в) официального выступления должностного лица; г) не освобождается ни в одном из этих случаев. 6. Эротическими являются телепрограммы, которые: а) используют изображение обнаженного тела; б) выходят за рамки общепринятых норм; в) эксплуатируют интерес к противоположному полу; г) эксплуатируют интерес сексу. 7. Презумпция авторства означает: а) право автора на вознаграждение; б) отсутствие у автора исключительных прав; в) неприкосновенность автора перед законом; г) отсутствие необходимости регистрации произведений. 8. Какие источники финансирования СМИ непременно обеспечивают им экономическую независимость: а) достаточная плата потребителей; б) государственные дотации; в) доходы от рекламы; г) спонсорские пожертвования? 9. Выражение «четвертая власть» относится к: а) судебным органам; б) средствам массовой информации; в) исполнительной власти; г) парламентариям. 10. «Гласность» предполагает: а) отмену предварительной цензуры; б) равновесие набирающей авторитет прессой и теряющей управление властью; в) полную свободу слова; г) плюралистическое сосуществование разных точек зрения. 11.Реклама алкогольных напитков не должна: а) распространяться в местах продажи алкоголя; б) содержать наименование напитков; в) призывать к употреблению спиртного; г) содержать демонстрацию потребления этих напитков. 12. Вопросы распространения порнографии регулирует: а) Закон о СМИ; б) Уголовный кодекс; в) Гражданский кодекс; г) Закон о защите нравственности в РФ. 13. Законодательство разрешает начинать проведение предвыборной агитации в СМИ: а) за 90 дней до дня голосования; б) с даты назначения выборов; в) за 60 дней до дня голосования; г) за 30 дней до голосования. 14. Вмешательство в тайну личной жизни допустимо в случаях: а) важного журналистского расследования; б) интереса, проявляемого обществом; в) необходимости защиты общественных интересов. 15. За соблюдением законодательства о рекламе следит: а) министерство здравоохранения и социального развития; б) министерство образования и науки; в) федеральная антимонопольная служба; г) министерство экономического развития и торговли. Образцы ситуативных задач. Вариант 1. 1.Работа редакции. Редактор пригласил в кабинет корреспондента Борисова. -Сергей, по поводу твоего материала «Убийцы пришли на рассвете», да-да, о том криминальном случае на Петропавловской. Насколько я знаю, еще ведется следствие, а ты в материале называешь полные имена преступников, предрекаешь решение суда. А ведь история с этим убийством довольно темная, никто в преступлении не сознался. -Степан Филимонович, все точно: у меня свои – проверенные – источники информации в правоохранительных органах. Найдены новые улики, все доказано. Поставим материал в номер – газету расхватают! Дайте правовой комментарий 2. Права журналиста. Студент факультета журналистики Игорь Полянский возвращался из туристической поездки. На горной дороге автобус вдруг остановился. -Впереди пробка, - объяснил водитель. Игорь, обходя машины, прошел вперед. На дороге столпились люди. -Что случилось? -Обвал. Автобус с пассажирами перевернулся, упал с откоса. К счастью, здесь пологий склон. Ведутся спасательные работы. -Вот он, случай! Напишу интересный репортаж, - решил Игорь, проталкиваясь вперед. -Я журналист. Разрешите пройти на место аварии, - обратился Игорь к сотруднику патрульной службы, стоящему у ограждения. Тот осмотрел шорты и полосатую майку Игоря. - Журналисты здесь сейчас не нужны. Врачи нужны. Проанализируйте ситуацию. Дайте правовой и этический комментарий. 3.Защита чести и достоинства.. 1.-Да ворюга он махровый, наш директор Сачков! И телята эти, и сено из третьего отделения… Он давно уже никого не стесняется, - закончил рассказ хозяин дома. - Значит, Антон Степанович, - сказала журналистка Лобанова, -Вы, а также семьи Мартыновых, Решетиловых, Сидоркин Борис Михайлович можете подтвердить случаи воровства директора? - Вот что, девушка. Все это я только вам говорю. Вслух не скажу. В газете напишете или на собрание вызовут – я молчок. И другие промолчат. Неизвестно, как дело повернется. Может, Сачкова с места не свернешь, а он нам потом житья не даст. Нам ведь за всякой нуждой – в совхоз: трактор взять, дрова выписать, тесу на ремонт… Да мало ли. Так что, я вам не свидетель. Почти то же самое повторили журналистке Мартыновы, Решетиловы, Сидоркин и другие жители деревни. Для себя Лобанова сделала вывод: директор совхоза действительно расхититель. Надо писать. Но как быть – нет на руках доказательств, а в свидетели никто не пойдет? Проанализируйте ситуацию с точки зрения закона. Как быть журналистке Лобановой? 4. Авторское право.- Привет, Оленька! Как командировка? – зав.отделом оторвалась от рукописи. – Отписывайся, готовь материал в следующий номер. Ольга принесла готовую статью. - Молодец! Хорошо получилось, - похвалила зав. отделом материал молодой журналистки. – Остро поставила проблему, и правки текст почти не требует. Отдавай в печать. Но пока верстался номер районного еженедельника, эта статья вышла в областной ежедневной газете. Оказывается, Ольга сначала передала статью туда. Дайте правовой комментарий. 5.СМИ и выборы.В редакцию газеты «Кругозор» пришел пожилой человек. _Здравствуйте, я пенсионер, проживаю по улице Миргородской, дом 74. Дом наш десятиэтажный, вокруг такие же башни стоят. И вот местный предприниматель Бородулин, еще в прошлом году, наш двор благоустроил, скамейки установили, клумбы разбили, детскую площадку построили. И все бесплатно, из благотворительности. Мы узнали, что Бородулин выдвинут кандидатом в депутаты областной Думы и хотим его поддержать. Вот хотим опубликовать статью о его делах. Если надо – мы заплатим. Дайте правовой комментарий.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Предлагаемые ниже определения можно квалифицировать и как вопросы с открытым ответом. Естественно, что тексты подобных диктантов не предназначены для предварительного обнародования, поэтому ниже приводятся лишь некоторые из возможных материалов. Под диктовку преподавателя слушатели записывают определения и опознают понятия, которые упоминались или даже расшифровывались в лекционной части курса. Например: Информация, которая должна предоставляться свободно в силу прямого указания закона в случаях реализации гражданином своих конституционных и иных, предоставленных законом прав – это (общедоступная информация). Оценка деловых качеств как юридического, так и физического лица – это (деловая репутация). Назначение явления, обязанность социального института, роль человека – это (функция). Степень воздействия СМИ на государство и общество – это (результативность) – и т.д. (Студентов можно предупредить, что материалом для подготовки проверочных текстов скорее всего станет представленный выше «Глоссарий»). При проверке диктанта учитываются и верность опознавания, и правильность написания терминов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |