Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогическая характеристика на детский коллектив




Пояснительная записка

   Психолого-педагогическая практика и производственная практика является необходимой составляющей учебного процесса по подготовке специалистов по специальности «Психология». Целью практики является более глубокое усвоение студентами психолого- педагогических явлений, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин, улучшение качества подготовки специалистов, закрепление знаний по дисциплинам, изучаемым в рамках учебного плана по специальности «Психология», проверку умения студентов использовать полученные знания, работать в детском коллективе.

   Психолого- педагогическая практика проходит на 3 курсе в течение 3 недели в образовательных учреждениях (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования), детских оздоровительных лагерях.

   Студенты по согласованию с преподавателем- руководителем практики могут пройти практику в ином учреждении или организации, не указанном в программе практики. Для этого необходимо предоставить в деканат соответствующее письмо-ходатайство из данного учреждения.

    Руководство практикой осуществляется преподавателем выпускающей кафедры, куратором учреждения.

    Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу, методические указания по организации и прохождению практики.

    По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у преподавателя- руководителя практики.

    При прохождении психолого- педагогической практики студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка.      

    По окончании практики студент составляет отчет о ее прохождении, приложив к нему документацию, указанную в программе практики, а также отзывы места работы.

     Психолого- педагогическая практика оценивается в бальной системе. Студент, не выполнивший программу практики получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета. Направляется на вторичную практику или отчисляется из университета.

     Полученный в ходе практики опыт и собранные материалы в дальнейшем следует использовать для написания курсовых и дипломных работ.

           

 

Программа практики

Цель практики

1.Ознакомление студента с основными сферами деятельности практического психолога в детских учреждениях;

2.Подготовка студента в качестве практического психолога организации.

 

Задачи практики:

1.Ознакомление с деятельностью психологической службой учреждения.

2. Изучение различных форм индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними.

3. Овладение психолого- педагогическими технологиями работы с детьми, родителями и педагогами образовательного учреждения.

4. Организация и планирование психодиагностической деятельности в соответствии со спецификой учреждения.

5. Формирование навыков практической работы с психодиагностическими методиками.

6. Формирование навыков обработки и анализа полученных данных.

 7. Формирование навыков составления заключений, выводов и практических рекомендаций.

 

Студент, прошедший практику, должен:

  1. Уметь анализировать организационную структуру учреждения.
  2. Уметь анализировать структурно- организационные аспекты педагогического процесса.
  3. Знать место и роль психолога в учреждении, его права и обязанности.
  4. Уметь подбирать психодиагностические методики в соответствии с целями и задачами исследования.
  5. Уметь организовывать и проводить психодиагностические исследования.
  6. Уметь обрабатывать полученные результаты, оформлять психодиагностические заключения и рекомендации.
  7. Уметь анализировать различные виды групповых занятий.
  8. Уметь разрабатывать методические материалы к занятиям.

 

Содержание практики

  1. Организация практики

 

1. Студент знакомится с учреждением (структурой, кадрами, материально- технической базой), наблюдает различные направления деятельности психолога, организацию методической работы. Вместе с представителем учреждения определяет график и порядок работы.

  2. Студент знакомится со спецификой деятельности учреждения, изучает должностные обязанности педагога- психолога (психолога), его план работы.

  3. Студент знакомится с педагогическим коллективом (коллективом учреждения), планированием и проведением учебной деятельности, наблюдает и анализирует различного рода занятия, воспитательную и внеклассную работу, организацию методической работы.

   4. Студент, вместе с психологом (методистом) учреждения, определяет область, объект и предмет исследования, его цели и задачи. Далее студент выбирает конкретные методы и методики, позволяющие с максимальной точностью и надежностью получить необходимые данные (наблюдение, эксперимент, социометрия, анкеты, тесты и др.).

   5. Студент обосновывает выбор того или иного метода, указывает его параметры, характеристики, способ обработки данных, применяемые математические критерии и т.д. Далее студент подготавливает необходимые расходные материалы, место и время проведения исследования, форму инструктажа.

 

  Психодиагностическая деятельность

1. Студент составляет характеристику личности ребенка на основе самостоятельно проведенных психодиагностических методик (по одной методике на каждую сферу личности ребенка) и имеющейся документации психолога учреждения.

2. Студент составляет психолого- педагогическую характеристику детского коллектива.

Отчетность:

    1. Студент описывает и анализирует форму проведения исследования, инструктаж, отношение испытуемых к исследованию. На основании полученных данных пишет психологическое заключение, составляет практические рекомендации для клиентов, специалистов учреждения, соблюдая этические нормы психолога. Образцы заключений и рекомендаций прилагаются в приложении.
    2.  Студент анализирует итоги исследований и полученные выводы в дневнике по практике.
    3. Психолог учреждения присутствует при проводимых исследованиях и выставляет оценку за процедуру проведения, форму заключений и рекомендации.

 

  1. Психолого- педагогическая деятельность

 

    1. Студент определяет содержание психологического сопровождения несовершеннолетних в учреждении, выделяет основные методы и формы психологической поддержки (коррекционно- развивающей работы).
    2. Участвует совместно с психологом учреждения в одном из видов коррекционно- развивающей работы, самостоятельно проводит одно коррекционно- развивающее мероприятие.

Отчетность: в отчете о программе коррекционной работе указывается: цель, задачи, методы, форма проведения, контингент и количество участников. После проведения коррекционно- развивающего занятия составляется протокол занятия (см. в приложении)

 

К концу практики студент оформляет следующие документы:

     1. Отчет о прохождении практики.

2. Дневник наблюдения за каждый день.

3. Психолого- педагогический портрет личности ребенка.

4. Психолого- педагогическая характеристика детского коллектива.

5. Протокол проведения коррекционно- развивающего мероприятия.

6.Характеристику с места прохождения практики, заверенную директором, руководителем учреждения.

       7.Справкус места прохождения практики (в случае самостоятельного выбора студентом базы практики).

 

В случае прохождения студентом практики вне детского учреждения, отчет по практике предоставляется по следующей схеме:

1. Отчет о прохождении практики

2. Дневник наблюдения за каждый день прохождения практики

3. Психологическая характеристика коллектива.

4. Психологическая характеристика на одного из сотрудников коллектива

5. Протокол проведения занятия по развитию личности (социально- психологический тренинг, тренинг креативности , тренинг лидерства, тренинг продаж).

 6.Характеристику с места прохождения практики, заверенную директором, руководителем учреждения.

7.Справкус места прохождения практики (в случае самостоятельного выбора студентом базы практики).

 

 

Примечание: Диагностический материал (заключения по используемым методикам, образцы применяемых бланков, сводную таблицу полученных данных ) и конспект коррекционно- развивающего мероприятия выносятся в приложение к отчету.

       Продукты творческой деятельности сотрудников (рисунки, коллажи и т.д.) также выносятся в приложение.

   Документы студент сдает на выпускающую кафедру в течение двух недель после окончания практики.

На основании всех перечисленных документов руководителем (куратором) практики выставляется в зачетную книжку студента оценка за практику.

 

Литература:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.,2002.
  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.-Спб.,2006.
  3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. –СПб., 2001.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.-М.,2001.
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. –М.,2001.

Список рекомендуемой литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1995.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М.,2001.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.,2000.

4. Большаков В.Ю. Психотренинг. социодинамика. Упражнения. Игры.СПб.,1996.

       Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. –М.,2001.

5. Крайг Г. Психология развития.- СПб,2000.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. -М.,2003.

7. Личко А.Е. типы акцентуаций характера и психопатии подростков. –М.,1999.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,детство и отрочество. –М., 2002, 2003.

9. Наш проблемный подросток. / под ред. Л.А. Регуш. –СПб.,1999.

10. Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учебн. Заведений. В 2 кн. –М.,2002.

11. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.,2000.

12. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. /Под ред. И.В.Дубровиной. –М.,1998.

13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд. –СПб.,2000.

14. Практическая психология в образовании./Под ред. И.В.Дубровиной. –м.,1995.

15. Реан А.А. психология педагогической деятельности. –Ижевск.,1994.

16. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –СПб.,1999.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М.,2001

18.  Фопель К. психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / пер. с нем.-М.,1990.

19.  Эльконин Д.Б. психология игры. –М.,1999.  

 

 

Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика на детский коллектив

 

Методы психолого- педагогического изучения коллектива: психологическое наблюдение, психологический эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, социометрические методики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...