Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитательная компонента в профессиональном образовании.
Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе присущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно переплетены. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и задачи в контексте современных социально-экономических преобразований в нашей стране. Воспитание– социально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Образованиеесть процесс систематического и целенаправленного воздействия на формирование различных сторон личности и трансформации культуры. В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы пущены как бы на самотек и зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения. В процессе развития общества изменяется содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как своеобразную деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному росту и совершенствованию. Цели воспитания –это ожидаемые изменения в коллективе или личности, осуществляемые в процессе реализации системы воспитательных действий. Главная цель воспитания– формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделить и преумножать его ценности. Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат. Воспитание – многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую систему образования, к субъективным – личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства и ценностные ориентации участников воспитательного процесса. Будучи двухсторонним процессом воспитание предполагает смещение акцентов инициативы от воспитателя через партнерство к самовоспитанию, когда становится плодотворной инициатива субъекта или субъектов воспитания через акт самовоспитания. В педагогической науке выделяется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, которое сегодня дополняется его гражданским, правовым, экономическим направлениями. Процессы воспитания в рамках отдельного направления могут быть реализованы на следующих уровнях: на уровне социума, социальных институтов, социальных групп, межличностном и интраперсональном (самовоспитание) уровнях. Исторически сложившиеся типы воспитания развивались внутри соответствующих типов культуры. Становление цивилизации обусловило тип воспитания, детерминированный социальным и экономическим неравенством, разделением труда, а следовательно разными педагогическими задачами. Восточный тип культурыопределил восточный тип воспитания, основанный на примате общества над личностью, жестком следовании традициям и канонам, ограничении индивидуальной свободы. Западный тип культуры, возникший в Античную эпоху, породил педагогические традиции, характеризующие следующими чертами: ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение в человекеиндивидуального и творческого начал, гармонизация отношений личности и общества. Традиции российского воспитанияскладывались под влиянием западной культуры, наслаиваясь на национальные особенности и социально- историческую специфику, что не помешало формированию в России одной из лучших образовательных систем в мире. Воспитательные задачи решаются посредством определенных методов воспитания, составляющих инструментарий педагогов-воспитателей. Классификация методов воспитания условна и зависит от модели воспитания, его видов и направлений, воспитательной среды, возраста воспитуемых, личности воспитателя. Воспитание в условиях государственного реформирования образования может осуществляться на социетарном уровне. Воспитание на институциональном уровне реализуется в рамках профессионального образования. В процессе обучения в вузе могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения: 1. Нравственного, эстетического воспитания; гражданского, правового, экономического воспитания(гуманитарный блок). 2. Умственного (блок научных дисциплин). 3. Трудового – во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе. Как бы ни была установлена классификация воспитательных методов, среди них можно выделить три основные группы: методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации студентов; методы, стимулирующие мотивацию; методы, способствующие раскрытию творческого потенциала личности и ее качественному приросту. Процессуальные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и воспитательных целей. Ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, которые в равной степени касаются преподавателей и студентов: 1. Ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности. 2. Демократизм и толерантность. 3. Сочетание космизма и национальной идеи. 4. Раскрытие сущностных креативных способностей личности. 5. Региональный характер воспитания, направленный на формирование потребностей реализовывать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой Родины. Личностно-ориентированное развивающееся обучениележитвоснове гуманизации образования и неразрывно связанное с воспитанием, является тем всеобъемлющем процессом, который пронизывая все стороны жизни студента, и будет способствовать гармоничному развитию его личности. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |