Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности конституционного права Соединенного Королевства.




В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. В Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций или официальных систематизации права юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта.

Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.

Статуты– это акты Парламента, имеющие конституционно-правовой предмет регулирования.  Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г.( Великая хартия вольностей) по вопросам конституционного права. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее, не все статуты признаются частью конституции. Кроме того, конституционные нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву.

Статуты

· о парламенте:

· акт о парламенте 1911, 1949

· акт о пэрах 1958, 1963

· акт о палате общин 1978, лордов 1999

· акт о парламентских сроках

в области правого статуса человека:

· Хабеас корпус акт 1679

· билль о правах 1689

· акт о равенстве 2010

территориальное устройство

· акт о мсу 1972, 1985, 1988, 1994, 1999, 2000

Прецедентное право, как источник конституции Великобритании - это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, являющихся обязательными при рассмотрении в будущем аналогичных дел.

Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права, т.е. правилам, содержащимся в судебных решениях, должно следовать и в дальнейшем, а также обязательность решений вышестоящих судов для нижестоящих. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны.

Конституционные соглашения – незафиксированные письменно правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения, которые сложились в результате многократного применения одними и теми же субъектами. Они регулируют важные вопросы государственной жизни, не защищаются в судебном порядке. Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Конституционные соглашения:

- королева назначает Премьер-министра политической партии, набравшей большинство мест в палате общин

- Премьер-министр должен быть членом палаты общин

- монарх назначает министров по рекомендации Премьер-министра;

 - назначаемые министры образуют "Правительство", в рамках которого создается "Кабинет"; в его состав входят мини­стры, именуемые членами Тайного совета

- монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом

- парламентское большинство не должно лишать возможно­сти высказываться парламентское меньшинство

 

Доктринальные источники - специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. Наиболее авторитетные авторы – Блэкстоун, Бэджгот, Дайси.

 

В оценке конституции Великобритании выделяют два подхода:

1.британские специалисты конституционного права характеризуют ее как неписанную, подчеркивая главную специфику данного документа - наличие в ней устных источников права, при чем к писаным относят только акты Парламента - статуты;

2.в отечественной же литературе ученые высказывают мнение о том, что она имеет смешанную форму, так как состоит и из писанных, и из неписаных источников права, при этом считается, что писаную часть британской конституции составляют не только источники статутного права, но также судебные прецеденты, так как решения судов записываются на бумаге, также как и доктрины ученых.

 

По способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Постепенное накладывание многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой - приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...