Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русское исскусство_архитектура_19 векСтр 1 из 8Следующая ⇒
Русское исскусство_архитектура_19 век 139 «Весна» (1898–1901, ГРМ) он применяет еще некоторые живописные приемы импрессионизма, но чем дальше, тем больше его влечет не анализ явлений природы, а решение деко- ративных задач и главным образом отражение глу- боко личных переживаний и настроений. В произведении «Гобелен» (темпера, 1901, ГТГ) – поиски декоративного решения станковой картины. Фигуры двух мечтательных девушек в старинных нарядах кажутся словно сошедшими с гобелена и воспринимаются, как «эхо прошедшего времени». Жухлая зелень тенистого старого парка также напоминает краски гобелена. И лишь осве- щенный солнцем белый дом выглядит подлинной реальностью. Мусатов пишет темперой, гуашью, пастелью, и эта техника помогает ему в решении декоративной задачи. Женские образы Мусатова – это – образы-символы. В картине «Водоем» (темпера, 1902, ГТГ) художник идет уже к созданию большого декоратив- ного полотна. Композиция развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Почти все прстранство холста занимает полуовал водоема, в котором отражаются небо с белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой. Этот прием использован для того, чтобы создать впечат- ление зыбкости изображения, а также усилить декора- тивность. С пейзажем гармонично сливаются две женс- кие фигуры на берегу, с застывшими лицами и безвольно опущенными руками. Очертания фигур как бы повторя- ют линии водоема и отраженных в воде деревьев. Матовые темперные краски, положенные на крупнозер- нистый холст, усиливают впечатление декоративности. Сюжет предельно лаконичен. Изображенные де- вушки (сестра и невеста художника) объединены тонко переданной духовной связью. Этому гармони- ческому единству в значительной степени способс- твует колорит, играющий в произведениях Мусатова ведущую роль. В картине «Водоем» цветовое решение еще не оторвано от реальной природы. В последующих же своих работах художник исходит больше из волно- вавших его чисто декоративных проблем. Таковы «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1904), «Реквием» (акв., 1905) и акварельные эскизы неосуществленных фресок «Весенняя сказка» русское исскусство_архитектура_19 век 14 0 «Летняя мелодия»,
«Осенний вечер»,
«Сон божества» (1905, все ГТГ). «Изумрудное ожерелье»задумано как декоративное панно. В нем больше, чем в «Водоеме», утверждается принцип плоскостности композиции. Фигуры жен- щин расположены наподобие фриза на малахитовом фоне весенней зелени. Одуванчики и дубовые листья трактованы чисто декоративно. На этом фоне фигу- ры выступают легким горельефом. Мажорный, яр- кий цвет зелени и тончайшие переливы красок на одеждах женщин. Композиция проникнута ритмом легкого движения фигур. В эскизах фресокМусатов ищет широкого декора- тивного обобщения формы, рисунка и колорита, ритмичного расположения фигур в одной плоскости по горизонтали. Большая роль отведена линейному ритму, которому художник подчиняет цвет, приглу- шенные тона. Картина «Призраки» (темпера, 1903, ГТГ). Все в жизни призрачно – и этот высокий зубри- лов с к и й дом (З у бри ловк а – и ме н ие к н язе й Голицыных-Прозоровских в Саратовской губер- нии, где Мусатов часто жил летом и где работал над картинами – «Гобелен», «Водоем», «Призраки») с мраморными статуями по бокам высокой лестницы, и полуоблетевшее дерево, и мелькающие в тумане женские фигуры. Холодная, блеклая гамма серых, голубых, розово-лиловых тонов – все звучит стро- го, торжественно и печально. Картина «Призраки» особенно близка к поэзии символизма, так же как и акварель «Реквием», где центральный женский образ с портретными чертами умершего друга Мусатова воспринимается как об- раз-символ. Но в творчестве Борисова-Мусатова не угасало чувство светлой гармонии, оно росло в нем при не- п о с р е д с т в е н н о м о б щ е н и и с п р и р о д о й . – Исполненные в конце жизни пейзажи «Осенняя песнь» (пастель, ГТГ) и «Куст орешника» (пастель, акв., 1905, ГТГ). Сохраняя близость к натуре, он в то же время не утрачивает свойственного ему чувства декоративной выразительности колорита и обобщения формы. Славу художнику создали позднее участники «Мира искусства» и «Голубой розы». оюз русских художников cложился в Москве в 1903 Образовался в 1901 в результате объединения группы «36 художников» – в основном питомцев Московского училища живописи, ваяния и зодчест- ва и экспонентов «Товарищества передвижников», н е д о в о л ь н ы х н е р а в н о п р а в и е м м о л о д е ж и в «Товариществе», – и петербургского «Мира искус- ства». Этот арт-союз старой и новой столиц произо- шел после закрытия 2-й выставки «36 художников» в Москве. В 1903–1905 был принят и утвержден устав нового общества. Первоначально состав его ежегод- ных выставок, проводимых в обоих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный ро- мантизм в духе «передвижников», и импрессионизм, и модерн. Затем, уже в 1908, наметился раскол, и в 1910 груп- па петербуржцев-модернистов во главе с А.А.Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства». Оставшиеся члены, преимущест- венно москвичи, определились в последующих вы- ставках более стилистически четко: большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, не- приятие авангарда, верность развивающимся тради- циям отечественного импрессионизма (вкупе с отде- льными, не слишком экстравагантными, элементами модерна). Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж, типажные портреты, экспрессивные жанры – зачастую с национально- романтическим и историческим оттенком. И. Э. Грабарь (1871 – 1960) Прославленный пейзажист, один из крупней- ших сред и русск их живописцев мастер натюр- морта, он проявил себя и в архитектурном твор- честве и в нау чно-исследовательской и музейной работе, требу ющих огромного труда, широкой эрудиции, был видным художественным крити- ком, у чен ы м. Первые знач и т е л ь н ые к ар т и н ы художника был и созданы в нача ле 1900-х годов, в пору активного подъема передовых обществен- ных си л, что и отрази лось в мажорности выра- женного в них мироощущения. Этими произве- дениями Грабарь внес в современн ую русску ю живопись импрессионистические приемы разло- жения цвета (дивизионизм). В Пе т е р б у р г с к о м у н и в е р с и т е т е , з а т е м в А ка демии художеств (1894–1896) и, наконец, во вр е м я п р е бы в а н и я з а г р а н и це й (18 9 6–19 01) Грабарь полу чил широкое и разностороннее об- разование. В А ка демии он занима лся в мастерс- кой И. Е. Репина (1895). В Мюнхене обу ча лся у Ашбе (1896–1898). С 1901 года, по возвращении в Россию, он со- здает многочисленные пейзажи, пишет столь же многочисленные натюрморты. Грабарь постоянно ищет новые возможности пропаганды искусства и его воздействия на жизнь, на быт современни- к а , на эс т е т и че с к ие п р е дс та в лен и я. Од но з а дру гим был и созданы известнейшие его произ- ведения: «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ), «Февральская лазурь» (1904, ГТГ), «Мартовский снег» (1904, ГТГ). Грабарь использовал метод цикличности, изучал один и тот же феномен жизни природы – снег – в разных условиях, как это было свойственно импрес- сионистам. «Сентябрьский снег».Это пленэрный пейзаж, его живопись еще несколько традиционна, в ней хорошо передана материальность всего изображенного, и особенно легкого, сияющего белизной первого снега. Красочная гармония этой вещи основана на сочета- нии бледно-холодного, сероватых оттенков снега, серовато-коричневого цвета мокрого дерева террасы и тусклого золота осенних листьев. В то же время в картине сказались и черты импрессионистического творческого метода: уловлено моментальное, прехо- дящее состояние природы (ведь такой снег очень скоро растает). Снег написан им в приемах дивизио- низма. «Февральская лазурь». Картина написана чистым спектральным цветом в приемах дивизионизма. Раздельные мазки сообщают живую вибрацию крас- кам неба. Это именно картина, а не случайный этюд с натуры. Работая над ней, художник очень тщатель- но продумал сам процесс создания нужных, восхи- тивших его эффектов в природ. Чтобы передать в картине все увиденное именно так, как оно откры- лось случайно (художник наклонился, чтобы поднять палку), Грабарь придумал оригинальный способ работы над задуманным холстом. Он писал: «Я про- рыл в глубоком снегу свыше метра толщиной тран- шею, в которой и поместился вместе с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечат- ление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых– от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастер- ской подготовил под лессировки неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональ- ностей». «...Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного накло- на вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |