Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иные субъекты налогового права




Сборщики налогов государственные органы исполнительной вла-сти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполно-моченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляю-щие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой

146


налогоплательщиками. Как видим, функции сборщика налогов носят госу-дарственно-властный характер, поэтому частные лица – физические и юридические – приобрести статус сборщика налогов не могут.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, яв-ляющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу ор-гана местного самоуправления либо через организацию связи федерально-го органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 3 ст. 58 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 295 ТК РФ уплаченные суммы таможен-ных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего. В данных случаях уполномоченные органы и организации выполняют функции сборщиков налогов.

В отличие от налоговых органов сборщики налогов не ограничивают-ся контролем за уплатой налоговых платежей, а осуществляют прием и взимание налогов, приближаясь этим качеством к банкам, выполняющим в налоговой системе функции финансовых посредников между бюджетом и налогоплательщиком. Налоги и сборы зачисляются на счет или непосред-ственно в кассу сборщиков налогов. Разумеется, контрольные полномочия сборщиков налогов носят ограниченный характер, они не вправе прово-дить выездные налоговые проверки и другие «активные» мероприятия на-логового контроля. К сожалению правовой статус сборщиков налогов не закреплен нормативно, что является существенным недостатком налогово-го законодательства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности нало-говых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через та-моженную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Следует отметить, что таможенные правоотношения являются ком-плексными и регулируются нормами различной отраслевой природы. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможен-ного права – специальными. Поэтому налоговые нормы регулируют право-отношения с участием таможенных органов в особо оговоренных случаях, а при одновременном регулировании того или иного вопроса приоритет имеют нормы таможенного законодательства.

Финансовые органы прямо не названы законодателем в числе участ-ников налоговых правоотношений. Однако в ст. 34.2 НК РФ указаны сле-дующие полномочия финансовых органов: Минфин РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Феде-рации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения; органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных право-вых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

147


Кроме того, Минфин РФ отвечает за разработку и реализацию единой налоговой политики в Российской Федерации. Финансовые органы акку-мулируют информацию об установленных региональных и местных нало-гах и сборах (ст. 16 НК РФ), а также участвуют в решении вопросов об из-менении сроков уплаты налогов конкретными налогоплательщиками, то есть при предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инве-стиционного кредита. Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источни-ков в Российской Федерации либо к доходам от источников за ее предела-ми, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Мин-фином РФ (п. 2 ст. 42 НК РФ).

Минфин РФ реализует отдельные нормотворческие функции, а имен-но: 1) утверждают порядок проведения инвентаризации имущества нало-гоплательщика при налоговой проверке (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ); 2) опре-деляют порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для исчисления налоговой базы по итогам налогового периода индивидуаль-ными предпринимателями (п. 2 ст. 54 НК РФ); 3) издают инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и ме-стным налогам (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Органы внутренних дел в качестве субъектов налогового права вы-ступают своеобразными правопреемниками упраздненных органов налого-вой полиции. Их основные функции – выявление, пресечение и расследова-ние преступлений в сфере налогообложения. С этой целью органы внут-ренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налого-вых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, от-несенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обя-заны в десятидневный срок направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправо-мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных дей-ствий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 85 НК РФ включает в число субъектов налогового права орга-ны, учреждения, организации и должностные лица, обязанные сооб-щать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогопла-тельщиков. Функциональное назначение этих участников налоговых пра-воотношений сводится либо к предоставлению налоговым органам сведе-ний, необходимых для исчисления налогов, либо информированию налого-вых органов о юридических фактах, имеющих существенное значение для налогообложения, либо сведений, необходимых для организации налогового контроля. Какими-либо властными полномочиями в отношении налого-плательщиков эти субъекты не наделены. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание

148


штрафа в размере 1000 рублей; те же деяния, совершенные повторно в те-чение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной дея-тельности и наделяющие нотариусов соответствующими полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физи-ческих лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

Региональные советы адвокатских палат обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахож-дения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта РФ, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о приня-тых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении ста-туса адвоката.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физиче-ских лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физиче-ского лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физиче-ских лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на не-движимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистра-цию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транс-портных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые орга-ны по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреж-дения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные уч-реждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление иму-ществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над фи-зическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попе-чительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершенно-летних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспо-собности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попе-чительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом без-вестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые ор-ганы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны со-

149


общать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в на-логовые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после реги-страции (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользо-вателя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостове-ряющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения: 1) о фактах замены документа, удостоверяющего личность граж-данина РФ на территории Российской Федерации, и об изменениях персо-нальных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа; 2) о фактах подачи граждани-ном в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего лич-ность гражданина РФ на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как различаются понятия «субъект налогового права» и «участ-ник налогового правоотношения»?

2. Кого законодатель относит к участникам налоговых правоотно-шений?

3. Являются ли филиалы субъектами налогового права?

4. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

5. Кто и на каком основании может выступать представителем на-логоплательщика?

6. Что собой представляет сборщик налога?

7. Каковы основы налогово-правового статуса банков?

8. Чем обусловлено появление в законодательстве института «на-логовых агентов»?

9. Какова компетенция налоговых органов?

150










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...