Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Синергетический подход в образовании, по сути, заключается в стимулирующем, пробуждающем образовании как открытии себя в сотрудничестве с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Действия обучающего и обучаемого не приведут к успеху, когда и поскольку они не согласованы с внутренними тенденциями развития последнего. Если эти действия не являются надлежащими, резонансными, они наверняка будут напрасными. С синергетической точки зрения процедура обучения – это создание условий, при которых становятся возможными процессы приобретения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Благодаря совместной активности учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе, попадают в один и тот же взаимосогласованный темпомир. Учитель и ученик сотрудничают друг с другом, взаимообучаются и взаимообогащаются. Обучение становится интерактивным. Самоорганизация, являясь одним из ключевых понятий синергетики, в аспекте образования означает самообразование. Научить мыслить синергетически – значит научить мыслить нелинейно, в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах, какой и является обучающийся. Осуществляя выбор, обучающийся ориентируется на один из собственных путей эволюции, а также на свои личные ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, определяемый внутренними свойствами этой сложной системы. Синергетический подход в сфере образования как разновидность системного подхода позволяет по-новому ставить и решать проблему соотношения опыта, мышления и теории. Он способствует рождению и осмыслению понятий «воспитательная система школы», «воспитательное пространство». Изучить объект в сфере воспитания в качестве устоявшейся и сложившейся системы проще; сложнее – в качестве проектируемой, созидаемой, развивающейся, меняющейся, так как в развитии существуют и остановки, и движение вспять, и всплески творчества, и уход в повседневность. Но есть закономерность: какой бы системный объект в сфере воспитания мы ни взяли, он развивается не только под воздействием управленческого или педагогического воздействия извне, но и за счет внутренних процессов самоорганизации. В развитии можно выделить две линии: задаваемую сверху и возникающую изнутри – они перекрещиваются, переплетаются и определяют истинную траекторию развития объекта. С позиций синергетического подхода, лучшее управление – это самоуправление. Специалисты в области синергетического подхода Е.Н.Князева и С.П. Курдюмов показывают, как можно «управлять, не управляя», как резонансными воздействиями подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для нее путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое воздействие. Суть образования они видят в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими. А важнейшей задачей образования – содействие развивающемуся человеку и человеческой общности в обретении способности жить в ситуации нестабильности, неустойчивости и динамичности систем. Синергетический подход к совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом в контексте формирования социокультурной образовательной среды способствует повышению ее структурного и функционального многообразия и предполагает: o переход от традиционной формы управления процессом усвоения знаний и умений, основанной на жесткой регламентации действий учащихся (воспитанников), к самоорганизации, позволяющей решать проблемы учебно-воспитательного и информационного взаимодействия; o создание образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы; o взаимосвязь с научными организациями и образовательными учреждениями, позволяющими осуществлять научно-методическое сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности; o создание единого социокультурного педагогического поля семьи и школы, позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями. Таким образом, синергетический подход, во многом перекликаясь как с социокультурным, так и с аксиологическим подходами в образовании, составляет совместно с ними единую научно-методологическую основу для моделирования социокультурного системного развития образовательного учреждения в современных условиях. ВОПРОС 23 ПРИЧИННАЯ И ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |