Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуации пренебрежения и неуважения других
Ситуация 1. Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзамена вес золота, и возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он предложил: - Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам… Вопросы и задания 1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации? 2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации? 3. Что можно сказать о самооценке Саши? 4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя? Ситуация 2. В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: - Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобства гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть - говорил сам или комментировал каждое слово окружающих. Вопросы и задания 1. Дайте оценку поведения юноши. 2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми? 3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека? 4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека? _______________________________________________________________Стр239 Ситуация выбopa профессии Мы много спорили с подругой – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это… - Я точно знаю, куда не пойду: в учителя - не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок. - Тогда тебе нужно идти работать в цирк! - воскликнула подруга и добавила, - а по мне - лишь бы получать прилично. Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке? Вопросы и задания 1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек? 2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации? Ситуация 2 Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот такой разговор. Вера - маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии - одно удовольствие: - Лекарства для ребят, - говорит она: - это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться ... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась ... Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются: - С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах. - Так это же моя работа, - улыбается она. Среди выпускников - еще один будущий медик - Алла П. Она будет стоматологом. - Алла, почему ты пошла в стоматологический? - Марина решила, ну и я с ней. - И как нравится? - Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником. - Из университета в техникум? Но зачем? - Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача. Вопросы и задания 1. Сравните позиции в отношении выбора профессии. ____________________________________________________________Стр240 2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки? 3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека? Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам - Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!» - А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ! - Страниц больше нет! - Как нет? - Мы закончили книгу! - Совсем закончили! .. - Тогда закройте учебник ... И давайте поговорим: чему он вас научил? - Он научил чтению и письму! - Научил родному языку ... Как правильно говорить! Дал знания! - Учил нас быть добрыми, уметь дружить! - Любить читать ... Любить книгу! - Уважать родителей! - Быть вежливыми! - В нем много смешных и веселых рисунков! - Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки! - Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее де под подушку, и она спала вместе со мной! - А я всем показывал, и соседям тоже! _ - А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! – учитель понижает голос. - Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда? - Да, - шепчут дети. - И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности? - Да, - шепчут дети. - Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность. Вопросы и задания 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент? 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке? 4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация? ____________________________________________________________Стр 241 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |