Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В) программное и коммуникационное обеспечение




Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

 

Автор: Алиева С.А., доцент кафедры журналистики ФБФиЖ БашГУ

Рецензент (ы) _________________________

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

 

 

от ___________ года, протокол № ________.

 

 


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА»

 

 

Контрольная работа № 1 по курсу «Основы творческой деятельности журналиста» ориентирована на выявление уровня освоения теоретических положений и умение применять их на практике. Необходимый уровень предусматривает знание основных характеристик журналистского произведения, умение выделить его в структуре массовых информационных потоков и оценить качество.

 

I. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Самостоятельно подобрать в печатной прессе или интернет-изданиях текст, отвечающий признакам журналистского материала.

2. Выявить тему, определив реальную конкретную ситуацию (РКС) и проблему, в контексте которой она рассматривается.

3. Определить идейный потенциал материала, выявив его «опорную идею», на базе которой журналист оценивает происходящее и «рабочую идею», адресованную читателю.

4. Проанализировать структуру текста. Найти основные смысловые единицы фактологического ряда, а также те образы и нормативы, с помощью которых раскрывается смысл фактов.

5. Рассмотреть организацию текста, выявив основные композиционные блоки и особенности монтажа элементарных выразительных средств (ЭВС). Найти журналистский образ, проследить, как он формируется.

6. Определить тип заголовка, оценив степень его мотивированности и соответствие тексту.

7. Оценить лексико-стилистические особенности материала.

8. Дать общую оценку качества текста и обосновать ее.

 

II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Специфика темы

Приступая к анализу текста, необходимо знать, что тема журналистского произведения - всегда конкретная реальная ситуация, восходящая к более широкой масштабной проблеме общества. Обратите внимание на то, что конкретная реальная ситуация может быть позитивной, проблемной и аномальной, что позволяет создавать как положительные, так и критические материалы [см.: Г.В.Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004. С. 66-73].

 

2. Особенности идеи

При разборе текста необходимо учитывать, что идея журналистского материала адресуется человеку как социальному существу, который строит свое поведение на основе собственного решения. Идейный потенциал текста складывается из идеи «опорной» (информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее явление) и идеи «рабочей» (собственно журналистская информация, выработанная при освоении РКС и подсказывающая читателю внешнее или внутреннее действие с целью разрешения проблемы) [подробнее см.: Указ. соч. С. 73-84].

3. Своеобразие структуры текста

Для раскрытия темы и воплощения идеи журналистского произведения используются элементарные выразительные средства (ЭВС). Необходимо знать, что существуют два ряда ЭВС: фактологический и культурологический. Фактологический включает в себя факты, фактоиды и эмпирические обобщения. Культурологический содержит в себе «образы» и «нормативы» – материалы прошлого социального опыта, воплощенного в культуре, которые журналист использует в своей работе вторично [подробнее см.: Указ. соч. С. 84-97].

4. Средства организации журналистского произведения

Анализируя текст, необходимо понять, как он организован. К средствам его организации относятся композиция, монтаж (их следует различать) и журналистский образ. Если композиция есть логическая структура материала, его внутренняя форма, то монтаж – связь элементов текста с точки зрения последовательности изложения. Журналистский образ – это сверхсмысл материала, который является результатом осознания журналистом связи реалий действительности и материала культуры. Он обыгрывается в тексте и может быть вынесен в заголовок.

Следует помнить, что существует три типа заголовков:

– прямое отражение темы;

– прямое отражение идеи;

– опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ [подробнее см.: Указ. соч. С. 97-117].

 

III. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО И СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЙ МАТЕРИАЛА

Оценить качество текста помогут следующие критерии:

– новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

– масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается РКС;

– оперативность материала;

– конструктивность и убедительность идеи;

– достаточная полнота и яркость ЭВС, мотивированность их применения;

– четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

– смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

– логическая и лексико-стилистическая грамотность материала [подробнее см.: Указ. соч. С. 227].

 

Контрольная работа № 1 должна быть выполнена на компьютере в произвольной форме.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА»

 

 

Задача контрольной работы №2 – проверить, насколько усвоено представление о способе творческой деятельности журналиста и как умеет студент применять эти знания для решения практических задач.

 

I. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Темы контрольной работы №2 предлагаются на выбор:

 

Первый вариант контрольной работы

Предложить заявку на тему материала для издания, с которым сотрудничаете, либо другого печатного или интернет-СМИ. Составить план подготовки этого материала, обозначив основные операции (этапы) творческого акта, источники информации, методы получения сведений. Указать, какие методы постижения сути могут пригодиться, какими методами предъявления ЭВС Вы будете пользоваться на стадии создания текста. Какие технические средства предполагается использовать.

 

Второй вариант контрольной работы

Самостоятельно подобрать в печатной прессе или интернет-изданиях журналистский текст, в котором отражен процесс познания действительности, и реконструировать, воссоздать его. Определить, из чего складывались основные моменты творческого акта. Перечислить использованные автором источники информации, а также методы познавательной деятельности. Выявить методы предъявления ЭВС.

 

Третий вариант контрольной работы

Рассмотреть ход подготовки своих материалов для новостных выпусков учебной газеты, радио и телевидения. Выявить общее и особенное в способе творческой деятельности журналиста в зависимости от разных каналов массовой информации.

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №2

 

Следует иметь в виду, что способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики и копилка позитивного опыта и четко представлять себе его основные элементы (см.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004. С. 121-131).

 

1. Структура творческого акта

Творческий акт журналиста – единство двух относительно самостоятельных стадий – познавательной деятельности и стадии создания текста. Особенности начальной стадии творческого акта. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике.

Основные операции процесса познания действительности. Результат процесса – концепция изученной ситуации. Создание текста – завершающая стадия творческого акта (см.: Указ. соч. С. 132-146). Основные операции этой стадии (см. там же. С. 146-152).

 

2. Система методов журналистского творчества

Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Действительность как система источников информации. Три типа источников информации. Формы информационной поддержки журналистов (см.: Указ. соч. С. 152-158).

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений.

Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в КСИ.

Методы решения теоретических задач (см.: Указ. соч. С. 158-174).

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС. Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС.

Принцип дополнительности в использовании методов (см.: Указ. соч. С. 158-186).

 

3. Технические средства в процессе журналистского творчества

Использование техники на стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Использование современных электронных средств (см.: Указ. соч. С. 187-198).

 

Контрольная работа №2 должна быть выполнена на компьютере в произвольной форме.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...